Как заинтересовать ребенка чтением. Как заинтересоваться чтением книг Как увлечь ребенка научиться читать

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Когда-то чтение книг было для детей и подростков одним из главных развлечений и удовольствий. Но пришли иные времена: большинство современных детей, скорее, будут играть в компьютерные игры, смотреть видео в Интернете и «зависать» в социальных сетях, чем тратить свободное время на чтение книг.Как же заинтересовать их чтением?

К чему может привести нашу цивилизацию появление поколения «недочитавших»?

Не хотелось бы излишне сгущать краски,но если ситуация с чтением книг будет развиваться в том же духе, что и сейчас, то нас ждет не очень веселое будущее. Идущее нам на сменупоколение «недочитавших», воспитанное на социальных сетях и видеороликах в Интернете,не только вряд ли принесет в этот мир что-то по-настоящему ценное, но и может стать по-настоящему опасным для будущего человечества.

Конечно, не все современные дети такие, но большинство из них воспитывается не на чтении умных книжек, а на глупых приколах в социальных сетях. В ваших силах изменить эту ситуацию к лучшему, и не допустить резкого падения интеллектуального уровня землян, вызванного недостатком чтения в детско-юношеском возрасте.

Почему это так важно

Уже сейчас многие российские компании сталкиваются с тем, что им очень сложно найти грамотных молодых сотрудников, которые не делали бы десять ошибок в одном предложении, имогли бы ясно и четко выражать свои мысли в письменной форме.

Основная причина этого - недостаток чтения в детско-юношеском возрасте и замена книг компьютерными играми, видеороликами и социальными сетями. Это оборотная сторона прогресса, который, с одной стороны, делает жизнь человека более комфортной, а с другой, приводит к потере чего-то очень важного (в данном случае, грамотности).

Лучшее средство для приобретения автоматической грамотности

Лучшее средство для приобретения автоматической, «подсознательной» письменной грамотности - это обильное чтение. Если ваш ребенок будет много читать,он будет писать без ошибок, вне зависимости от знания правил русского языка.

Конечно, много читать нужно не только для приобретения отменной грамотности (хотя, в современном мире, это уже немало). В отличие от визуальных видов искусства, чтение великолепно развивает фантазию, творческое мышление, словарный запас и интеллектуальные способности ребенка. Дети, которые много читают, гораздо более ясно и четко, чем их «недочитавшие» сверстники, выражают свои мысли не только в письменной, но и устной форме, и отличаются хорошо поставленной речью.

О том, насколько важна грамотность для приобретения в будущем престижной профессии, можно рассуждать очень долго.Кто захочет взять на работу сотрудника, которыйделает огромное количество грамматических ошибок в коммерческих предложениях? Как это отразится на репутации компании?

Кроме того, чтение - это основа самообразования. Человек, который много читает и постоянно занимается самообразованием - это бесценный сотрудник для любой уважающей себя компании.

Когда нужно начинать

Воспитыватьлюбовь к чтению нужно с раннего детства, до того,как ребенок начнет учиться в обычной школе. Дело в том, что система школьного образования зачастую превращает чтение в тяжкую повинность, что совсем не способствует возникновению крепкой привязанности к этому важнейшему навыку.

Перегруженные в школьном возрасте «тяжелой» литературой, дети впоследствии навсегда теряют страсть к самостоятельным литературным путешествиям. Поэтому вы должны заранее позаботиться о том, чтобы показать ребенку, какой огромный, удивительный мир скрывается в тысячах книгах до того, как система школьного образования попытается сделать обратное.

Как заинтересовать ребенка самостоятельными литературными путешествиями

Чтобы чтение стало удовольствием, а не наказанием, прежде всего, нужно подбирать подходящие книги, которые были бы по-настоящему интересны ребенку. Это главная задача на этапе первоначального знакомства с миром литературы - показать ребенку, что чтение книг - это огромное, великое удовольствие, гораздо более увлекательное, значимое и ценное, чем все компьютерные игры вместе взятые.

Начинать необыкновенное, волшебное путешествие в мир литературы нужно с легкого чтения, соответствующего возрасту читателя. Пусть это будут самые простые, незамысловатые, но соответствующие индивидуальным интересам ребенка издания.

Книги про Гарри Поттера, хоть и не отличаются особыми интеллектуальными изысками, смогли сделать то, на что оказались не способны школьные учителя и школьная программа - приучили многих детей во всем мире к чтению книг. Именно с таких занимательных книг и нужно начинать путешествие в мир литературы и «карьеру» читателя.

Давать ребенку читать в 8-12 лет серьезную литературу, это то же самое, что новичку, впервые пришедшему в тренажерный зал, вручить штангу весом 150 кг. Ни к чему, кроме тяжелейших травм и отвращения к занятиям спортом, это не приведет. Для того, чтобы упражняться с таким весом, нужно несколько лет упорно тренироваться. Также и с серьезной литературой: до неееще нужно дорасти.

Впоследствии, повзрослев и приобщившись к чтению, подросток перейдет от приключенческой, авантюрной и фантастической литературы к более серьезным и умным книгам. Чтобы этот переход в принципе состоялся, у ребенка должна возникнуть устойчивая ассоциация: «чтение - это удовольствие».

Воспитание любви к чтению гораздо важнее оценок в школе

Но как заинтересовать ребенка чтением, когда его в школе нагружают домашними заданиями и заставляют читать то, что ему совсем неинтересно и кажется скучным и занудным? Придется сделать выбор между любовью к чтению и школьной программой.

Пусть он читает то, что ему хочется, а не те произведения, которыеему навязывают на уроках литературы. За счет обильного чтения он и так будет превосходить большинство своих одноклассников с точки зрения грамотности и умения выражать свои мысли в письменном виде, что, несомненно, оценят преподаватели литературы.

Пусть он и не будет знаком с произведениями школьной программы, зато будет писать без ошибок и творчески мыслить, что гораздо важнее. Тем более, что краткое содержание любого классического произведения можно сейчас узнать за 5 минут в Интернет.

Что не нужно делать

Лучше создайте такие условия, чтобы он сам научился «поглощать» книги в огромных количествах без какого-либо давления с вашей стороны. Чтение книг должно стать добровольным, увлекательным литературным путешествием в неизведанные миры, а не скучным, занудным процессом и «обязаловкой».

Не стоит также навязывать ребенку собственные литературные пристрастия. Можно лишь порекомендовать то, чем вы сами зачитывались в детстве, какие-нибудь приключенческие книги или что-нибудь из научной фантастики или фэнтэзи. Но нужно понимать, что современным детям нужны современные герои, а не персонажи, действовавшие в непонятные для них социалистические времена.

Если вы будете использовать систему поощрений, награждая ребенка за каждую прочитанную книгу, то, скорее всего, он будет читать не для удовольствия и получения знаний, а для того, чтобы получить приз, и, как только этот метод перестанет использоваться, он сразу же закончит свою читательскую «карьеру».

Не имеет смысла также ставить ребенку какие-то планы по обязательному прочтению определенного количества книг за каникулы. Пусть ребенок прочитает столько, сколько сможет, и только то, что ему по-настоящему интересно. Дело не в количестве, а в качестве и в удовольствии от процесса.

Воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге

Безусловно, в современном цифровом мире у детей нужно воспитывать любовь к чтению, а не к бумажной книге.Читать можно не только печатные издания, но и электронные книги, и какие-то тематические сайты. Возможно, это покажется ребенку более привлекательным и современным. Интернет - это по большей части текстовая культура, и приучая ребенка к чтению, можно и нужно использовать его огромные ресурсы.

Конечно, читать электронные книги с экрана ноутбука или мобильного устройства несколько сложнее, чем бумажные издания, и это не слишком полезно для зрения. Зато в нашей «пиратской» стране это практически всегда можно сделать бесплатно.

Какие хитрости пригодятся

Для того, чтобы заинтересовать ребенкачтениемможно использовать некоторые хитрости. Например, когда вы будет читать ему вслух какую-нибудь увлекательную историю с динамичным сюжетом, можно остановить ее на самом интересном, интригующем месте.

Если ребенок еще не умеет читать, таким образом можно создать для него мотивацию, чтобы он захотел научиться этому полезному навыку и самостоятельно мог изучать занимательные сюжеты, скрывающиеся в тысячах книг.Если же он умеет читать, то,наверняка, ему захочется узнать, чем закончится книга, и он дочитает ее сам.

Для того, чтобы процесс совместного чтения был еще более увлекательным, можно придумывать с ним альтернативные варианты концовок для популярных литературных произведений. Это будет отлично способствовать развитию творческого воображения и креативности. Есть большая вероятность того, что в мире будущего эти качества будут цениться необычайно высоко.

Как можно использовать кинематограф

Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением можно использовать и смежные искусства, например, кинематограф. Есть немало отличных фильмов, снятых на основе замечательных литературных произведений. При этом, нередко литературные оригиналы достаточно сильно отличаются с точки зрения сюжета от кинематографических версий.

Например, книга Уинстона Грума «ФоррестГамп» и одноименный, знаменитый фильм Роберта Земекиса - это фактически два совершенно разных произведения, имеющие лишь отдаленное сходство с точки зрения сюжетных линий. Расскажите об этой разнице своему ребенку, и, возможно, ему захочется прочитать то, что послужило основой для кинематографического бестселлера. Не исключено, что книга понравится ему гораздо больше, чем фильм.

Аудиокниги - отличный инструмент самообразования

Для гармоничного интеллектуального развития ребенка имеет смысл использовать и аудиокниги. При наличии mp-3 плеера, их можно слушать абсолютно в любом месте, в том числе, и в условиях, когда читать обычные книги невозможно (например, в переполненном транспорте).

Это отличное средство длязнакомства с мировой культурой, которое позволяет слушать не только литературные произведения, но и аудиоинтервью, лекции и т.д. К тому же, аудиокниги не напрягают зрение, и в нашей «пиратской» стране практически всегда бесплатны.

Конечно, письменную грамотность с их помощью не разовьешь, зато они дают возможностьпознакомиться с хорошо поставленной, «правильной» речью известных актеров, которые, как правило, озвучивают подобные аудио-произведения. Главное, чтобы аудиокниги не заменяли собой полностью чтение. Вместе с бумажными и электронными аналогами, это лишь один из инструментов самообразования и познания окружающего мира.

О важности личного примера

Ну, и конечно, очень важно показывать ребенку собственный пример. Если ребенок с детства будет видеть своих родителей, развлекающихся исключительно просмотром телевизора, то вряд ли он будет поглощать книги в огромных количествах.

Не забывайте, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, строят свое поведение, подражая взрослым. Поэтому, если в вашей семье будут уделять книгам особое внимание, вашему ребенку, скорее всего, удастся избежать проблем поколения «недочитавших».


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением – одна из важных задач правильного воспитания. Человек, воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впечатления, увлечь собеседника запасом знаний и никогда не станет скучать в одиночестве.

Когда же стоит приучать ребенка к чтению? Детские психологи рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к книгам с раннего дошкольного возраста и продолжать работать в этом направлении до 7-8 лет, однако, наиболее благоприятен возраст от трех лет. Важно подбирать литературу, соответствующую годам – сначала простенькие сказки, затем – рассказы детских классиков.

Как известно, не все дети любят читать книги. Почему так происходит - задаются вопросом многие родители

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.


В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Азы книгочтения

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Психологи считают, что ребенка нужно приучать к чтению, начиная с традиционных детских изданий – с картинками, крупными буквами, которые можно листать и знакомиться с ними не только посредством визуального восприятия. Здесь важен комплекс ощущений – тактильных, слуховых и зрительных.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа. Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения. Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.

Домашняя библиотека

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные. Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.



Начинать читать книги ребенку нужно как можно раньше. Яркие иллюстрации, забавные картинки заинтересуют даже самого большого непоседу

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Чтение – важная часть жизни

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка (см. также: ). Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.



Дети очень любят, когда именно папа читает им книгу

Формирование привычки

Психологи советуют создать ежедневный ритуал, который приучит ребенка к тому, что книга – обязательная часть его жизни. Желательно выбрать время, в которое сын или дочь сможет каждый день открывать новую страницу. Удобнее всего выделить несколько минут перед сном.

Очень хорошо, если вечернее чтение станет любимой традицией, временем, которое ребенок будет предвкушать в течение дня. Главное – не отступать от формирования привычки, день за днем регулярно устраивать небольшие сеансы семейного чтения. Совсем скоро родители могут заметить, что их чадо готовиться к вечерним сеансам и заранее подбирает интересную литературу.

Можно попробовать читать вслух при ребенке то, что интересно маме или папе. Пусть малыш с раннего возраста привыкает к тому, что чтение может быть занятием совместным. Быть может, его заинтересует сюжет и он захочет узнать, что же произошло дальше. Нужно поощрять его интерес и давать возможность послушать подольше. Иногда уместно использовать чтение, как награду или приз за хорошее поведение, за помощь родителям по дому. У ребенка будет формироваться правильное и естественное отношение к этому занятию.

Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:

  • Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры. Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
  • Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.


Сказки, читаемые малышам, должны быть интересны и взрослым

Развитие фантазии и артистизма - элементы мотивации

Чтобы завлечь ребенка чтением, нужно провоцировать его фантазировать самому. Пусть он придумывает продолжение любимым сказкам или же по-новому пересказывает знакомые сюжеты:

  • Для начала можно рассказать ему что-то интересное, что могло бы произойти с персонажем прочитанной сказки или повести. Затем вовлечь чадо в игру, спросить, что, по его мнению, будет дальше.
  • Детские стихотворения – еще один кладезь полезных навыков. Желательно чаще читать детям рифмованные строчки и просить повторить, чтобы стихи запоминались. Простенькие четверостишия помогут ребенку сформировать, и развить умение пересказывать информацию. Что в последующем позволит ему красиво и складно излагать более сложные речевые конструкции. Такая тренировка пригодится и в учении, ведь в школе требуется отвечать у доски, пересказывая выученный урок.
  • Многие детские сказки легко озвучивать в виде диалога. Можно попытаться вместе с ребенком разыграть знакомые сюжеты из прочитанных книг, распределив между собой роли. Детям очень нравятся такие игры, и они часто демонстрируют неожиданный артистизм.

Книга учит, воспитывает, а дети наиболее восприимчивы к ее науке. Любите книги, берегите их. Вкладывайте в своих детей уважительное отношение к слову. Тогда они вырастут всесторонними людьми с широким кругозором и умением принимать правильные решения. Пусть книга станет ребенку другом, помощником и даже партнером для игр. Помогите ему познать огромный мир, который дарит хорошая литература.






- В доме должна быть детская библиотека







- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.



- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям :

I. Как заинтересовать ребенка чтением

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотека

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть .

II. Для родителей будущих первоклассников

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.

5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?

2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?

3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?

5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?

7. Имеет ли он хорошую координацию движений?

8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?

9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?

10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов :

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.

4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.

7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения

10 советов родителям будущих первоклассников :

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

III. Психологические особенности пятиклассников.

Познавательные процессы :

В 5-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

· внимания,

· памяти,

· воображения,

· мышления,

· речи.

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса.

Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление. Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление. Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление

Ведущий вид деятельности :

В пятом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются:

· эмоциональным отношением ребенка к учителю,

· эмоциональным отношением родителей к учителю.

Рекомендация: Мама и Папа, когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности моих учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. И перенесу свое негативное отношение с учителя на предмет. Я буду хорошо учиться по всем предметам, если буду любить всех своих учителей.

Социальная ситуация развития

С переходом детей из младших классов в средние изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с пятиклассниками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам. Дети приспосабливаются к системе требований сверстников при общении с ними.

· мне приходится приспосабливаться к разным учителям,

· все большее место в моей жизни начинают занимать серьезные дела и все меньше времени мне остается на отдых и развлечения.

Мама и Папа, я буду быстрее приспосабливаться к новым условиям, ощущая вашу поддержку. Мне необходимо, чтобы вы каждый день интересовались:

· моими успехами и неуспехами в школе,

· чем я занимался весь день,

· какое у меня настроение.

Мотивация:

В пятом классе обучение ребенка зависит от сложившейся в начальных классах мотивации к школе: содержательной, формальной и негативной. На ее основе в этом возрасте формируется другая мотивация, определяющая поступки и решения человека в его деятельности. Такая мотивация бывает двух видов:

1. Если взрослые люди, обладающие достаточно высоким авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов.

2. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Рекомендация : Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить чаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Новообразование :

Дети пятых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Идет развитие саморегуляции: ребенок учиться владеть своим настроением и эмоциями. У пятиклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.

Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение :

Общению пятиклассника характерны следующие признаки:

· Неустойчивость контактов.

· Эмоциональность.

· Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

· Разрыв между мальчиками и девочками.

· Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.


Как заинтересовать ребенка чтением

Эти вопросы задаются учителям, друзьям, у которых дети читают, ведь от этого во многом зависит их успеваемость в школе. Я тоже ни один раз слышала эти вопросы и просьбы о помощи от своих знакомых.

С книжкой с пеленок

Начну с того, что ребенка нужно приучать к чтению с самых-самых ранних лет. Рассказывать ему маленькие стишки, прибаутки, колыбельные (да-да их тоже можно читать, если медведь на ухо наступил)), гуляете - рассказываете что вокруг, моете посуду, готовите обед - говорите с малышом, что вы делаете. Когда ребенок подрастет, берите любую сказку с большими картинками или и не сказку вовсе, но главное, что бы были картинки и начинайте читать или придумывать свою историю. Но не торопясь, суп никуда не убежит, а рассматривая каждую мелочь на картинке и объясняя ее сыночку или доченьке. Так вы знакомите малыша не только с книгой, но и обучаете его цветам, счету, новым словам и тут же показываете, что они означают. У нас, например, таким «учебником» была обычная сказка «Курочка Ряба», в тоненьком переплете, но с яркими картинками. Поэтому, необязательно покупать ребенку дорогие книги, можно обойтись и обычными, главное уделить немного внимания. И обязательно читайте деткам на ночь! Я даже сейчас читаю своим детям, когда они просят.

Когда детки пошли в школу, а читать как-то нет желания, можно попытаться тоже помочь им. Сейчас так много разных книг, что можно найти именно то, что будет интересно прочесть вашему школьнику. Даже пусть он будет читать детские детективы или Гарри Поттера, а не книги рекомендованные учителем, но он НАЧНЕТ ЧИТАТЬ. Ну и конечно, должна быть достойная мотивация к чтению. Это могут быть:

  • чтение по ролям;
  • подготовка, совместной с папой и мамой, инсценировки кого-либо произведения или куска из него и показ результата, например, бабушке;
  • изучение разнообразных стихов и сочинительство своих собственных опусов;
  • свободный доступ ребенка в библиотеку, как домашнюю, так и городскую (школьную);
  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР мамы и папы. Он очень важен, поэтому, так важно как можно чаще отвлекаться от бытовых проблем при помощи книги.

«Сложный» подростковый возраст

Еще сложнее с подростками, которые, в соответствии со школьной программой, должны читать большие произведения. Но и тут можно найти выход, коротко пересказав вашему подросшему человечку нужный текст, но так, чтобы ему стало интересно, даже, может, используя молодежный сленг и приводя параллели с нашей сегодняшней жизнью.