Термин перенос в психологии обозначает. Переносы и контрпереносы в терапии

В гештальт-терапии контрперенос - это реакция терапевта на перенос клиента. Гингер С. и Гингер А. выделяют 6 способов взаимодействия терапевта и клиента:

  • перенос клиента на терапевта;
  • контрперенос терапевта в ответ на этот перенос;
  • перенос терапевта только на определенных клиентов (которые воспринимаются как дети, родители, соперники, ученики и т. д.);
  • контрперенос клиента в ответ на перенос терапевта;
  • актуальные чувства клиента, касающиеся личности самого терапевта;
  • актуальные чувства терапевта к самому клиенту

Эти способы взаимодействия я отразила в удобной схеме:

И если посмотреть динамику терапевтических отношений между клиентом и терапевтом, очень большая вероятность на каком-то этапе развитие переноса клиента и контрпереноса терапевта. В итоге эти отношения становятся контрпереносными, но не теряют своей терапевтичности при правильном подходе терапевта в работе с контрпереносом.

Для меня всегда остается важным вопрос о том, на каком моменте, этапе терапии возникает перенос клиента, с чем он связан, возникает ли в ответ контрперенос и какую стратегию работы выбрать.

Немного теории…

Джойс Ф. и Силлс Ш. выделяет следующие реакции терапевта на клиента:

А) Реалистичные реакции-ответы. Реакция терапевта связана с тем, как клиент ведет себя здесь и сейчас.

Например, у терапевта может быть много симпатии к клиенту, потому что клиент настроен дружелюбно. Или, например, клиент пугает терапевта, потому что чересчур агрессивен. В таком случае реакция терапевта - нормальное переживание того, что происходит здесь и сейчас.

Б) Активный контрперенос - это собственный незавершенный гештальт терапевта (часто у начинающих терапевтов, это слепое пятно, когда требуется супервизия или личная терапия) *Я называю эту реакцию переносом терапевта

Кларксон П. называет такой контрперенос активным . Например, терапевт может чувствовать волнение, когда клиент напоминает ему его одинокую мать. Терапевту важно осознать, что это в терапию привнес, по большей части, он сам. Лучше всего проработать эту тему с супервизором и терапевтом.

М. Кан выделяет два вида:

— реакции-ответы на материал клиента, который «цепляет» материал терапевта (клиент рассказывает о свадьбе, а разведенный терапевт завидует или злится)

— характерные реакции-ответы (конкурентность, болезненная реакция на критику и другие индивидуальные особенности терапевта, тогда он всегда будет конкурировать с клиентом или страдать, когда клиент критикует). Обнаружить такие реакции можно, замечая, чем сходны реакции терапевта с разными клиентами

В) Реагирующий (наведенный) контперенос (чаще всего именно такие переносы подразумевают, когда говорят о контрпереносах вообще). В основу такого разделения положена терапевтическая польза или опасность

Этот перенос - реакция терапевта на ожидания клиента. У реагирующего контрпереноса есть две разновидности (по Г.Ракеру) :

согласующейся перенос (конкордантный) : терапевт чувствуете то же, что клиент. Например, клиенту кажется, что терапевт на него злится, его не одобряет, и поэтому он испуган. В свою очередь, терапевт тоже чувствует испуг или гнев - чувство, которое отвергает в себе клиент.

дополнительный контрперенос (комплиментарный) (проективная контридентификация по Лебедевой Н.) : терапевт принимаете ту роль, в которой клиент его видит. При таком переносе клиент бессознательно способствует тому, чтобы терапевт занял уготованную клиентом позицию. Например, если клиент видит в терапевте родительскую фигуру, терапевт может действительно испытывать недовольство, как и отец клиента. Иногда такой перенос выливается в неосознанную ролевую игру, когда терапевт действительно начинаете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента и тем самым укрепляет его в своих позициях. Например, клиент снова видит в терапевте родительскую фигуру, но очень слабую и беззащитную. Клиент ведет себя очень требовательно и резко, терапевт начинает защищаться, избегать контакта, то есть делать именно то, чего ждет от него клиент, а клиент, соответственно, еще больше загорается и так до бесконечности. В такой ситуации важно быть внимательным к тому, что происходит в поле и не поддаваться на провокации клиента.

Перенос и контрперенос при разных типах организации личности клиента / по Н. Мак-Вильямс

В работе с контрпереносом очень важно учитывать характерологические особенности клиента и тип организации его личности. Отличным пособием в этом вопросе для меня стала книга Мак-Вильямс Н. «Психоаналитическая психодиагностика». Обучаясь на третьей ступени по гештальт-терапии мне с коллегой Олегом Гуриным довелось подготовить лекцию на тему контрпереноса. Одной из разработок стала наглядная схема контрпереностных реакций в зависимости от типа организации личности, которую я составила из материала этой книги.

Что такое переносы и контрпереносы? Как может проявляться эта функция?

Перенос – это чаще всего бессознательный процесс переноса чувств, которые когда-то испытывались к одному человеку, на другого. Зачастую проецирование происходит на терапевта, а чувства клиента имеют более глубокие корни (из детства). Именно поэтому перенос является важнейшим инструментом в психотерапии, так как таким образом терапевт получает доступ к детским переживаниям, которые многие из нас не помнят во взрослом возрасте. Как происходит процесс переноса? За несколько этапов – формирование, выявление, трансформация полученного травматического опыта благодаря обустройству для клиента новых и позитивных навыков со стороны терапевта. Соответственно, контрперенос - это те чувства, которые испытывает психотерапевт в связи с переносом клиента. Именно на эти внутренние ощущения и опираются терапевты в большей степени.

Выделяют три основные группы переносов:

  1. Детско-родительский.Сиблинговый.Эротический или эротизированный.

Самый глубинный и сильный перенос, с которым работают в психотерапии, - детско-родительский. Психотерапевт в результате своего прямого отношения к состоянию клиента начинает испытывать контрпереносные чувства (забота, невыносимая жалость, желание обнять, взять на руки и укачивать клиента).

Детско-родительский перенос может свидетельствовать о глубоких детских травмах психики. О клиентах в таких случаях психотерапевты говорят, что их нужно «дорастить». Какие чувства может переживать человек во время этого типа переноса? Зачастую возникают сильные надежды и чаяния к терапевту, привязанность напоминает взаимоотношения матери и ребенка в детстве:

Возникает желание проводить с психотерапевтом намного больше времени, чем 1 час в неделю;

Хочется, чтобы терапевт отменил остальных клиентов, да и всю личную жизнь;

Детская злость со стороны клиента на то, что его бросили, уйдя в отпуск;

Зависть по отношению к другим клиентам;

Желание стереть все границы между терапевтом и собой;

Зависимость от сеансов психотерапии.

Для правильной интерпретации переноса и анализа его глубинной сути человеку необходимо также понимать влияние детства. Например, если у клиента была гиперопекающая мать, у него может сложиться превратное мнение, что терапевт вынуждает ходить к себе на сессию, заставляет принимать чужую точку зрения, пытается манипулировать, да и в общем, плотно обосновался в жизни в его жизни. Подобные чувства аналогичны тем, которые испытывались в детстве к матери. Существует и обратная ситуация – поведение мамы было отвергающим. В таком случае в каждом действии и мимическом выражении лица психотерапевта человек будет видеть отвержение. Возможен и третий вариант развития событий – гиперопекающая мать и невозможность оттолкнуть и отвергнуть ее. Зачастую клиенты переносят детскую ситуацию на терапевта и начинают отыгрывать ее – бросают сеансы психотерапии без предварительного обсуждения с терапевтом за сутки до начала сессии, могут пропасть на несколько недель.

Подобные моменты отыгрывания особенно важны в психотерапии. Это показатель переноса, нереализованных детских желаний и действий. Каждый клиент, как минимум, должен осознать причину возникновения переноса в его отношениях с терапевтом, дальнейшие действия зависят исключительно от самого человека – можно на протяжении всей жизни переносить свои переживания и чувства на окружающих, но можно и обратить их в пользу для себя. Как это сделать? Достаточно понять, что происходит и почему, проанализировать с психотерапевтом свои действия. Такой подход не только с пользой воздействует на психику клиента, но и приносит общее облегчение.

Детско-родительский перенос может быть не только на психотерапевта и маму. Это может быть перенос на бабушку, дедушку, дядю, тетю, двоюродных родственников, воспитателя, учителя, любого человека, который в жизни клиента сыграл важную роль.

Еще один немаловажный фактор – пол терапевта и человека, на которого происходит перенос, не имеет значения. Например, психотерапевтом может быть женщина в возрасте 30 лет, а перенос на нее как на дедушку. Психика не имеет гендера, сформировавшийся паттерн человек несет в те отношения, в которых сформировался определенный уровень привязанности, и затем отыгрывает свой устоявшийся сценарий.

В целом детско-родительский перенос означает, что клиент внутри остался достаточно маленьким, чувствует себя слабым, незрелым, нуждается в авторитете и поддержке, для него важно, чтобы кто-то взял его за руку и повел по миру, рассказал, как правильно нужно жить. Страшного в этом ничего нет, все прорабатывается на сеансах психотерапии.

Следующий тип переноса – сиблинговый, то есть терапевт воспринимается как брат или сестра. Такая ситуация может возникнуть, если у клиента есть опыт жизни с братом (сестрой) и разница в возрасте с психотерапевтом незначительная. В этом случае также могут быть достаточно интересные моменты – конкуренция, потребность в признании, желание помочь терапевту или поддержать (если есть опыт общения с младшей (старшей) сестрой или братом, который был значимой фигурой в жизни клиента). Соответственно, и отношения будут разыгрываться приблизительно похожие.

Какая основная причина возникновения такого переноса? Вероятно, у клиента с его сиблингом остались незакрытые вопросы. Это может быть конкуренция (когда один другому пытается доказать, кто умнее, красивее и интереснее) или стремление к признанию (не просто доказать свое превосходство, сиблинг должен со своей стороны подтвердить его – «Да, это правда. У тебя это получается лучше, чем у меня»).

Очень часто в семьях возникают ситуации, когда младшие дети хотят поддержки и признания со стороны старших, но не получают его. Именно поэтому, уже во взрослом возрасте, они и могут приходить в терапию. Более этого, встречается и смешанный перенос – детско-родительский с сиблинговым (в случае, если старшая сестра являлась единственным прототипом матери). Что это означает? У человека фактически нет опыта в том, что такое мама, поэтому он, глядя на старшую сестру, хотел бы воспринимать ее и в качестве мамы.

Эротизированный перенос – отношения между мужчиной и женщиной с большой долей сексуальности. Зачастую, если психика человека, который пришел с эротизированным переносом, достаточно зрелая, наличие такого типа переноса свидетельствует о том, что женщина или мужчина пришли за подтверждением своей сексуальности и гендерной идентичности (Я - прекрасная женщина! Я - самый лучший мужчина!). В таком случае терапия недлительная и носит точечный характер. Однако в большинстве случаев под эротизированным переносом скрывается своеобразный защитный механизм от детских проблем и сложностей, страх от проработки травм детства. Подобное поведение клиента является показателем неправильно пройденного Эдипова периода, когда мальчик борется с отцом за маму, а девочка с мамой – за папу. Фактически, для человека этот период не завершился из-за не удовлетворенных в полной мере потребностей ребенка.

Условно говоря, в здоровом варианте развития событий ребенок получает одобрение и признание сексуальности своих родителей. Если это девочка, папа ей говорит: «Ты красавица и умница!». Подобная фраза имеет скрытый подтекст – «Ты сексуальная!». Естественно, в возрасте 3-7 лет напрямую ребенку так не говорят, но папа всячески проявляет свое отношение к малышке – горят глаза, он восхищен. Затем отец девочки отметает все остальные попытки борьбы за него со стороны ребенка: «У меня есть другая женщина – твоя мама. Извини, но со временем у тебя будет тоже свой мужчина». Со своей стороны мама подтверждает сказанное папой: «Доченька, ты красавица и достойна найти хорошего мужчину. Но твой отец – мой муж. У тебя будет свой мужчина». При таком развитии событий родители признают дочь состоятельной личностью, подтверждая, что она умница, красавица и достойна лучшего мужчины. Не обязательно разговаривать с ребенком на эту тему, можно выразить свое отношение поведением. Главное для родителей – их настоящие чувства и мысли должны совпадать с действиями и характером поведения. В таком случае ребенок обязательно все сам поймет. Аналогичная ситуация и с сыном.

Если человек не получил подобного признания от одного из родителей, велика вероятность, что на психотерапию он придет с эротизированным переносом, который по сути будет детско-родительским переносом (есть запрос к маме или папе – подтверди, что я красавец, молодец и т.д.).

В некоторых случаях эротизированный перенос может быть сопротивлением к проработке своих детско-родительских травм. Если же у клиента зрелая психика, это попытка исследовать и понять свое «я» (какой я мужчина, какая я женщина). Однако подобный вариант встречается достаточно редко. Также, чаще всего эротизированный перенос встречается, когда клиент и терапевт разного пола.

На сеансах человек может осознавать или не осознавать свой перенос (терапевт напоминает бабушку, тетю, старшего брата и т.д.). Фактически, для психотерапевта восприятие клиента не столь важно, это инструмент для работы, поэтому именно терапевт должен следить за внешним проявлением переноса и своими контрпереносными чувствами, по которым разрабатывается тактика и стратегия дальнейших сессий. Обсуждать или нет с человеком его перенос - решает психотерапевт. Обсуждение происходит в период проявления каких-либо чувств и переживаний со стороны клиента. Зачастую терапевты используют следующие вопросы:

К кому еще в своем детстве и прошлом ты испытывал (а) подобные чувства?

Кто еще к тебе так относился?

Мне хочется сейчас тебя баюкать как маленького. А какие чувства испытываешь ты сейчас?

Таким образом, через перенос психотерапевт выясняет потребность клиента, анализирует его незавершенную ситуацию в детстве, работает с проекцией и ограничениями, которые мешают человеку двигаться дальше в жизни, строить личные и рабочие отношения.

Какой период времени нужен для формирования проекции? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. У каждого человека все происходит по-разному – кто-то уже на первую сессию приходит с переносом, а иногда для формирования проекционного отношения к терапевту нужно 1-2 года. В среднем – полгода.

Если через полгода упорной работы с психотерапевтом клиент по какой-то неопределенной причине хочет сбежать, избегает встреч, терапевт его раздражает и злит, подобное поведение может означать:

  1. Проявление переноса или попадание в сильную проекцию.
  2. Человек не может справиться со своими чувствами, которые оказывают на него травматическое влияние, или придерживается определенной модели поведения.

Соответственно, клиент должен понимать, что на этом этапе он убегает не от терапевта, а от своей проекции и объектов внутренней привязанности, которые в прошлом доставляли определенный дискомфорт и причинили болезненные ощущения. Конкретно этот психотерапевт не мог нанести травму, скорее всего она была и раньше, а сейчас к ней просто дотронулись, поэтому рана открылась.

На разных этапах психотерапии могут быть различные переносы или, как минимум, изменяется психологический возраст клиента, особенно в детско-родительском переносе. Как правило, в начале психотерапии прорабатываются травмы более раннего детства. Чем дальше продвигается терапия, тем старше психологически становится человек, и прорабатываются более тяжелые и болезненные травмы.

Но и в обычной жизни: в любовных отношениях , во взаимоотношениях в семье , на работе, в любом другом общении и взаимодействии людей. Что часто приводит к непониманию друг друга , ссорам и конфликтам на пустом месте, и другим проблемам в отношениях .


Широко используют перенос и контрперенос , в своей практике, психологи, психотерапевты и психоаналитики, для исследования давних проблем клиента, для отработки негативных переживаний и завершения незаконченных ситуаций, словом, для осознанного оказания психологической помощи .

Может ли психолог обидеться на клиента — перенос и контрперенос в психологии, психотерапии, психоанализе

Вопрос психоаналитику : «может ли психолог обидеться на клиента в процессе оказания психологической помощи, в процессе консультирования?»

Здравствуйте,.. мне нужен взгляд со стороны. Я хожу к психологу уже около двух лет, и на последней консультации произошел конфликт. Суть которого в том, что я не смогла принять его мнение, точку зрения,.. получилось вроде как, что я не готова была принять иное мнение кроме того, что есть у меня.

Он попытался надавить, и тогда я закрылась. Я пыталась продолжать вроде как ничего не произошло. И он не выглядел задетым. Абсолютно как всегда. Я высказала вслух, что ощущалось давление с его стороны. На что он высказал свою обиду, которая заключалась в том, что он оказался неуслышанным. Вернее… с его слов, я вроде как косвенно посоветовала ему засунуть свое мнение куда подальше. Из-за чего получилось, что я могу принимать мнение другого человека, если только оно не отличается от моего собственного.

После этого я не могла избавиться от ощущения, что на меня нападают. Мне стало очень плохо и больно. И обидно, что меня вроде как обвиняют в чем-то… я не понимала, что со мной происходит. Утратила способность хоть сколько-нибудь видеть ситуацию. Из-за этого — ощущение замешательства и тупика появилось.


Когда мне удалось выбраться из ступора мы попытались сравнить произошедшее с тем, что обычно происходит в отношениях с моим молодым человеком. Все это время психолог оставался обижен, я слышала это по интонации голоса, хоть он и продолжал пытаться вывести меня к каким-то ответам.

Все, что я поняла, что произошедшее в точности повторило все те конфликты, которые случаются раз за разом с моим парнем. Схема которого в том, что человек выдвигает свое какое-то видение чего-либо, но я к примеру считаю иначе и соглашаться не хочу. Тогда я начинаю чувствовать изолированность. Закрываюсь сперва. Потом, если человек настаивает на своей точке зрения, усиливается ощущение изолированности и будто он пытается нападать, тогда я защищаюсь и потом впадаю в ступор, внутри дикая боль и обида, сначала я злюсь на другого. Затем… каким-то образом начинаю злиться и обижаться на себя. Вернее… это можно назвать самобичеванием.

Я с такой силой на себя набрасываюсь и начинаю обвинять даже в том, что может не касаться ситуации. Обобщаю свою жизнь в целом, из-за чего становится еще хуже и больнее. И воспринимается все это… как ненависть и тирания со стороны другого человека. Я не знаю как остановить это. У меня есть ощущение, что мой психолог спровоцировал подобную ситуацию чтобы вывести все эти чувства на поверхность. Так чтобы я сама смогла их увидеть и отдавала себе отчет в увиденном.

Помогите, скажите, может ли психолог обижаться? И насколько вероятно, что мой психолог в самом деле пытался мне помочь? Потому что если это не был психологический прием, то получается, что он поставил свои эмоции выше моего состояния? Наблюдал как мне больно…

Я ушла вся в слезах, внутри все разрывалось от боли, досады и беспомощности. Было ощущение, что мне дали пинка под зад… Самое неприятное, что я понимаю, вся ситуация значительно отличалась от того, что происходило с моим парнем лишь одним — психолог отказался принимать мою точку зрения. Я отказалась извиняться. И я совсем запуталась…

Перенос и контрперенос в психологии, психотерапии, психоанализе — может ли психолог обижаться на своего клиента

Если понимать обиду в житейском смысле, как это бывает в обычных отношениях, то, конечно, профессиональный психолог не может и не должен обижаться на своего клиента.
Другое дело если Вы восприняли его, после обострения ситуации, как обиженного…здесь, как раз, может быть эффект переноса и контрпереноса , часто применяемых в психотерапии и психоанализе. Но психолог должен осознавать этот процесс и управлять им, чтобы не причинить Вам дополнительную боль и расстройства.

Если же он сам не осознает происходящее и не контролирует ситуацию, то процесс превращается в психологическую игру, похожую на ту, в которую Вы играете со своим парнем. Как это странно не прозвучит, но Ваш «выигрыш» в этой игре, как раз ощущение получения пинка и набор негативных эмоций. Самая обычная развязка такой игры — прерывание отношений, со скандалом или без, не важно.

На схеме показаны перенос и контр перенос во время общения — подробнее смотрите трансакционный анализ и психологическую игру в Спасение по драматическому треугольнику Карпмана.

Если желаете, то я могу Вас проконсультировать подробнее, и помочь решить Вашу психологическую проблему ОНЛАЙН или посредством анонимной


Хайнц Кохут
Жак Лакан Отто Ранк
Гарри Стек Салливан

Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference ) - психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии . Был замечен и описан Зигмундом Фрейдом , показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа . Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса .

История

Лакан говорит о переносе на знание: анализант обращается к аналитику, предполагая, что тот знает что-то о нём и может ответить на его запрос; он переносит на аналитика некоторое знание о себе. Поэтому в центре переноса для Лакана стоит «предположительно знающий субъект». Таковым же является и само бессознательное , поскольку мы можем лишь предполагать нечто на его счёт, но это знание будет ни чем иным, как эффектом переноса. В семинаре 1964 года Лакан говорит о развитии переноса уже не на личность, а на «присутствие аналитика». Именно это «присутствие», эффект сопричастности с Другим, в котором и аналитик, и анализант занимают свою долю, и является отправным пунктом как для переноса, так и для проработки сопротивления .

Невроз переноса

Невроз переноса - специфический симптом, возникающий в процессе психоаналитического лечения и характеризующийся вовлечением личности психоаналитика в симптом анализанта . Изначально невроз переноса рассматривался Фрейдом как препятствие для психоанализа и классифицировался им как вид сопротивления, но позднее он приходит к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом, а его развитие - не помеха, а обязательный этап и условие успешного психоаналитического лечения.

Эротический перенос

Одним из специфических видов переноса является эротический перенос, в результате которого во время терапии у клиента по отношению к терапевту возникает сильное эротическое влечение и даже влюблённость. Так же как, например, гнев при другом виде переноса может побудить не слишком устойчивого клиента применить к терапевту физическое насилие, так эротический перенос может привести к тому, что клиент будет явным образом соблазнять терапевта, хотя чаще соблазнение со стороны клиента носит не столь явный характер. Однако проблема в том, что у терапевта может возникать соответствующий эротический контрперенос на клиента. До того, как в международной практике сформировался «этический кодекс психолога», явным образом запрещающий вступать с клиентом в любые личные отношения, не являющиеся психотерапией, многие психотерапевты оказывались сначала в постели со своими клиентами, а потом и в браке с ними (например Юнг , Фромм , Гринсон).

Литература

  • Фрейд, Зигмунд . Замечания о любви в переносе. - 1915.
  • Фрейд, Зигмунд . Влечения и их судьба (1915) // Влечения и их судьба. - Букинистическое издание. - Эксмо-Пресс, 1999. - 432 с. - (Антология мудрости). - 5000 экз. - ISBN 5-04-002719-2
  • Фрейд, Зигмунд . Конструкции в анализе. - 1937.
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - Москва: Логос, 1998. - 432 с. - ISBN 5-7333-0477-4
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). - Москва: Логос, 1999. - 520 с. - ISBN 5-8163-0007-5
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). - Москва: Логос, 2002. - 608 с. - ISBN 5-8163-0037-7
  • Лакан, Жак . Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). - Москва: Логос, 2004. - ISBN 5-8163-0037-7
  • Лакан, Жак . Le Séminaire: Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques (1960-1961). - Париж : EPEL, 1991.
  • Ольшанский, Дмитрий Александрович. Работа переноса в случае Доры // Теоретический журнал Credo New. № 3 (55). - 2008.
  • Зембински, Зиш (Ziembinski, Zish). Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии . - 1999.
  • Гринсон, Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа = The Technique and Practice of Psychoanalysis. - Москва : Когито-Центр, . - 478 с. - (Университетское образование). - 3000 экз. - ISBN 5-89353-088-8
  • Боназия, Эммануэль (Bonasia, Emanuele). Сексуальное контрперенесение = The countertransference: erotic, erotised and perverse. - 2008.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перенос (психология)" в других словарях:

    Перенос: В Викисловаре есть статья «перенос» Перенос (типографика) разрыв слова так, что начало его оказывается на одной строчке, а конец на другой. Также знак, устанавливаемый в месте разрыва. Перенос (арифметика) приёмы, применяемые … Википедия

    психология самости - ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности,… …

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Перенос (смещение аффекта) - Термин психотерапии, описывающий ситуацию, в которой пациент воссоздает чувства и конфликты из собственной жизни (особенно ранние чувства по отношснию к родителям), а затем переносит их на терапевта. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с… …

    Перенос навыка - Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как… … Большая психологическая энциклопедия

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ - – одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений Самости. Один из видных представителей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Перенос, трансфер (лат. transfere – переносить, перевозить) – перенос на терапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и другим).

Термин «перенос» впервые стал применяться в психоанализе. Фрейд считал, что феномен переноса присущ любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Первоначальные источники реакций переноса – значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции переноса в последующей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, ранее принадлежавшие родителям. По Фрейду, перенос происходит из эротических источников, и, как правило, сексуально окрашен.

Различается «позитивный перенос» – перенос чувств любви, уважения, доверия, привязанности и «негативный перенос» – перенос чувства страха, ненависти, отвращения.

На психотерапевтическом приеме эти чувства могут спонтанно возникать у клиента при отсутствии в поведении терапевта объективных причин для этого. Перенос действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются. Пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств.

Терапевт может осознанно использовать реакции переноса своего клиента в процессе терапевтической сессии. Перенос в этом случае выступает как способ, с помощью которого клиент вспоминает то, что забыл, что является неосознанным источником его психических страданий.

По моему мнению, возникновение переноса в терапии, есть момент положительный, способствующий продвижению в работе. Его (перенос) не стоит предотвращать, гораздо более полезно развивать его в терапевтических целях.

В реальной консультации перенос проявляется очень по-разному… Это может быть, например, отношением клиента к терапевту как родителю или прошлому сексуальному партнеру. Клиент как бы стремится получить от терапевта то, что ему недоставало в реальной жизни. Или отомстить за то, что, с точки зрения клиента, не было отомщено. Терапевт становится как бы «заместителем» реального человека, предмета или даже события…

При этом важно не забывать четко отслеживать возникновение и развитие контрпереноса…

Контрперенос – ситуация, при которой чувства и установки терапевта по отношению к клиенту являются следствием прежних ситуаций жизни терапевта, перемещенных на клиента.

Таким образом, контрперенос отражает собственные бессознательные реакции терапевта на клиента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными.

Феномен контрпереноса аналогичен переносу. Однако, в отличие от переноса, имеющего огромное терапевтическое значение, влияние контрпереноса на терапию не столь однозначно. Снижает вероятность контрпереноса регулярное прохождение терапевтом «личной терапии».

Любое событие, при котором ожидания относительно своих возможностей совпали с реальными возможностями, есть проявление адекватной самооценки, и по этой причине может (и даже должно) быть внесено в этот список…