Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом? Как понять что грудничок заболел Понять что грудной ребенок.

В первые дни и даже пару недель после родов, лактация только устанавливается, ваш организм подстраивается под нужды младенца.

Могут быть резкие приливы молока или, наоборот, ребенок будет долго «висеть» на груди и при этом выглядеть голодным. Это нормально для данного периода.

Но вот потом многим мамам нужна уверенность в том, что молока достаточно. И когда не знаешь, как понять, что ребенок наелся грудным молоком, начинается паника, нервы. А это точно плохо для лактации.

Страхи и как их развеять

Причин для беспокойства молодой мамочки может быть много, но особенно часто беспокоятся именно о том, достаточно ли младенцу грудного молока. Как понять, что ребенок 1 месяца наелся? Вот, что обычно беспокоит мам:

  1. Ребенок очень долго кушает, не отпуская грудь;

На самом деле, это нормально для младенца, ведь до рождения он всегда был с вами и ему хочется чувствовать вас и сейчас, в первые недели жизни.

Дайте ему эту близость – ведь необязательно для этого ходить или сидеть – можно вместе лежать и отдыхать. Если вы правильно прикладываете ребенка к груди, то он наедается, но каждому для насыщения необходимо разное время.

  1. Малыш быстро отпускает грудь;

Раз отпустил сам – значит, точно наелся. Или успокоился – ведь младенцы просят грудь не только ради насыщения, есть много других причин: жажда, боль, дискомфорт, одиночество.

И для удовлетворения этих потребностей грудь нужна ненадолго, лишь в качестве успокоения и обретения душевного равновесия.

  1. Кормить приходится слишком часто;

В первые месяцы жизни, действительно, кормления могут быть частыми. Ведь лактация только налаживается, к тому же, ребенок растет активнее всего именно в первые 3 месяца после рождения.

Организм – очень умный. Он подстроится под растущие потребности в молоке и будет вырабатывать его больше, если это необходимо младенцу, чтобы наесться. И, кстати, в первый месяц новорожденному надо кушать чаще, чем в последующие.

  1. Ребенок беспокойный и капризный;

Если это и связано с едой, то максимум пару дней. Все остальное – причину ищите в другом.

  1. Младенец отрывается от груди, но все равно остается беспокойным;

Это часто связано с напором молока, а не его количеством. Либо неправильно прикладываете или животик болит. А возможно, дело в вашем эмоциональном состоянии или незрелой нервной системе ребенка.

Способы проверки: достаточно ли молока

Чтобы успокоить себя и удостовериться, что молока много, надо знать способы, как понять, что ребенок новорожденный наелся:

  • Количество мочеиспусканий;

Минимальное количество раз: 8-10, говорит о том, что нужно провести работу над ошибками, поскольку ребенок не высасывает нужного количества молока.

Подумайте, что вы делаете не так – проверьте правильность прикладывания, давайте грудь не по часам, а по любому требованию, не допаивайте водой, уберите пустышку.

Если «мокрых дел» 10-12, это - нормальный показатель, если больше 12 – можете вообще успокоиться.

  • Консистенция и запах мочи;

Она должна быть прозрачной и без резкого запаха – тогда все хорошо.

  • Каловые массы;
  • Прибавка в весе;

Тут мнения о количестве прибавки расходятся, но общее то, что до 2-3 месяцев малыш должен прибавлять не менее 140 гр в неделю. Это нижняя граница нормы. Имейте в виду, что больше – лучше, меньше – надо искать причину.

  • Спокойный сон;

Если грудничок спит полночи, не просыпаясь, значит, он точно наелся перед сном. Да и днем такой малыш, скорее всего, не будет капризничать и плакать. Не путайте с вялостью!

Здоровый младенец активен, подвижен, но не плачет навзрыд. Вялый же будет просто лежать и плохо на все реагировать – это уже повод для совершенно иного беспокойства.

Также читайте статью

Колики – клинический синдром, проявляющийся у детей грудного возраста. Большинство педиатров склонны рассматривать колики как естественное физиологическое явление, связанное с функциональной незрелостью пищеварительной системы. В то же время важно знать, что существуют другие вплоть до довольно серьезных, первые проявления которых очень похожи на болезненные, но, в общем-то, безобидные колики.

Сколько длятся колики у новорожденного

Кишечные колики у младенцев иногда называют трехмесячными. Число три связано с функционированием кишечника совершенно мистическим образом. Итак:

  • первые приступы появляются на третьей неделе жизни;
  • общая длительность приступа боли в течение суток – около трех часов;
  • проблема исчезает сама по себе после достижения трехмесячного возраста.

В некоторых источниках можно встретить упоминание и о трех беспокойных днях в неделю. На самом деле «правило трех» — очень условно, колики могут начаться раньше или значительно позже, мучить малыша не до трех, а до шести месяцев и т.д.

Как понять, что у новорожденного ребенка появились симптомы колик

Симптомы приступа колик у грудного ребенка достаточно характерны и хорошо известны опытным мамочкам.

Колики относят к «диагнозам исключения». Если грудничок вне приступов чувствует себя хорошо, нормально ест и прибавляет в весе, у него нет признаков расстройства пищеварения, проблема временная и серьезное лечение малышу не нужно. Врач порекомендует приемы и и посоветует запастись терпением.

Могут ли колики у новорожденного ребенка быть постоянными

Как правило, колики начинаются с редких (1-2 раза в неделю), небольших по продолжительности приступов (15-20 минут), которые прекращаются после отхождения газиков или стула. В дальнейшем частота и продолжительность колик увеличиваются, порой достигая 8 часов. Тревожным признаком при длительных коликах может быть наложение других симптомов в виде пенистого стула, запора. В этом случае требуется провести дополнительное обследование, чтобы исключить заболевания, имеющие похожие черты.

Могут ли колики возникать во время кормления

Приступы колик достаточно четко связаны с кормлением, проявляются примерно через 20-30 минут после него, преимущественно по вечерам. Иногда приступ боли может настать и во время трапезы, побуждая малыша отказываться от груди или бутылочки. Связано это с тем, что молоко, попадая в кишечник, увеличивает его перистальтику. Также возможной причиной может быть заглатывание воздуха во время кормления. В таком случае надо подержать новорожденного вертикально или сделать массаж животика. Не следует давать малышу грудь, если он сам того не хочет, пока не пройдет приступ. В противном случае, излишняя навязчивость может повлечь неприятие груди и в отсутствие колик. Иногда беспокойство ребенка во время кормления может быть вызвано .


Как отличить колики от газиков у новорожденного

Одной из причин кишечной боли (колик) у новорожденного могут быть газики – так называют скопление газов в кишечнике. В то же время колики и газики могут проявляться независимо друг от друга. При повышенном газообразовании ребенок беспокоен, кряхтит, поджимает ножки, тужится, но плачет довольно редко и не так пронзительно, как при коликах. После полугода колики остаются только в воспоминаниях, а проблема газиков может периодически возникать как реакция на особенности питания.

Как отличить колики от запора у грудничка

Очень важно отличать колики от запора. В норме у младенца, находящегося на грудном вскармливании стул бывает 4-7 раз в сутки. Если испражнение кишечника происходит 1-2 раза в сутки или реже, следует обратиться к врачу для выяснения причин.

Как отличить колики от голода

В теории все просто: голодный малыш должен успокоиться, если дать ему грудь или бутылочку со смесью. На практике бывают и другие варианты: изменилось количество или качество молока, неправильно выбрана смесь и малыш недостаточно получает необходимых веществ. На недоедание косвенным образом указывает изменение частоты опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Малыш начинает плакать сразу после кормления и плачет почти постоянно, становится вялым, плохо спит. Голодные детки могут увлечься сосанием кулачков, пальцев и всего, что помещается в ротик. При затянувшемся недоедании наблюдается снижение темпов увеличения веса. Более подробно о том в том или ином возрасте и как определить, читайте в специальных статьях.

Как отличить колики от лактазной недостаточности

Боль в животике может быть симптомом лактазной недостаточности (в быту ее иногда ошибочно называют лактозной недостаточностью). На недостаток фермента, расщепляющего молочный сахар, указывают:

  • жидкий пенистый стул с комочками, опорожнения кишечника происходят более 10 раз в день. Запах – выраженный кислый. У малышей-искусственников могут быть запоры, но структура стула имеет те же характерные черты: четкие комочки, затем пенистая жидкость.
  • отставание в весе.
  • нарушение состава микрофлоры кишечника.

Не исключает колик, напротив, их проявления только усиливаются.

Может ли быть температура или понос при коликах

Повышение температуры и понос – очень тревожные сигналы. Появление подобных симптомов означает, что кроме или вместо колик у вашего малыша есть более серьезные проблемы с пищеварительной системой. В таких случаях следует безотлагательно обращаться к врачу.


Как определить, что у новорожденного прошли колики

Ориентируясь только на плач и беспокойство ребенка порой сложно определить прошли колики или нет. Ведь в возрасте, когда они проходят, начинается прорезывание зубов, также доставляющее немало беспокойства родителям. Поэтому главный критерий, на который можно ориентироваться – это животик малыша. Если плач сопровождается плотным и вздутым животиком, метеоризмом, то колики еще беспокоят малыша. Когда животик ребенка мягкий, значит, колики уже прошли, а причину плача надо искать в другом.

Часто родители не знают, как помочь своему малышу при внезапных приступах колик, которые периодически возникают во время или после кормления. Как облегчить состояние крохи рассказывает педиатр ЕМС, кандидат медицинских наук, Мария Шилко.

Что такое колики у грудничков?

Колики – это спазмы кишечника, вызываемые, как правило, нарушением его двигательной функции и повышенным газообразованием. Для характеристики этого состояния у малышей педиатры используют «правило трех»: колики длятся в общей сложности около 3-х часов в сутки, возникают на 3-й недели жизни и продолжаются примерно 3 месяца. Родителям следует понимать, что колики грудничков не являются заболеванием, это состояние временное, проходящее к четырехмесячному возрасту.

Точная причина возникновения младенческих колик пока не установлена. Явления пищеварительного дискомфорта у новорожденных специалисты связывают с незрелостью и сниженной активностью ферментов, помогающих переваривать и усваивать пищу.

Как узнать, что у ребенка колики?

Малыш сильно плачет и кричит, беспокойно двигает ножками, подтягивает их к животу, во время приступа лицо малыша краснеет, живот может быть вздут из-за повышенного газообразования. Плач возникает чаще всего вечером, но может наблюдаться и в любое время суток. Между приступами ребенок спокоен.

Как помочь малышу?

Если мама кормит грудью:

    Ограничьте в своем рационе молоко и молочные продукты. Достаточно не употреблять их в течение 8-10 дней, чтобы мама заметила улучшение в состоянии ребенка.

    Старайтесь избегать продуктов, вызывающих метеоризм и усиливающих брожение в кишечнике: фасоли, гороха, капусты, редьки, винограда.

    Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (чай, кофе, кока-кола).

    Убедитесь, что Вы правильно прикладываете ребенка к груди. Следите, чтобы младенец захватывал всю ареолу соска и не заглатывал воздух.

    Дайте малышу полностью опустошить одну грудь. Если мама слишком часто меняет грудь во время кормления, то ребенок получает много «переднего» молока с низким содержанием жира и богатого молочным сахаром – лактозой. Относительно нежирное молоко быстро покидает желудок ребенка и большое количество лактозы, попадая в кишечник, вызывает повышенное газообразование, вздутие и боли в животе.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании:

    Обратитесь за консультацией к педиатру. Он может подобрать смесь, которая легче усваивается и не вызывает дискомфорт после кормления.

    Используйте специальные бутылочки и противоколиковые соски, позволяющие регулировать скорость потока молочной смеси, малыш не будет «захлебываться» и заглатывать воздух.

    Постарайтесь кормить ребенка в спокойной обстановке.

    При разведении молочных смесей точно соблюдайте дозировку.

После кормления обязательно подержите кроху в вертикальном положении, чтобы вышел «лишний воздух».

Если малыш начинает кричать, возьмите его на руки, прижмите к себе животиком, погладьте по спинке. От изменившегося положения и увеличивающегося внутрибрюшного давления у малыша отойдут газы, и боль отпустит.

Облегчить колики поможет массаж живота по часовой стрелке с легким нажимом, тепло (только что проглаженная пеленка на живот), газоотводная трубка.

Успокаивающе подействует прогулка в коляске на свежем воздухе, тихая приятная музыка.

Профилактика колик у новорожденного

Для профилактики колик традиционно используются специальные детские чаи, содержащие лекарственные травы (фенхель, ромашку), препарат на растительной основе «Плантекс», благоприятно воздействующие на желудочно-кишечный тракт, улучшающие пищеварение, предотвращающие скопление газов.

Родителям важно помнить, что функциональные кишечные колики не являются заболеванием и встречаются у 20% здоровых детей. Однако говорить о кишечных коликах возможно, только если во всем остальном малыш здоров, правильно развивается и хорошо набирает вес.

Проконсультируйтесь с педиатром. Врач осмотрит ребенка, установит точную причину беспокойства малыша и даст необходимые рекомендации.

Здоровье малыша вызывает опасения у родителей. Сложнее всего уберечь ребенка от простуды: его легко заразить, он тяжело выздоравливает, зачастую появляются осложнения. Важно знать о признаках, течении заболевания, как лечить простуду у грудничка, чтобы своевременно оказать ему помощь.

Особенности возникновения у детей

В медицине простуда носит название ОРВИ или ОРЗ (острая респираторная вирусная инфекция или острое респираторное заболевание). Первая распространяется в период вирусных эпидемий: малыш может заразиться от родных, если у него ослаблен иммунитет.

ОРЗ чаще возникает из-за переохлаждения грудничка, которое вызывает ослабление местного иммунитета на слизистых и активное размножение бактерий, вирусов, постоянно присутствующих у человека в небольших количествах.

Малышей до года стараются не брать в общественные места для предотвращения заражения. Если заболел близкий родственник, общение ограничивается, чтобы не заразить ребенка.

Грудничок реже заболевает благодаря иммунитету, полученному от матери при рождении. Действует он у новорожденного ребенка до 3-4 месяцев, потом организм самостоятельно формирует защитную систему и дополнительно получает антитела из материнского молока, если малыш находится на . У детей на ИВ вероятность заразиться выше.

Заражение от мамы

Большие сложности вызывает заболевание кормящей мамы, которая может заразить грудничка. Инфицированный человек не сразу узнает о болезни: первые признаки простуды проявляются через несколько дней после заражения.

Вирус от матери может попасть в организм малыша через слизистую носоглотки, грудное молоко, но бросать кормление нельзя: малыш лишится основного лекарства.

Ограничить воздействие болезнетворных организмов поможет частое мытье рук с мылом и марлевая маска, которую нужно менять несколько раз в день.

Симптомы

Ребенок еще не способен объяснить, что начал заболевать, поэтому родители чаще обращают внимание на явные признаки простуды у грудничка:

  1. Выделение слизи из носика;
  2. Глаза становятся мутными;
  3. Затруднение дыхания, малыш чаще открывает рот, или соску во время кормления, плачет и отказывается от еды, хотя явно голоден;
  4. , может сопровождаться лихорадочным состоянием, ознобом – малыш дрожит при нормальной комнатной температуре;
  5. Голос становится хриплым;
  6. Появляется частое чихание и кашель.

До этих симптомов должны насторожить изменения в поведении ребенка. Он становится вялым или слишком возбудимым. Грудной ребенок плохо спит, наоборот, спит часто и подолгу, капризничает. Признаки простуды у новорожденного – повод незамедлительно обратиться к врачу.

Кашель и насморк может быть причиной аллергической реакции или индивидуальной особенностью течения болезни. Такие симптомы простуды у грудничка требуют выяснения причин и лечения. Дети грудного возраста не умеют сморкаться, откашливаться, слизь из носа стекает в горло, попадает в ушные проходы. Могут возникнуть , . Более серьезное осложнение – воспаление головного мозга.

У грудничков старше 6 месяцев насморк и температура появляются . Как понять, что они начали расти? При этом у детей:

  1. Повышается ;
  2. Появляется желание тянуть в рот пальцы и предметы, пытаться их жевать;
  3. Десна в месте появления зубика отекает, краснеет.

И при таких симптомах нужна консультация педиатра: он даст рекомендации, как помочь ребенку при прорезывании зубов.

Способы лечения

Если возникает простуда у грудничка, Комаровский рекомендует незамедлительный визит к врачу. Только он правильно решит, чем лечить простуду. Желательно использовать меньше разных медикаментов, категорически запрещается самостоятельное лечение простуды у малыша. Для него могут быть опасны лекарства, помогающие взрослым при схожих симптомах.

При вирусном возникновении простуды бесполезно использование антибиотиков, которые используются при осложнениях воспалительного характера.

При педиатр может назначить капли в нос, сосудосужающие или лечебные на основе солевого раствора, при воспалении – содержащие антибиотики. Можно закапывать в каждую ноздрю две-три капли . Он разжижает слизь, обладает антисептическим действием. Для облегчения дыхания нужно очищать носик грушей, назальным аспиратором, в крайнем случае – ртом.

Малыши не могут глотать таблетки. Для лечения вирусного заболевания назначают свечи от простуды с содержанием , которые вводятся в анальное отверстие. Лекарство всасывается в кишечнике, действует быстрее и не наносит вреда пищеварению ребенка. Заменить свечи можно каплями или сиропом, но они могут вызвать рвоту.

Есть положительные отзывы о применении Анаферона при простуде у грудничка. Но он относится к гомеопатическим препаратам, для лечения вирусного заболевания нужны средства с большей концентрацией действующего вещества.

Противопоказаны для лечения простуды у грудничка:

  • Отвары, чай с медом, малиной, сиропы от кашля – способны вызвать аллергию;
  • . Оно изначально не предназначено для лечения насморка, способствует размножению бактерий, ускоряет воспалительные процессы;
  • Растирания и с эфирными маслами – могут вызвать высыпания и зуд;
  • Паровые ингаляции приводят к ожогу слизистой носоглотки;
  • Применение горчичников – недопустимо для кожи младенца;
  • Клизма без согласования с врачом.

Народные средства эффективны при простуде, но использовать их для лечения новорожденного не рекомендуется. Лечебные процедуры назначает врач, самолечение может привести к осложнениям, опасным для жизни ребенка.

Если у ребенка жар

Температура у малыша до 38° способствует выработке организмом противовирусных веществ, не следует её сбивать. Если понижать ее уже при 37°, грудничок будет дольше выздоравливать. При температуре выше 38° у детей до 3 месяцев, или 38,5° в старшем возрасте – срочно вызвать скорую, лекарства лучше давать под присмотром медика, т. к. возможна аллергическая реакция.

Не всегда скорая приезжает быстро, а повышение температуры угрожает жизни ребенка. В подобной ситуации можно самостоятельно дать ему жаропонижающее средство, предназначенное для младенческого возраста.

При отсутствии детских лекарств в экстренных случаях можно использовать парацетамол, который быстро снизит температуру. Раньше его часто назначали при лечении детей до года, но сегодня доказано его токсическое воздействие на почки и печень.

Он противопоказан, если малышу 1 месяц или меньше. Для ребенка в 2 месяца и больше доза разового использования – 15 мг на 1 кг веса, не больше 60 мг на кг веса в сутки. Действие начинается через 30 мин. и продолжается 4 часа. Таблетки нужно растворить в воде и дать попить малышу. Нельзя использовать больше 3 дней, лучше заменить парацетамол адаптированными для грудничков жаропонижающими препаратами.

Запрещено давать аспирин, обтирать младенца раствором воды с уксусом, спиртом, водкой. Химические вещества попадают через кожу в организм ребенка, вызывают отравление. Месячный малыш может получить ожог слизистой при вдыхании паров.

Терморегуляция в организме еще не налажена, резкие перепады опасны и могут вызвать судороги у ребенка. Для облегчения состояния допускается обтирание салфеткой, смоченной в теплой воде.

Опасно состояние белой лихорадки, которая проявляется высокой температурой и бледностью кожных покровов, при этом конечности холодные. Сбивать температуру нужно медленно, только под наблюдением врача.

Правила ухода

Комаровский отмечает, что организм способен самостоятельно справиться с простудой, если создать благоприятные условия. Основные правила:

  1. Регулярные проветривания. Приток свежего воздуха позволяет избавиться от вирусов и бактерий в комнате, кислород облегчает дыхание малыша;
  2. Уровень влажности – в пределах 70%. Сухой воздух раздражает слизистую дыхательных путей. Можно применять увлажнитель, поставить емкость с водой возле батареи, повесить влажную ткань;
  3. Температура в комнате не должна быть выше 22°. Не нужно дополнительно включать обогревательные приборы, укутывать ребенка, накрывать теплее обычного. Ослабленный организм вынужден будет тратить силы на борьбу с перегревом, болеть дольше;
  4. В комнате проводить влажную уборку 1 – 2 раза в день, т. к. на поверхностях оседают микробы, а пыльный воздух раздражает слизистую малыша, затрудняет дыхание;
  5. Одежда должна быть легкой и удобной, из дышащих материалов (хлопка). Переодевать ребенка сразу после того, как вспотел, вытирая его насухо. Менять нужно и мокрое постельное белье. На время болезни лучше отказаться от памперсов – они способствуют перегреванию при высокой температуре;
  6. Голова ребенка должна находится выше тела, можно подложить под голову небольшую подушку и следить за позой малыша, когда он на руках у родителей;
  7. Важна спокойная обстановка в доме. Нельзя злиться на ребенка, что он болеет и капризничает. Младенец чувствует напряжение, начинает переживать. Двойной стресс усугубляет симптомы заболевания у грудничка.

Режим дня и кормление при простуде

Болезненное состояние приводит к истощению, усталости. Нужно отойти от привычного режима сна и давать ребенку спать больше для восстановления сил. Нужно избегать шума, яркого света, активных игр – больной малыш быстро утомляется и нуждается в отдыхе.

При небольшой простуде не стоит отказываться от ежедневных прогулок, если ребенок может дышать носом. Они должны быть непродолжительными. Противопоказанием является высокая температура, сильный насморк, кашель, ангина, слабость.

Питание необходимо малышу для выздоровления, содержит полезные вещества и витамины. При невозможности носового дыхания новорожденный часто отказывается от еды, при обострении заболевания и высокой температуре может быть рвота. Нельзя заставлять ребенка есть, лучше проводить кормление чаще, но уменьшить порцию.

Если в рацион малыша уже начали вводить , нужно отказаться от новых продуктов на время болезни. При появлении аппетита нужно дать те каши или пюре, которые хорошо переваривает его организм.

Малыша нужно допаивать кипяченой водичкой, даже если он на грудном вскармливании. Повышенное потоотделение вызывает обезвоживание, нужно восстанавливать водно-солевой баланс.

Купание и массаж

Считается, что нельзя мыть детей при простуде. Противопоказанием является сильный жар и плохое самочувствие. Следует воздержаться от процедуры, если температура спала менее 2 дней назад. В остальных случаях водные процедуры обязательны: они позволяют очистить кожу от токсинов, выходящих из организма вместе с потом, позволяют коже дышать. Температура должна быть на пару градусов выше обычной – 37-38°. Вернуться к привычной температуре можно после полного выздоровления ребенка.

Можно ли купать грудничка при простуде, решает лечащий врач. Педиатры запрещают процедуру из-за риска переохлаждения. Можно ежедневно обтирать его мягкой тканью, смоченной в теплой воде. Нужно поочередно протирать и высушивать полотенцем все части тела. Если намочить ребенка полностью, он может замерзнуть.

Врач может назначить ванночки с . Это может быть , оказывающие антибактериальный эффект. назначают для облегчения дыхания малыша. Не следует проводить купание с отваром без назначения врача, или использовать новые растения, реакция на которые у малыша неизвестна.

Можно ли делать массаж при простуде? В начале и активной фазе болезни нужно отказаться от процедуры. Она приводит к расширению сосудов, незначительному повышению температуры тела, что опасно, если у малыша жар. Вирусное заболевание вызывает головные боли, которые усиливает повышение давления при массаже. Воздействие на грудную клетку приводит к усилению образования мокроты. Она мешает дышать малышу, а правильно откашливаться он еще не умеет. Лучше вылечить простуду у младенца, потом возобновить курс массажа.

Простуда у грудного ребенка длится от 4 дней до недели. При первых признаках заболевания нужно обратиться к врачу, выполнять его инструкции в лечении. Это позволит ему быстрее выздороветь и избежать осложнений.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.