Если ребенок не хочет читать. Что делать, если ребенок не хочет читать Ребенок не читает что делать

  • Чтение на ночь
  • Чтение исключительно родителями
  • Чтение слишком простых книг
  • Чтение любимых книг вашего детства
  • Чтение без обсуждения
  • Наши советы

Детская любовь к чтению и сегодня во многих семьях считается неоспоримым педагогическим достижением родителей. Чтобы заинтересовать ребенка книгами, прикладывается немало сил и средств. И, если результат нулевой, возможно, вы что-то делаете не так?

Чтение на ночь

Чтение на ночь - традиция, распространенная во многих семьях. Она нравится многим мамам и папам: малыши, убаюканные ласковым монотонным голосом, засыпают быстро и незаметно. Но вот воспринимают ли они такое чтение как чтение?

В самом деле, ребенок уже устал, его внимание рассеяно, он теряет нить повествования, путает сюжет и собственные сны. Если вы читаете ему длинную историю с продолжением, ребенок может забыть за день, где именно вы остановились. Но и бесконечные повторы при чтении тоже не выход, полузнакомый сюжет быстро наскучит.

Наконец, интересная книга может спровоцировать расстройство сна - ребенок из всех сил будет стараться не заснуть, чтобы продлить чтение, и, как следствие, утром не сможет вовремя проснуться.

По сути, чтение на ночь - нечто прямо противоположное просто чтению. Его задача не привлечь внимание к книге (и истории), а рассеять это внимание.

Чтение исключительно родителями

Некоторые родители так стараются заинтересовать ребенка книгами, что читают-читают-читают и еще читают малышу. В итоге их чадо начинает воспринимать другие виды совместного времяпровождения как награду, а чтение - как обязательную работу.

Вспомните собственное детство: чтение считалось отдыхом, развлечением, чем-то, что нужно было еще заслужить, сделав уроки и выполнив домашние обязанности. Может, это делало его более привлекательным?

Другая опасность - если мама и папа много и с удовольствием читают своему ребенку, он начинает воспринимать это как исключительно родительскую прерогативу. Возникает своеобразная психологическая установка - мама читает, я слушаю, и никак иначе.

Чтение слишком простых книг

Часть родителей, устав от чтения вслух, пытаются делегировать это занятие малышам. Как только ребенок в состоянии читать по слогам, ему вручается «Репка» или «Курочка-ряба» с напутствием «Ну, теперь читай сам!».

Тщательно подбирайте первые книги для самостоятельного чтения. В них должно быть много картинок, мало текста, а главное - новый и увлекательный сюжет. Не откладывайте сразу в сторону детские комиксы!

Чтение любимых книг вашего детства

Если вы в детстве обожали истории про благородных индейцев или зачитывались «Тремя мушкетерами», это не значит, что вам удастся увлечь ребенка теми же книгами. Для этого есть три причины.

Во-первых, книги по-прежнему выполняют социальную функцию. Даже выпускники детского сада уже обсуждают любимых героев комиксов с друзьями. Это стимулирует интерес к книгам, а прочитанные книги, в свою очередь, создают поле для коммуникаций внутри детского коллектива. Одинокий семилетний читатель «Детей капитана Гранта» может оказаться исключен из общения сверстников.

Во-вторых, следует учесть, что современные дети живут в совсем другом информационном поле, чем их родители и, тем более, бабушки и дедушки. Их мозг буквально атакуют потоки информации: телевидение, радио, интернет, все максимально яркое, «цепляющее», бьющее в цель. Длинный описательный текст воспринимается с огромными усилиями.

Не стоит проклинать цивилизацию, процесс начался отнюдь не вчера. Уже мамы современных малышей мучились в школе от необходимости читать Паустовского, который «весь какой-то затянутый», а описания красот природы зачастую просто пролистывали.

В-третьих, современные дети живут в ином культурном контексте. Вернемся к тому же Фенимору Куперу, любимому папами и дедушками: 30 лет назад не нужно было объяснять ребенку суть происходящего в книгах, он видел это в фильмах, использовал образы в играх, сегодня же вам придется потратить не один вечер, рассказывая «кто все эти люди». А давно вы видели детей, играющих в войну и спорящих, кто будет «за наших», а кто - «за немцев»? Книги о Великой Отечественной войне, даже рассчитанные на детскую аудиторию, уже давно воспринимаются ими как сложная историческая литература…

Чтение без обсуждения

Именно поэтому чтение «Трех мушкетеров», к которым непроизвольно тянется рука папы, обречено на провал. Там, где вы в детстве видели увлекательный сюжет, ребенок видит кучу непонятных слов: «кардинал», «гугеноты», «Росинант», «цезарский легион»… Книга, до которой вы «дозрели» в 8-9 лет, сегодня будет хороша разве что в 15.

Если вы читаете книгу ребенку, чаще останавливайтесь, чтобы убедиться, что он понимает кто такие гугеноты, пионеры, или, к примеру, что такое кочерга.

Вообще совместное чтение книг с ребенком не должно проходить в радио-режиме: вы читаете, ребенок молча слушает. Ценность и привлекательность семейного чтения - в общении! Обсуждайте, понятен и интересен ли ребенку сюжет. Смейтесь вместе над шутками. Делайте паузы, чтобы предположить, как сюжет будет развиваться дальше, и если ребенок не додумывает дальнейшую судьбу героев, вы точно выбрали не ту книгу. Рисуйте вместе с малышом иллюстрации к прочитанным сказкам!

    Не читайте на ночь уставшему и сонному ребенку, лучше рассказывайте сказки наизусть.

    Комбинируйте самостоятельное и семейное чтение.

    Подбирайте книги в соответствии с интересами и желаниями ребенка.

    Обсуждайте книги, как те, что вы читали вслух, так и те, что малыш читал сам.

    Помните, что чтение - это развлечение, удовольствие, радость, а не некий «навык, которым обязан владеть каждый культурный человек». Не мучайте ребенка чтением!

Чтение является ведущим предметом в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением математических задач. Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба?

Книга – один из лучших подарков для ребенка, даже если ему еще один год. Помните, что выбранный подарок должен соответствовать возрасту вашего малыша.

Важно соблюдать специальные критерии по выбору книг. Во- первых, книга должна быть красочной, яркой, но не должна при этом «рябить». Во-вторых, текст должен быть напечатан на качественной бумаге, достаточно большим шрифтом. Чем младше ребенок, тем крупнее шрифт. В-третьих, содержание книги должно быть интересным, увлекательным и доступным для ребенка. Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.
Современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Очень полезно разыгрывать с ребенком сценки, играть в сюжетно – ролевые игры по прочитанной книге.
Детям нравится вместе с родителями рисовать сказочных персонажей, придумывать костюмы героев, их вещи и предметы. Ищите в жизни ситуации, которые похожи на ситуации из прочитанных книг, например, вы проходите мимо милиционера, похожего на Дядю Степу, идете около небольшого домика, который напоминает теремок из одноименной сказки и т.д.

Хорошо развивает память и способствует закреплению прочитанного - умение пользоваться цитатами из прочитанного. Например, «Муха по полю пошла, муха денежку нашла», «Наша Таня громко плачет», «Ищут пожарные, ищет милиция…» и др. Это обогащает и украшает речь вашего ребенка.

Три полезных совета.

1.Заведите ритуал вечернего чтения (читайте вслух, по ролям, инсценируйте понравившиеся отрывки).
2.Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
3.Если вашему ребенку нравится, когда ему читают взрослые, а сам почитать не хочет, попробуйте маленькую хитрость: прервите чтение на самом интересном месте, а на следующий день, сославшись на сильную занятость, предложите ему почитать самому. Но не злоупотребляйте этой занятостью, ребенок поймет, что вы пытаетесь заставить его читать.

Памятка для родителей.
Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

1.Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;
2. В течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
3. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создает эффект принуждения);
4. Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
5. Проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
6. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда дошколенок будет стараться порадовать вас своими успехами;

С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор. На основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство.

Потребность в чтении пробуждается у детей примерно в пятилетнем возрасте. До того момента малыши довольствуются тем, что им читают родители, а также рассматриванием картинок или самостоятельно придумывают рассказы, водя пальчиком по строчкам в книжках. По мере взросления у детей появляется желание научиться добывать информацию и знания своими силами. Однако если этот момент упущен, то бывает сложно научить дошкольника читать. Что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Стоит ли вообще обучать детей дома этой науке? Как не отбить у них интерес к чтению?

Для чего родителям учить малышей чтению ?

Психологи не рекомендуют принуждать малышей в возрасте до 4 лет изучать буквы и слоги, если только кроха сам не проявит интерес к науке. В противном случае можно вообще отбить у сына или дочки тягу к обучающим занятиям. Если же вы видите интерес с их стороны, то самое время начинать.

Какую пользу приносит умение читать дошкольникам? Благодаря этому навыку дети развиваются эмоционально. Во время чтения мозг формирует новые синапсидальные связи. У малышей лучше работает воображение, развивается логика и умение мыслить абстрактно. Те детишки, которые раньше других научились читать, обычно обладают более широким словарным запасом, умеют лучше выражать свои мысли, способны быстрее запоминать информацию и воспроизводить ее устно. Согласно статистике, они могут похвастать лучшей успеваемостью среди учащихся. Все эти факторы говорят в пользу обучения малыша чтению в дошкольном возрасте. Но что делать, если кроха не хочет заниматься?

Психологи советуют – если малыш достиг четырех-пятилетнего возраста, но не хочет учиться чтению, не стоит его заставлять. Эта мысль уже выражалась на этой странице «Популярно о здоровье». Но «повторение, как известно, мать учения». Возможно, пока еще не пришло время, не появилась заинтересованность. Некоторые дети чувствуют эмоциональную готовность узнавать новое немного позже. Родителей часто беспокоит, что время уходит, а чадо так и не изъявляет желания освоить буквы и слоги. Не стоит волноваться - когда появится интерес, обучение дастся легко, если же заставлять сына или дочь через силу, то времени потребуется гораздо больше.

Как не упустить момент? Когда самое время начать учить с ребенком буквы и слоги? Если малыш эмоционально «созрел», это можно определить по следующим признакам:

Он спрашивает – что здесь написано;
Пытается имитировать чтение, подражая взрослым;
Легко воспроизводит (пересказывает) сказки;
Знает некоторые буквы и умеет их соединять в слоги.

Если вы замечаете такие предпосылки у своего отпрыска, можно попробовать заинтересовать его обучением чтению. Только делать это нужно правильно – лучше всего в игровой форме с использованием различных методик.

Что делать, если ребенок-школьник не хочет учиться читать ?

Если ребенок учиться не хочет и при том он уже школьного возраста, то, скорее всего, здесь имеют место ошибки взрослых, совершенные ранее. Например, некоторое время назад родители пытались привить малышу знания, изучая с ним буквы и слоги, но делали это неправильно и неинтересно. Возможно, они ежедневно принуждали малыша к скучным занятиям, чем отбили всякую охоту к дальнейшему обучению. Нередко родители ругают детей, когда у них не получается запомнить буквы или соединить их в слоги и слова. Нажим, принуждение, - эти понятия не должны иметь место, если речь идет об обучении ребенка. Если дошкольник не хочет учиться читать, самое время сменить тактику и начать действовать иначе.

Обучаем в игровой форме, учитывая интересы ученика

Поставьте себя на место сына или дочери – вам самим было бы интересно заниматься по вашей схеме? Если нет, то измените подход. Играйте с малышом в игры, ненавязчиво включая в процесс совсем немного обучающего материала, но делайте это регулярно. Главное, вдохновить чадо, вызвать интерес, и тогда все получится. Помните, дети никогда не будут делать то, что нужно маме или папе, бабушке или еще кому-то. Они станут заниматься тем, что им выгодно и интересно.

Попробуйте объяснить все выгоды, которые получит малыш от умения читать, ведь их так много! Покажите на примере, почему важно уметь читать, придумав какую-то игру, учитывая интересы ребенка. Например, любит сын самолеты, хорошо. Поиграйте в аэропорт, придумайте сценарий, нарисуйте билеты на посадку и дайте каждому самолету название. Пассажиры должны попасть на нужный рейс, но для этого понадобится прочитать названия и сопоставить их информацией в билетах. Столкнувшись с проблемой во время игры, ребенок поймет, что умение читать может оказаться необходимым в жизни. Таких игр можно придумать очень много. Когда появится заинтересованность в обучении, можно начинать, но без принуждения, понемногу, проявляя большое терпение к ученику.

Подведем итоги

Нежелание учиться чтению у детей до 5 лет чаще всего обусловлено психологической и эмоциональной незрелостью. Просто еще не пришло время, а как только появится желание получить эти знания, важно не отбить охоту учиться, а действовать правильно, используя всевозможные современные методики и игры. Если речь идет о возрастной группе 6-7 лет, то, вероятно, более ранние попытки родителей развить навыки и любовь к чтению у малышей были неумелыми. Теперь нужно снова завоевать интерес чада и применять грамотный подход к обучению. Научить ребенка читать нужно!

Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.

Почему ребенок не читает книги

Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

  • У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
  • Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
  • Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
  • Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
  • Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
  • Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.

Как ребенку привить любовь к чтению

Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.

  • Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
  • Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
  • Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
  • Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
  • Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
  • Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
  • Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
  • Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
  • Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.

По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.

Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.

Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.