Воспоминания о детстве своими словами. Почему детские воспоминания так важны

Путешествие в Сказку. Детские воспоминания, или Пять лет спустя. Часть 2.

Приветствую всех гостей нашего сайта, всех любителей интересного и необычного, удивительного и чудесного — всех путешественников. С вами Вячеслав.

Сегодня мы продолжаем разговор с самым юным участником нашей автобусной поездки по европейским паркам развлечений, делимся воспоминаниями о тех впечатлениях, которыми было наполнено это путешествие.

П . Наташа, у меня есть еще такой интересный вопрос: куда бы тебе хотелось вернуться? Можешь назвать одно конкретное место, куда тебе больше всего хотелось бы вернуться?

Н . Хм, только одно?.. Может быть, я тебя удивлю своим ответом, но я выберу смотровую площадку на крыше небоскреба Монпарнас. Хочется снова пережить это ощущение, когда весь город раскинулся перед тобой. Как будто ты властелин этого мира. Ты на такой высоте! Это все лежит перед тобой, как на ладони. И, вот именно, это ощущение собственного величия. Ты можешь сделать, что угодно! Что угодно в хорошем смысле. Т.е. ты можешь улыбнуться, ты можешь сказать, что все будет хорошо. Нет ощущения, что у тебя столько проблем. Я заметила, чем выше ты стоишь, тем меньше ощущение, что у тебя есть проблемы. Просто в какой-то момент все забываешь. Я просто здесь, я просто сейчас. Просто живу и любуюсь этим. И поэтому я бы выбрала Монпарнас. Я еще раз хотела бы все это пережить.


П . А во время путешествия у тебя возникало желание где-то задержаться подольше? Может быть где-то времени не хватило?

Н . Времени?.. Вот, мы были в Страсбурге только в Европа-парке. Наверно, было бы интересно посмотреть сам город. И у меня почему-то в воспоминаниях очень размыто остался Кёльн. Я бы хотела туда еще раз попасть. Просто я сейчас вспоминаю Кёльнский собор, понимаю, что это готика, понимаю, что мне нравится готика. Я бы хотела еще раз увидеть это здание. Посмотреть сам город. Я думаю, на него нам не хватило времени. Мы там действительно не очень много времени провели. Посмотрели и поехали дальше. Мне кажется, этот город очень красивый ночью или вечером.


П . А вот сейчас сложный вопрос. Что было трудным в этом путешествии? С какими трудностями ты столкнулась? Может быть, что-то вызвало у тебя страх или переживания?

Н . Давайте вспомним, что мне тогда было девять лет. Хорошо? Это важный фактор. Мне было девять лет! Поэтому мне было страшно пойти на американские горки. Но, тем не менее, вы меня потащили. И я не жалею об этом. Какие впечатления остались! Есть, что вспомнить! Я помню «Полет на Луну». Пусть я видела немного. Но мой организм тогда пережил очень многое… Ты знаешь, я видела Марс, я видела комету, еще видела Солнце. А потом нас перевернуло. И больше я уже ничего не видела. Открыла глаза, когда мы уже приехали. А еще я помню — начало. Почему-то сравниваю его с игрой «Энгри Бёрдс». Нас, как из рогатки, оттянули назад… а потом — раз! И вверх летим! А-А! И там хочется закричать, но… Но почему-то мы орем, когда нам весело, а не когда нам страшно. Это был, пожалуй, самый страшный момент.


А чего мне еще бояться в девять лет? Только этих страшных горок. А все остальное… Мне было даже не страшно, когда вы меня оставили одну в парке. Когда вы ушли на аттракцион, а я такая: «О! Мне дали денежку! Пойдем, купим себе какую-нибудь вкусняшку!» А как я тогда браслеты покупала! Я до сих пор помню! Мне даже немного стыдно за это. (Прим. автора — набор из пяти цветных резиновых колечек, с которыми Наташа не расстается с тех пор ни днем, ни ночью)

Вы ушли, а рядом стояли два ларька сувенирных. Я захожу в один и сразу вижу — О! браслеты! Походила, посмотрела. Пойду в другой киоск, посмотрю. Потом возвращаюсь. Я так ходила раз шесть!!! Потом набралась смелости и говорю продавцу: «Cаn you give me these?.. Please!» Как я тогда еще браслеты сказала? Как вообще браслеты по-английски? Давай, проверю, я правильно тогда сказала или нет?

П . Как ты сказала тогда?

Н . Bracelets. Я думаю, что продавец понял. Сейчас проверим, (смотрит Google-переводчик) Браслеты… А! Я попала! Я не знала слово! Bracelets! А! Счастье! Спустя пять лет великая тайна открылась, и теперь я действительно счастлива! И я горжусь собой. Я угадала это слово! Просто счастье! «Cаn you give me these bracelets, please!»


He помню даже за сколько я их купила. Заплатила, выхожу, а мама такая: «Наташа!» «Я говорила по-английски!» Мама: «Ладно, прощается» Я вот это тоже хорошо помню. Так что, знаешь, я не жалею, что я осталась и купила себе эти браслеты, а не пошла с вами на американские горки. Зато приобрела вещь, которая у меня осталась на такое большое время. На них были когда-то иероглифы, а с другой стороны написано АSTERIX, но уже все стерлось.

П . А какие-то новые города, новые люди? Негры — не пугали тебя?

Н . Нет, они наоборот притягивали. Интересно же! Когда я увидела чернокожих людей, у меня не было никакого страха. Я и не знала, что в других странах их так много. В России у нас редко встретишь негра…

Другие города? Нет, было не страшно. Потому что вы рядом. Я вижу, что вы здесь, я от вас никуда не отходила. Мама, папа рядом — все нормально! Не было страха, был лишь интерес. Азарт в каком-то смысле. Хочется узнать больше.

П . Что можно назвать самым главным, важным достижением для тебя в этом путешествии?

Н . Ух ты, какой вопрос! Достижением — в смысле личным? (Шепотом) Я пережила Колорадо! Сейчас попытаюсь сформулировать. Здесь надо описать какое-то моральное достижение — когда ты что-то над собой сделал.

Я всегда общалась с людьми, поэтому для меня не было большой проблемой познакомиться и общаться с людьми, которые с нами путешествуют. Это было нормально.

П . А по-английски попросить браслет в киоске — это достижение?

Н . Вот! Вот! Всё! Папа — молодец! Да, это было достижение! Потому что я первый раз говорила с носителем языка. Нет, не носителем, а с тем, кто живет с этим языком. Кто не знает русского. Если ты скажешь по-русски, то тебя не поймут. Даже такая простая фраза «Cаn you give me these bracelets, please!» Зато она была правильно сформулирована. Надо было сделать усилие над собой, чтобы открыть рот и обратиться к человеку по-английски. Потому что у меня было ощущение, что я сейчас скажу какой-то бред, что он меня не поймет. И почему-то у меня не было даже мысли, что я могу объяснить все жестами. Почему я тогда не додумалась, что могла просто протянуть купюру, типа «Возьмите деньги, дайте браслеты»? Да, наверное, это самое большое достижение!

П . А какой-нибудь смешной или комичный случай из этой поездки можешь вспомнить?

Н . Да, ладно! Come on! Первые два дня! Сигнализация и салюты — я все помню! Первый день. Мы только заселились в отель. Я такая: «Ура! Сейчас начинается пора «дошиков»! Когда каждый вечер мама (мама!) сама заваривает тебе лапшу! За это я, кстати, тоже люблю путешествия. За то, что можно кушать «Ролтон». Мама сама спрашивает: «Что, Наташа, будешь: вермишельку или пюрешку?» И ты не знаешь, что выбрать. Есть счастье!

И я тогда сижу на стуле. Мама греет воду кипятильником. Это нельзя делать, но все делают. Ты где-то в ванной. Что там у тебя произошло? Такой резкий звук «Ай!», и сигнализация начинает орать. Мы сначала подумали, что это из-за тебя. А сирена не прекращается. Как мне понравилась эта картина, когда мы решили: «Ну, наверное, надо выйти…» Мама уже свернула всю поляну. Убрала кипятильник в чемодан. Я оделась, собралась, чуть ли не прическу себе сделала. Выходим… Люди стоят на улице, кто в чем. Дети у них на руках в одеялах. Все босиком. У одной девочки, я до сих пор помню, на плечах полотенце накинуто, на нем сверху лежат темные сырые волосы, с них бежит вода и пена. Т.е. видимо, она мылась, ее вытянули из душа: «Бежим, скорее!». И тут такие все. Причем, они не русские. Русские выходят одетые. Вразвалочку. «Ой, что сигнализация сработала? Наверное, это учебная тревога. Что могло случиться?» Как я люблю вот эту русскую уверенность, что ничего не могло пойти не так.


Второй случай — это Ватерлоо. У меня тогда еще кровать в номере стояла недалеко от окна. День был достаточно насыщенный, я хочу уже спать, меня клонит в сон. И вдруг такой з вук — БУМ! Мы все: «Что происходит?» Подходим к окну, а там фейерверк!

До того момента таких грандиозных салютов я не видела ни разу. Потому что такие формы! Цвета! Взрываются маленькими такими шариками по всему небу! Все небо будто бы в золотых огоньках! И они так тихонько затухают, опускаются. Но им на смену приходят уже другие! Они рассыпаются астрами. Я не знаю, как это объяснить. В разные стороны. Я помню, у меня в памяти отпечатался салют зеленый с фиолетовым. И вот эти желтые огоньки. И красные были фонтанчиком! И мы тогда смотрели около получаса на них. Полчаса просто без перерыва грохотало. Смотришь, и в глазах уже рябит. Так это красиво!

Вот эти два курьезных случая. Просто везение — попасть на сигнализацию, а потом на коронацию. Редко с кем такое произойдет. Но с нами произошло!

П . В путешествии что тебе интереснее всего — дорога, люди, еда, города?

Н . А можно я сразу скажу: «ВСЁ!»

Города — это новая архитектура, это другая атмосфера. В каждом городе есть какая-то своя атмосфера. Города за границей — они другие. Они более чистые. Это действительно так. Там ровные дороги. Там другие люди. Это не напрягало, наоборот, казалось очень интересным

Еда? Знаешь, я скажу, что еда не главное. Я не очень интересуюсь разными деликатесам. Но попробовать в Париже кофе с круассаном — это того стоит! Это — вау! Это классно, когда какие-то простые вещи. Но идти в ресторан кушать лягушачьи лапки!? Я бы не смогла это съесть. Я не гурман, который деликатесы любит. Я путешествую не за этим. Попробовать какие-нибудь простые вещи — вафельки бельгийские, круассаны — это классно! Но национальная кухня меня не очень интересует.

Дорога. О на, в принципе, доставляет удовольствие. И то, что ты смотришь в окно, видишь природу. Это тоже красиво. Доставляет моральное удовольствие, удовлетворение.

П . Скажи, пожалуйста, можно же сидеть на диване, смотреть по телевизору какую-нибудь передачу про путешествия. Или самому надо ездить? Какая разница?

Н . Разница огромная!!! Одно дело, когда ты сидишь на диване, ничего не делаешь и, когда ты видишь это сам — это абсолютно разные вещи! Ты видишь фотографии Эйфелевой башни и думаешь: «Хм, круто, башня». А когда ты стоишь рядом с этой ОГРОМНОЙ башней, которая начинает сверкать, у тебя просто эмоции через край!

Когда сидишь у телевизора, таких ощущений нет. Ты не слышишь эти голоса людей рядом. Ты видишь их, но они не видят тебя. Когда ты там, то это другая атмосфера, это чувствуется. Это абсолютно разное! Плюс, когда ты сам ходишь, ты можешь взять и отойти в сторону, посмотреть другую вещь.


Когда по телевизору смотришь — там показывают определенные моменты, определенные кадры, например: «Лувр. Вот эта картина хорошая, мы вам ее покажем. Мы вам покажем вот так: вот так — план, смотрите здесь ходят люди, здесь вокруг картины. Мы вам еще покажем, пожалуйста, вот кадр Версаля, вот вам кадр — красивый фонтан, в парке рядом с Версалем». А ты не видишь всей картины, ты не видишь это вокруг себя на все 360 градусов. Видишь определенные моменты — плоские. А когда ты стоишь там, ты можешь взять и подойти потрогать травку. Вроде бы ничего такого, но!… Она, кстати, прикольненькая на ощупь! Ты можешь отойти в сторону, посмотреть одну картину здесь, перейти и посмотреть другую. Постоять у этой дольше. Ты двигаешься так, как хочешь, можешь где-то задержаться. И это вокруг тебя, это окружает тебя. А не просто перед тобой, когда на — смотри картинку на экране телевизора. Это абсолютно разные вещи. И конечно же путешествие намного интереснее. Когда ты попадаешь в этот мир, а не просто наблюдаешь со стороны.

П . Наверное, самое интересное мы обговорили. А что еще тебе хотелось бы рассказать? Вот, без вопросов, просто так, чтобы ты еще рассказала?

Н . Без вопросов сложнее. Вот! Я вспомнила такую вещь! Я помню много художников! На Монмартре! Идешь, и они просто вокруг тебя! Они рисуют, они творят! Знаешь, даже смотря на них, у тебя самого появляется желание творить. Тебе хочется сесть рядом, достать краски и начать рисовать. Может полную фигню, но тебе тоже хочется это делать! Может быть, не так красиво, как они, но у тебя тоже появляется желание. Ты вдохновляешься ими! Вот этой атмосферой того, что они сидят и рисуют. Такой тихий вечер, тепло. Приятный гомон. Не абсолютная тишина, и не дикие вопли, а есть разговоры, они чуть в стороне от тебя, на заднем плане. Идешь, смотришь, как люди рисуют. Их там так много! Это даже красиво. Я пытаюсь подобрать такое слово, которое описало бы мое состояние в тот момент. Я просто восхищалась ими.


Еще я помню… Я даже не помню, где это было. Там был фонтанчик, и в нем плавали уточки. Мне очень понравились эти утки. У нас там еще был гид: «Окей! Давайте дальше! Окей, окей, окей!» Я вот это запомнила. Все время говорил. «Окей? Все понятно?» Еще вспомнила почему-то, там мы проходили мимо машины на электродвигателе, которая заряжалась от розетки на стоянке.

П . Это мы ходили на экскурсию по Латинскому кварталу, мимо Сорбонны. Местный гид был — молодой человек. Там в Люксембургском саду был какой-то водоем типа фонтана, в котором плавали утята.


Н . Я помню в Европа-парке ананасы. Они такие вкусные, сочные. Это было классно! А еще помнишь российскую зону в Европа-парке и этого страшного Дедушку Мороза! С белым лицом, в белой шубе. Чудище такое!

Сейчас еще что-нибудь вспомню. Комнаты страха! Вообще в любом парке комнаты страха — это нереально здорово! Когда ты садишься в такую ракушку, и она поворачивает тебя. Это не страшно! Это захватывающе. Когда ты садишься и въезжаешь в темноту. Смотришь сюда — а там дверь, здесь рука какая-нибудь, а здесь скелет. Там раз — гроб открывается, встает скелет такой — Привет! Это так классно!


Я помню Гранд Опера. Мы туда, правда, не заходили. Оперный театр в Париже. Видели фасад, но даже это оставило сильное впечатление. Это мощно, красиво и эстетично! Этот театр внешне сочетает в себе мощь и эстетичность. Я не думаю, что это хорошо совместимые вещи. Потому что обычно эстетичность совмещается с тонкостью. Здесь она тоже была. Просто очень красиво!

Вот такое интервью получилось с нашим самым маленьким участником автобусного тура по европейским паркам развлечений. Как видите, впечатления пятилетней давности ничуть не утратили своих красок и глубины. И эти воспоминания позволяют родителям по новому взглянуть на своего ребенка, увидеть путешествие детскими глазами.

Мы, как родители, на данный момент ставим перед собой цель — показать детям красоту и многообразие нашего большого мира. И совместное семейное путешествие — наилучший способ ее достижения.

Образы и сюжеты, которые человек относит к своему детству.

У кого-то впечаталось огромное синее небо, доброе теплое солнце и много-много желтых подсолнухов вокруг. У кого-то были запечатлены орущие родители, оплеухи, острые обиды и другие мало оптимистичные образы.

Верить ли тому, что люди вспоминают, как события своего детства? Если вы юрист - нет. Если вы психолог - да.

Ситуация реально непростая. Как показали многочисленные исследования, люди склонны искажать, досочинять и раскрашивать в любые цвета то, что они видели или им казалось, что с ними было, и чем больше прошло лет с момента происшедшего, тем более "творческими" оказываются воспоминания.

В 1935 году американцы провели исследование: 252 женщины должны были рассказать о таком важном событии как беременность и рождение ребёнка. Когда рассказы этих матерей сравнили с их медицинскими картами, оказалось, что воспоминания крайне недостоверны. Матери занижали или завышали вес собственных детей почти на 20%, не могли точно сказать, сколько времени тратили каждый день на уход за ними, здесь ошибка вообще доходила до 41%.

Детство было давно, ребенок - существо творческое, и как либо всерьез доверять детским воспоминаниям оснований нет.

Случай из судебной практики: девушка во всех подробностях описывала, как её на протяжении семи лет регулярно насиловал отец. Однако медицинская экспертиза, проведённая после её обращения в суд, показала, что истица была девственницей.

Аналогично, пишет психотерапевт (МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. - 560 с. ISBN 5-9268-0036-6): "Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, чего никогда не было. Одна клиентка потратила много часов на то, чтобы обсудить, как дядя совратил ее, когда ей было десять. Но когда мы проводили деталь­ное припоминание, оказалось, что дядя умер, когда ей не было и шести. На самом деле она никогда не подвергалась сексуальному насилию, но это случилось с ее лучшей подругой, и она настолько прониклась сочувствием к ней, что позднее вообразила, что это было с ней самой.

Другие клиенты вспоминали события, прочитанные в книге или увиденные в кино, но которые, как они думали, случились с ними, так как они забыли источник. Вот знаменитый случай такого рода - Бридди Мерфи (Bernstein & Barker, 1989). Под гипнозом она вспом­нила, что в прошлой жизни жила в Ирландии. Некоторые люди проверили ее описание ирландской деревни и обнаружили, что оно было на удивление точным. Этот случай использовался как доказа­тельство в пользу реинкарнации. Позднее репортеры раскрыли, что она слышала эти рассказы от одной престарелой женщины, кото­рая, будучи ребенком, жила в ирландской деревне. Когда Бридди было пять, она сидела на веранде у старушки и внимала ее исто­риям об Ирландии".

Даже если проблемные ситуации, пережитые ребенком в детстве, действительно имели место, они не имеют прямого действия на сегодняшнюю жизнь взрослого человека. Эксперименты, проведенные в сфере социальной психологии, показали незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»(Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

Однако сами люди обычно склонны доверять своим детским воспоминаниям, и если человек к своим детским воспоминаниям относится серьезно, то не суть важно, это правда или фантазии: на человека это влияет практически одинаково. Именно поэтому работа с детскими воспоминаниями - эффективная техника личностной работы.

Личностная работа - работа глубинная, когда нужно помочь человеку разобраться с направлением и смыслом его жизни.
Личностную работу с клиентом нужно отличать от психологической консультации, где происходит как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога с клиентом по поводу его жизненной ситуации, пока клиент находится в позиции Автора и за направление своей жизни в целом отвечает.

Рассказывал студентам МГУ об эксперименте, где проблемной пациентке под гипнозом были внушены позитивные воспоминания ее детства. Результатом стало стабильное улучшение ее душевного статуса и личностного здоровья: исчезли проблемные пики в результатах ее теста по ММPI, усилилась ее авторская позиция (субъектность). Любопытно, что она стала демонстрировать мужской тип социализации: позиция "вот, выйду замуж, меня будет содержать муж" изменилась на "стану специалистом, буду содержать себя сама".

При этом, чтобы изменить детские воспоминания, не обязательно искать гипнотизера: творческие люди с хорошим воображением вполне могут сделать все нужное самостоятельно.

Одна из участниц Дистанции , с душой работая над упражнениями, в направлении "Статус и влияние" постоянно тормозила, как будто что-то ее сдерживало. И в один удивительный день она пришла, как будто преображенная: плавные жесты и движения, королевская осанка, мягкие, но властные интонации... Что произошло? Что она с собой сделала? Она рассказала об этом так: "Все свое детство я провела, бегая с мальчишками по дворам и по помойкам, и мы всегда смотрели на взрослых и красиво одетых людей как на что-то чужое, помоечные собаки были нам ближе. Даже когда я подросла и сменила компанию, в глубине души я все равно чувствовала себя какой-то шавкой, не верила, что я красивая и статусная женщина - откуда? Я решила это изменить, я закрыла глаза и стала вспоминать свое другое детство. Сочинять себе новое детство. Я поняла, что я - графиня Суздальская, и стала конструировать себе этот образ, эту легенду. И скоро я уже как наяву видела нашу большую и красивую усадьбу с большими лугами и парком, широкой лестницей, по которой я сбегала в легком белом платье навстречу папеньке и маменьке. Я вспомнила красивую залу с большими картинами и прозрачными занавесками, где я любила играть на фортепьяно, я вспомнила наши обеды за большим столом со свечами и огромное зеркало, перед которым я любовалась собой, когда собиралась на первый бал...

Никогда не поздно пережить свое счастливое детство...

Не надо хранить в своей голове то, что не помогает тебе в жизни и развитии, и, напротив, имеет смысл загружать в свою голову то, что помогать будет - даже если это только сказки и фантазии. Воспоминание - это только образ, помеченный в нашем сознании как связанный с какими-то событиями, и наши воспоминания могут создаваться нами самими - под задачи, важные нам. В вашей голове, как и в вашем доме, должно быть только то, что работает на ваши ценности и интересы, что работает на ваше будущее.

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» - это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, - рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель - герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста - пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого - ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, - писал Адлер в «What Life Should Mean To You», - из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», - поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, - поясняет психотерапевт Виктор Макаров. - Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук - и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», - соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения - Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, - от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, - объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. - Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности - ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия - такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

В каждого человека наверняка есть несколько самых незабываемых воспоминаний родом из детства. Несомненно, есть и не очень приятные воспоминания, но есть и такие, которые всегда будут греть душу и вызывать улыбку. Чтоб ваши дети в будущем имели как можно больше приятных детских воспоминаний, вам необходимо действовать следующим образом:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Откройте ребенку мир книги. Совместное чтение способствует развитию фантазии и мышление, производит приятные впечатления и оставляет неизгладимые воспоминания о совместных сказочных путешествиях.
  • Научитесь слушать и слышать своего ребенка. Даже один раз попросив ребенка подождать с вопросом или просьбой, вы можете сильно обидеть его. Не нужно просить, чтоб ребенок немного подождал, ответьте сейчас, потому что потом будет поздно, не актуально. Да и вряд ли вы через пятнадцать минут станете более свободными. Очень типично для современных родителей занять ребенка чем угодно, только чтоб он не отнимал их драгоценное время и не отрывал их от работы. Но все они забывают о том, что ребенок важнее всяких дел, что работа может подождать, а ребенок растет лишенным внимания и заботы.
  • Обнимайте своих детей как можно чаще. В крепких объятиях мамы малыш чувствует все родительское тепло, заботу. Постоянные объятия позволяют расти ему беспечным уверенным в себе человеком, и придают некое чувство защищенности.
  • Создайте свой маленький семейный ритуал, традицию, которая не только станет приятным развлечением и времяпрепровождением, но и оставит неизгладимый след в памяти вашего ребенка. Потом он сможет рассказывать о нем своим детям и внукам.
  • Ужинайте всей семьей. В силу сумасшедшего ритма современной жизни довольно тяжело собраться семьей в полном ее составе и поужинать вместе. Но очень важно, чтоб хоть один прием пищи проходил в кругу семьи. Это положительно повлияет на взаимоотношения между членами семьи и доставит множество приятных эмоций.
  • Не стесняйтесь говорить ребенку о своих чувствах к нему. Многие родители считают это излишеством и, что такое проявление эмоций может избаловать малыша, но это совсем не так. Каждому человеку приятно и важно слышать и знать, что его любят. Это вселяет чувство уверенности и повышает самооценку.
  • Устраивайте праздники. Совместные приготовления и празднования сделают вашу жизнь насыщеннее и ярче. Отмечайте маленькие успехи и большие достижения своего ребенка, дарите ему праздник. Это будет стимулировать его на новые свершения. Не забывайте поддерживать его во всех его начинаниях.
  • Играйте со своими детьми. Редко можно встретить маму, которая погоняет мяча или сварит кашку из песка со своим чадом. А детям нужно, чтоб взрослые разделяли их интересы. Если вам скучно играть в кукол или катать машинки, придумайте занятие, которое будет интересным для всех членов семьи. Ведь так мило веселиться вместе! Это объединит членов семьи, доставит море удовольствия и заставит вас почувствовать себя вновь ребенком. Таким наивным, беззаботным и искренним.
  • Выполняйте обещанное. Многие родители часто обещают, но не выполняют обещанного. Это сильно ранит ребенка, и он перестает доверять им, что приводит к тому, что он сам начинает врать. Также непростительно забывать памятные и важные даты из жизни ребенка. Например, День рождения или новогодний утренник. Поверьте, если вы в силу своей занятости пропустили важный день или событие, ребенка это может сильно ранить.
  • Любите своих детей. Не только на словах, но и на деле. Показывайте им, как они вам дороги, насколько важны для вас и ваш ребенок будет несказанно счастлив.

Только родители могут повлиять на будущее своих детей и чтобы оно было счастливым, дарите детям любовь, заботу, ласку, разговаривайте с ними. Пока они маленькие, они нуждаются в вас. И только от вас зависит насколько яркими будут детские воспоминания ваших детей!

Читаем также:

  • Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста — ;
  • Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся — ;
  • Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? — ;
  • Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? — ;
  • Ситуации, когда у родителей сдают нервы, в основном, типичные. Попробуем разобраться, почему мы срываемся на ребенка, и как этого избежать. —
  • Ваш ребенок подрос, и порой ведет себя настолько плохо, что начинает выводить вас из терпения. Вам кажется, что он четко знает, какие у вас самые уязвимые в душе болевые точки, и нарочно на них нажимает, просто из вредности. —