Что делать, если "завалил" цт. Как сдать ЦТ: важные рекомендации и полезные советы Проблема в том, что… проблемы не существует

Что важнее: способности, трудолюбие или везение? Ребята, которые сдали ЦТ на 100 баллов, поделились рецептом своего успеха.


Цэтэшная Золушка

Екатерину Безушко из деревни Новая Веска Столбцовского района в шутку называют цэтэшной Золушкой. И правда, нечасто бывает, чтобы ученица маленькой сельской школы (в этом году всего 11 выпускников) набрала 100 баллов по русскому языку, и это без репетитора:

– Нам очень повезло с учителем – Натальей Петрушенко. Каждую субботу на факультативе по русскому языку готовились к ЦТ: решали тесты, разбирали ошибки. Уложиться в один урок нереально, поэтому мы нередко задерживались и на два, и на три часа: преподаватель распускала нас только тогда, когда убеждалась, что все всё поняли. В результате на испытании меньше 60 баллов никто не набрал!

Школьница верила в хороший результат, но на максимальный балл не рассчитывала, ведь на последнем репетиционном тестировании у нее было немногим больше 70.

– Наверное, в тот день сошлись все звезды: задания были понятными, я правильно прочитала все условия, ничего не напутала в бланке.

К английскому и математике Катя готовилась с репетиторами: дважды в неделю ездила на электричке в Столбцы, а это почти час дороги в одну сторону.

– Своими результатами осталась довольна: по математике – 70 баллов, по английскому – 92. Собираюсь подавать документы на экономический факультет Белгосуниверситета. Выбираю между специальностями «Менеджмент» и «Финансы и кредит».

На вопрос, как получить 100 баллов, Екатерина отвечает:

– Вы должны быть готовы к тому, что за максимальный результат нужно заплатить большую цену, причем рассчитываться придется сном, свободным временем. Сейчас, когда экзамены уже позади и можно с чистой совестью выйти на прогулку или почитать книжку, я понимаю, как сильно мне этого не хватало.

Хотела взять реванш

Наталья Ткачева , выпускница березовской средней школы № 1, – олимпиадница со стажем: два года подряд она привозила диплом второй степени с республиканской олимпиады по белорусскому языку.

– В этом году тоже делала ставку на олимпиаду, но, увы, даже не прошла в финал. Моя учительница Елена Романюк, видя, как я расстроена, сказала: «Значит, ты должна взять реванш – получить 100 баллов на ЦТ!» Так оно и вышло.

Школьница считает, что своим результатом на 45 процентов обязана трудолюбию, на 45 – природным способностям и на 10 – везению.

– Удача очень важна. После экзаменов продолжаю решать тесты для себя, и у меня каждый раз проскальзывают одна-две погрешности. Даже удивительно, что на ЦТ я ни в чем не ошиблась. Хотя одноклассники были уверены во мне даже больше, чем я сама. Они спрашивали: «Ну что, сколько баллов набрала – 100 или не 100?» Другого результата они и не ждали.

Остальные тесты Наталья тоже написала хорошо: английский – на 87, математику – на 86, обществоведение, к которому готовилась сама, – на 75. Если учесть, что средний балл аттестата у нее тоже 100, у девушки есть все шансы поступить на бюджет в Белорусский государственный экономический университет, на факультет международных экономических отношений, – все как она мечтала.

– Ребятам, которые будут сдавать ЦТ в следующем году, я бы посоветовала не тратить время на то, что их отвлекает: на интернет, бездумное сидение ВКонтакте. И не надеяться только на репетитора: даже самый лучший из них ничем не поможет, если дополнительно не работать самому.

А шоколадку проспорили

Минчане Максим и Артем Лозовские – близнецы. Они вместе учились в Лицее БГУ, вместе собираются поступать на факультет прикладной математики и информатики Белгос­университета и на ЦТ сдавали один и тот же набор предметов: русский, математику, физику. По математике Максим набрал 100 баллов, Артем отстал всего на три очка – у него 97.

Братья считают, что шанс получить сотню был у обоих:

– На втором репетиционном тестировании оба написали на 100 математику, а на третьем – физику. Даже поспорили со своим репетитором: если наберем по математике 200 баллов на двоих, он нам дарит 40 шоколадок. А если нет – мы ему одну. Что ж, придется идти в магазин…

Несмотря на внешнее сходство (репетитор стал различать парней только к концу учебного года), тактика выполнения заданий у братьев разная. Артем более уравновешенный: если какая-то задача не получается, он может отложить ее в сторону, а затем, успокоившись, к ней вернуться. А Максим действует напролом: если что-то застопорилось – будет решать, пока не решит.

Способности к техническим наукам у близнецов с детства. Хотя в родне математиков не было: отец – юрист, мама – врач.

– Наверное, дело в том, что с нами рано начали заниматься: точно знаю, что таблицу умножения мы с Максимом выучили еще до школы, – вспоминает Артем. – А когда нам было лет пять, папа принес домой плакат с числами: сотня, тысяча, миллион, миллиард. Я смотрел на него и старался представить, как может выглядеть, например, тысяча тысяч.

В хорошем знании математики есть много плюсов, уверяют абитуриенты:

– Самый главный бонус – умение мыслить логически. Если знаешь этот предмет, гораздо легче даются физика, химия, даже история: привыкнув работать с цифрами, без проблем запоминаешь даты. Ну и в магазине можно быстро сдачу сосчитать.

Что посоветовать ребятам, которые не сильны в математике, но тем не менее собираются ее сдавать? Делайте упор на часть А: если выполнить ее без ошибок, можно набрать баллов 40. Если в части Б необходимо уметь анализировать, то в А нужно просто знать. И выполняйте как можно больше тестов: в них много похожих задач, так что раньше или позже вы уловите алгоритм и научитесь решать их правильно.

С тестирования вышла последней

У Анны Демиденко из Жлобина 100 баллов по химии.

– Я предполагала, что напишу тест хорошо, так как много лет углубленно занимаюсь химией – участвую в олимпиадах, научно-практических конференциях. Но перед объявлением баллов все равно переживала, накануне даже поплакала от волнения. Когда увидела на мониторе свой результат, сразу же начала звонить родителям, сестрам. И конечно же, своему преподавателю – учителю химии средней школы № 10 Ирине Карабан, которая ведет у меня этот предмет с седьмого класса.

Два с половиной часа, предназначенные для выполнения заданий, Анне еле-еле хватило.

– Я выполнила тест за час с хвостиком, а потом начала все перепроверять, по второму кругу решать задачи. Когда глянула на часы, с ужасом поняла, что едва успеваю заполнить бланк. Из аудитории вышла самой последней.

Другие предметы абитуриентка тоже написала хорошо: 80 баллов по русскому, 79 – по биологии.

– Но для поступления на бюджет (Анна мечтает стать студенткой фармацевтического факультета Белорусского государственного медицинского университета. – Прим. авт.) этого может не хватить. Поэтому буду просить в своем районе целевое направление.

На вопрос, пригождались ли ей знания химии в обычной жизни, Аня с улыбкой вспоминает:

– Однажды решила сделать в квартире генеральную уборку. Причем подошла к ней с научной точки зрения: стала думать, из чего состоит налет на чайнике, на ванне и какую реакцию необходимо провести, чтобы его убрать. В результате родители были в шоке: «Как ты это сделала?» Я на это только посмеялась: «Вот видите, как выгодно, когда дочка – химик!»


Ну, во-первых, не расстраивайся! Ты такой точно не один. Мир не рухнул, жизнь продолжается. Соберись с силами и подумай, какие существуют варианты дальнейшего развития событий. Мы предлагаем следующее…

ССУЗ

Среднее специальное учебное заведений – вполне достойный вариант. Ты не будешь сидеть без дела целый год. Многие белорусские ВУЗы открывают свои филиалы по всей стране, а также заключают договоры с другими колледжами, что дает возможность поступления в высшее учебное заведение на сокращенный срок обучения. Кстати, Министерство образования заявило, что с этого года для поступления «на сокращенку» не требуются ЦТ. Только два экзамена по профильным предметам. И есть еще плюс - тебя не заберут в армию, если ты мужского пола:)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР

Опираясь на опыт прошлых лет, можно сделать вывод: поступить в ВУЗ можно даже не набрав пороги по централизованному тестированию! Вам лишь надо дождаться окончания приемной кампании и промониторить, какие ВУЗы объявляют дополнительный набор. Документы в руки – и бегом.

РАЗВИВАЙСЯ

Если ты не поступил, то это еще не значит, что нужно «забить» на свое (!) образование. У тебя есть целый год на то, чтобы подготовиться к ЦТ и в следующий раз сдать его как следует. Но не делай упор только на это. Развивайся со всех сторон: тренируй память (заучивание стихов, например), читай книги, медитируй, посещай различные семинары, подтяни иностранный язык или выучи новый, получи сертификат IELTS or TOEFL.

РАБОТА

Не поступил – работай. Часто слышал? Ну вот, теперь и тебя коснулось.

Совершеннолетним этот вопрос решить, конечно, проще. Но если тебе еще нет 18, вариантов не так много. Посмотри объявления в прессе, интернете, у подъезда, на остановке, столбе, доске объявлений – где угодно. Можно поспрашивать у семьи, друзей, знакомых. Займись фрилансом или иди продавать арбузы на рынок. Так и годик пролетит. А может и не годик…

ПОЖИВИ ДЛЯ СЕБЯ

Ну, тут уже кто на что горазд. Для одного пожить для себя – пьянки-гулянки, а для другого – саморазвитие, хобби и новые яркие впечатления. Если ты относишь себя к «другому», то давай посмотрим, чем же себя занять.

Обратись в такую структуру, как центр занятости , возможно, у них будет предложение (работа, стажировка и т.д.), которое тебя заинтересует.

Можешь освоить новый скилл или «прокачать» уже имеющийся . Например, запишись на курсы. Ты удивишься, какими разнообразными они могут быть: курсы по самосовершенствованию, каллиграфии, фумелье, аэрографике, флористике и еще много всяких разных. Возможно, на этих курсах ты найдешь себя или дело всей жизни (а зачем вообще ВУЗ тогда??).

Займись самым важным, что у тебя есть, – здоровьем . Начни правильно питаться, бегать, научись плавать, закаляйся, откажись от вредных привычек.

Будь полезным! Дома для тебя всегда найдется работа. Помоги с дачей, закатками, готовкой, стиркой, уборкой, с уроками младшему брату, с хозяйством бабушке в деревне. Мама будет гордиться тобой, а окружающие скажут «спасибо».

Путешествуй! Если позволяют средства и время (у тебя его сейчас точно в избытке), то можно путешествовать. Что может быть прекраснее, чем окунуться в другую культуру, познакомиться с новыми людьми, погрузиться в среду, которая отличается от твоей, и просто получить новые яркие впечатления?

Материал подготовила Крагель Дарья.

Результаты централизованного тестирования из года в год становятся все хуже. Министерство образования знает о проблеме, но даже не пытается ее решить, предпочитая играть роль благополучного семейства.

2+2=???
После оглашения результатов централизованного тестирования 2014 года, эксперты вновь заговорили о кризисе белорусского образования. Сложно поверить, но 40% участников ЦТ по математике (25 тысяч человек) не смогли набрать даже 15 баллов из ста возможных.

Скептики уверяют: еще годик-другой и во время вступительной кампании абитуриентов будут просить сложить детскую пирамидку или составить собственное имя из кубиков. И найдутся люди, которые с треском провалят задание! Кто виноват и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «Ежедневник» попробовал найти вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом, который уже более двадцати лет помогает старшеклассникам подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Проблема в том, что… проблемы не существует

Говоря о проблемах белорусской системы образования, Евгений отмечает: главная проблема состоит в том, что никто не желает признать наличие проблемы. По словам Ливянта, в нынешнем году российские абитуриенты тоже не смогли блеснуть знаниями – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ – это российский аналог ЦТ) тоже были не ахти какие. Но власть не стала закрывать глаза на очевидную проблему:
– Сразу же последовала реакция российского президента. Как результат – готовятся реформы: меняются программы, меняются учебники, меняется система обучения учителей, – рассуждает Евгений. – У нас же считается, что никаких проблем как бы и нет. А зачем искать решение для того, чего в природе не существует? Только после того, как у нас официально признают, что в системе образования наступил кризис, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки.

Действительно, в Беларуси чиновники в сфере образования подготовили традиционный радужный рапорт. Министр образования Сергей Маскевич утверждает, что «ежегодно выпускники демонстрируют стабильно высокие результаты». Комментируя результаты централизованного тестирования по физике и математике, министр заверил, что среднее значение баллов абитуриентов такое же, как в прошлом году.

Главное – правильно заполнить бумажки

Еще одна проблема, по словам Евгения Ливянта, – это фантастическая бюрократия в системе образования, которая парализует ее работу. Учителя не могут спокойно работать: они вынуждены постоянно держать в голове, как правильно заполнить сотни бумажек. Ведь именно по этим бумажкам, а не по реальным знаниям учеников, любая проверка станет оценивать их работу.

Евгений также отмечает, что социальный статус педагогов упал как никогда низко: «Учителя сейчас как каста неприкасаемых в Индии, они – изгои. Если я хочу мотивировать ученика усерднее заниматься, то говорю ему: «Да ладно, можешь особо не стараться. Твоих баллов хватит для того, чтобы в педагогический поступить!» Слово «учитель» превратилось в синоним слова «неудачник».

Обучают или мучают?

Школьные учебники вызывают неподдельный ужас у всех. Педагоги слабо представляют, как доступно объяснить очередной параграф, перегруженный терминами. Родители с высшим образованием комплексуют из-за того, что уже после пятого класса не могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. А дети безропотно пытаются пробиться через тернии к звездам.

– Смешно слушать постоянные оправдания чиновников: мол, мы – молодое государство, поэтому пока наши учебники неидеальны… Уже больше двадцати лет мы печатаем собственные учебники для того, чтобы в скором времени отправить десятки миллионов экземпляров в макулатуру и… тут же заняться выпуском новых!

Единственным значительным достижением белорусской системы образования Евгений считает создание профильный классов. Даже в самых заурядных школах на каждой параллели был хотя бы один класс, где собирали детей, которые хотели и могли учиться. Это позволяло в большем объеме давать им необходимые знания. Ученикам профильных классов репетиторы были нужны гораздо в меньшей степени, нежели нынешним школьникам. Увы и ах – реформа 2008 года уничтожила эту замечательную задумку. Сейчас принято решение о том, чтобы вернуть профильные классы. Однако воссоздать что-то заново гораздо тяжелее, чем разрушить это в одночасье.

Какие «фишки» европейского школьного образования Беларусь может перенять у соседей?

«Ошибочно думать, что можно позаимствовать пару «фишек» европейской системы образования и у нас все резко наладится», – уверен Евгений Ливянт. Однако он считает, что Беларуси стоит изучить опыт европейский стран, особенно тех, которые близки к нам и географически, и ментально, например, Польши и Эстонии. Эти страны сделали просто колоссальный рывок в системе среднего образования. И польское, и эстонское школьное образование сейчас очень котируется в Европе. Еще один положительный пример, который приводит специалист, – Финляндия, где конкурс на педагогические специальности составляет 5-7 человек на место. Ознакомившись с европейскими методиками, можно будет разработать комплекс мер, рассчитанный на несколько лет, который бы подходил конкретно для Беларуси. Нельзя не отметить и значительный прогресс систем среднего образования России и Грузии.

А как за границей?

Анна Иване, директор Рижской белорусской школы имени Янки Купалы (Латвия):

– Обучение длится двенадцать лет, учебный год в Латвии разделен не на четыре четверти, а на два семестра. Обязательно выделяется неделя для научно-исследовательской деятельности – школьники разрабатывают различные научные, творческие проекты. Помимо этого, в программу заложено две образовательные экскурсии в год. В конце обучения школьники сдают пять государственных экзаменов: есть обязательные для сдачи предметы, а есть те, которые выпускники могут выбрать самостоятельно. Результаты этих экзаменов используют и для поступления в ВУЗ – еще раз пересдавать все не надо. Не скажу, чтобы латвийская система школьного образования так уж сильно отличалась от белорусской – многие наши дети поступали в белорусские университеты, и никаких сложностей у них при поступлении не возникало.

Пятрас Адамкус, учитель (Литва):

– В средней школе изучают как общеобразовательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Зависят они от выбранного школьниками профиля: гуманитарного, технического, технологического или художественного. Выпускники сдают четыре экзамена: литовский язык – обязательный, остальные три можно выбрать.

Алесь Зарэмбюк, белорус, проживающий вместе с семьей в Польше:

– Есть общенациональный учебный план, где прописано, сколько часов какой предмет ученики должны изучать. Но директора школ сами решают, как распределить нагрузку. Предположим, в гимназии ученики должны изучать физику два года. Они могут следовать один за одним, а могут быть и разделены. Скажем, в одной гимназии физику ученики будут учить на первом и втором курсе, во второй – на втором и третьем, в третьей – на первом и третьем. Если говорить о домашних заданиях, то в каждой школе посреди недели выделяют свободный день – моему сыну Якубу, к примеру, по средам никогда не задают заданий на дом. Считается, что важно дать ребенку отдохнуть, сделать для него небольшой перерыв среди учебной пятидневки. Выпускники польских лицеев находятся в более выгодном положении, чем их белорусские сверстники. Если в Беларуси на ЦТ разрешается сдать только три предмета, а потом уже решать, куда с таким ограниченным «набором» пройдешь, то в Польше абитуриенты могут сдавать хоть все предметы из школьной программы. К тому же, полученные сертификаты действительны на протяжении всей жизни, а не только во время вступительной компании нынешнего года.

Подать документы в вуз с меньшим проходным баллом за тест

Для начала ознакомься с инфографикой о минимальных проходных баллах ЦТ 2018 года.





Как видишь, можно подать документы на специальности, где по всем предметам проходной балл ниже. Выбор за тобой: поступать туда, куда хватает баллов, или подготовиться к поступлению в следующем году.

Пересдать ЦТ в следующем году

Учти ошибки и подготовься к следующему ЦТ серьёзнее. Воспользуйся , проштудируй . Даже готовясь самостоятельно, можно . Используй , чтобы полагаться на знания, а не случай. Парни могут записаться на подготовительные курсы при вузе: в армию не заберут.

Поступить в лицей или колледж

Не хочешь ждать год — поступай в среднее специальное учебное заведение. Туда ЦТ сдавать не нужно, зачисляют по конкурсу балла аттестата. Ищи подходящую специальность в .

Устроиться на работу

А для чего вообще ты сдавал ЦТ? Уверен, что тебе ? Не можешь однозначно ответить на эти вопросы — повремени с поступлением. Устройся на работу (возможно, придётся окончить специальные курсы), попробуй себя в каком-то деле. Главное — не стой на месте, развивайся! И только когда поймёшь, что тебе необходимо высшее образование, поступай в вуз.

У каждого свой путь, и Адукар полностью согласен с классиком:


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

В понедельник, с 12 июня, в Беларуси начнется главный этап вступительной кампании – централизованное тестирование. Чем чреваты шпаргалки, какие документы не стоит забывать, как правильно выполнять тесты и вообще что нового в нынешней кампании рассказал руководитель витебского регионального центра тестирования республиканского института контроля знаний Александр Суворов.

– На Витебщине подано почти 34 тыс. заявок на тесты по предметам (так называемых человеко-тестов). На одного абитуриента обычно приходится 3-4 испытания, – сообщил Александр Павлович. – В прошлом году заявок было меньше – 29 тыс. Рост объясняется возможностью сдавать 4 экзамена. Традиционно востребованы русский язык, математика, биология, физика, история Беларуси.

– Расскажите о новшествах нынешней вступительной кампании?

– Правила сдачи ЦТ стали более удобны для абитуриентов. Во-первых, срок действия сертификатов продлен до двух лет. Это позволит, например, не поступив в этом году в выбранный вуз, попробовать свои силы через год. Или даже пересдать ЦТ по необходимому предмету, улучшив результат.

По Беларуси около 40% абитуриентов сдают четыре экзамена. Во-вторых, абитуриенты могут сдавать 4 испытания, а не 3, как было раньше. Это дает больше возможностей для выбора вуза, но и «играть» с наборами сертификатов, подбирая «проходные» баллы вряд ли выйдет. Для этого в идеале нужно пять испытаний, а так сочетание предметов для поступления на разные специальности слишком разнится. Поэтому многие абитуриенты просто записываются на белорусский и русский языки, а потом очевидно будут использовать более результативный сертификат.

В-третьих, с одного до трех увеличилось количество резервных дней – 6, 8, 10 июля (перерегистрация с 30 июня по 3 июля). Тестирование будет проходить в БГУ, в один день можно сдать один предмет. Кстати, не стоит путать перерегистрацию с регистрацией, которая закончилась.

Резервные дни – только для ранее зарегистрированных абитуриентов с пропусками на ЦТ, которые по уважительной причине не смогли сдать экзамен в основной день.

Таким образом, люди, которые, например, проболели месяц и могут это подтвердить документально, не остаются за бортом вступительной кампании. Каждый год в области резервным днем пользуются около 100 человек.

В этом году в соответствующем Положении об организации и проведению ЦТ четко прописано сопровождение организатора ЦТ при выходе из аудитории по уважительной причине (плохое самочувствие, туалет и другое), а время нахождение вне аудитории включается в общее время прохождения экзамена.

– Много ли потенциальных абитуриентов «забывают» вовремя зарегистрироваться?

– Регистрация закончилась по всей Беларуси 2 июня в 19.00, но еще несколько дней в пункты регистрации обязательно обращаются 5-7 человек, желающих зарегистрироваться. Но они уже не могут участвовать во вступительной кампании этого года, помочь в таком случае нечем.

– Время от времени в Интернете появляются «ответы» на вопросы ЦТ. Насколько это теоретически возможно?

– За всю историю ЦТ в Беларуси подтвержденной утечки информации не было и вряд ли будет. У всех региональных центров ЦТ закрытые интернет- и телефонные каналы для общения с РИКЗ, все материалы доставляются военизированной фельдъегерской службой в опечатанных вализах, задания – в конвертах. Любое несанкционированное вскрытие – очевидно.

– Как быстро проверяются тесты?

– Обычно около двух недель. Результаты можно узнать на сайте РИКЗ или заказать смс-оповещение платно.

– Как вы относитесь к мнению, что тестовые задания – слишком сложны и часто не соответствуют учебной программе?

– Это не совсем верно. По-моему, проблема не в тестах, а в уровне знаний. В любом случае стоит понимать, что ЦТ – это не оценка знаний, а способ ранжирования участников вступительной кампании. Результат ЦТ не должен полностью совпадать со средним баллом по предмету или экзамену в школе.

Некоторые абитуриенты до сих пор верят в то, что можно случайным выбором ответов «набить» баллы для получения сертификата. Насколько это реально?

– Это невозможно, так как система проверки тестов это не пропустит. Не вдаваясь в подробности, скажу, что оценивается общее количество правильных ответов на вопросы различной сложности, используются корректирующие коэффициенты и так далее.

Мой совет – опирайтесь на логику и знания, а не на случайность, старайтесь сделать все задания части А и Б. Впрочем, каждый год встречается с десяток-другой поступающий, которые выходят из аудиторий через 5-10 минут после начала испытания, хотя выполнить за это время задания невозможно физически «Случайные» люди…

За что могут удалить из аудитории во время экзамена?

– В прошлом году на Витебщине удаленных не было, что не может не радовать. Раньше из-за нарушения правил проведения ЦТ не получали сертификатов около десятка абитуриентов. Категорически запрещено проносить в аудиторию любые гаджеты, телефоны, удаляли людей и за бумажные шпаргалки. Нельзя меняться заданиями, разговаривать.

– Можно ли взять с собой на экзамен питьевую воду или шоколадку?

– Мы этого не рекомендуем. Представляете, что будет, если во время экзамена в большой аудитории начнется массовый перекус? До минимума необходимо сократить и посещение туалета. Хотя это возможно, но только в сопровождении организаторов.

– Много ли иностранцев будут сдавать ЦТ?

– Есть межправительственное соглашение, которое дает возможность гражданам России, Казахстана, Кыргыстана и Таджикистана сдавать ЦТ на общих основаниях и по их результатам поступать в вузы на бюджетные места. В этом году регистрировалось много россиян из Смоленской и Псковской областей, была девушка даже из Чеченской республики, граждане Казахстана.

– Напоследок, еще раз напомните абитуриентам, процедуру сдачи ЦТ.

– Все экзамены начинаются в 11.00, но мы просим приходить на час-полтора раньше, чтобы не создавать столпотворения на входе. Все испытания проходят только в тех учреждениях образования, куда получен пропуск при регистрации. На входе обязателен пропуск и оригинал действующего (!) паспорта или вид на жительство, удостоверение беженца. В крайнем случаем, при краже или утере паспорта органы МВД выдают справку с фотографией.

СПРАВКА «ВВ» : Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 марта 2017 года №2 установлены неудовлетворительные отметки по ЦТ. К ним относятся следующие баллы (включительно):

– «Белорусский язык» или «Русский язык» – от 0 до 19 баллов – для филологических специальностей¸ от 0 до 9 – для остальных.

По первому предмету профильного испытания «Математика», «Физика», «Химия», «Биологи» – от 0 до 14 баллов; «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведения», «География», «Иностранные языки»» – от 0 до 19 баллов;

По второму предмету профильного испытания «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» – от 0 до 9 баллов, «История Беларуси», «Всемирная история», «География», «Иностранные языки» – от 0 до 14 баллов.

При поступлении в ряд учреждений силовых ведомств, на специальности сельхозпрофиля к неудовлетворительным отметкам по предметам будут относиться от 0 до 4 баллов.

Фото Александра КУТЫНКО и из открытых источников.


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны