Взрослые как дети. Психология Как называется человек который как ребенок

"Она засмеялась. Шарль и Диана посмотрели на них.
Они сидели рядом, напротив своих протеже. Дети
по одну сторону, взрослые по другую. Старые
тридцатилетние дети, никак не желающие
взрослеть. Люсиль умолкла. Она подумала о себе:
ничем в жизни не занимается, никого не любит.
Смешно. Не люби она жизнь саму по себе,
давно бы покончила с собой".
Франсуаза Саган "Сигнал к капитуляции"

В повести Франсуазы Саган "Сигнал к капитуляции" описывается жизнь тридцатилетней содержанки Люсиль. Она живет с не очень молодым, но очень богатым мужчиной.

Девушка ведет беззаботную жизнь, не омраченную никакой ответственностью. Но однажды она встречает молодого парня среднего достатка. Любовь так захватывает Люсиль, что она решительно меняет свою жизнь — уходит от богатого любовника и даже устраивается на работу.

Работать ей не нравится, но она вынуждена это делать, потому что одной зарплаты любимого не хватает. Через несколько месяцев такой жизни девушка узнает, что беременна.

Люсиль охватывает такой ужас от грядущей ответственности, что она, совершенно забыв о своей любви, возвращается к прошлой жизни. Она избавляется от ребенка, от работы, от любимого и снова начинает жить с богатым спонсором, который прощает ее и принимает в свои отеческие объятия.

Поведение героини можно охарактеризовать как инфантильное. Несмотря на то, что по сюжету повести ей уже за тридцать.

К сожалению, инфантильность в наше время высоких технологий является довольно распространенным явлением. Женщины все чаще жалуются на инфантильных мужчин, мужчины устали отбиваться от женщин, желающих устроиться за чужой счет.

Является ли инфантильность роковым недостатком, ведущим к разрушению отношений? Как вести себя с партнером, если он не хочет взрослеть? Виноваты ли женщины в инфантильности мужчин?

Можно ли изменить себя и стать более зрелой личностью, дав себе возможность реализовать все свои мечты? Попробуем ответить на эти вопросы и разберемся в природе инфантильности.

Осторожно: дети!

"Многие мои подруги уже давно сделали успешную карьеру и имеют стабильный доход. Я же до сих пор работаю официанткой и постоянно занимаю деньги до зарплаты. Мне уже 37, а нет ни семьи, ни детей, ни нормальной работы..."

"Мой парень постоянно забывает ключи, теряет мобильники, не помнит о знаменательных датах и всегда опаздывает на встречи. Ему уже 28, а он постоянно на мели, потому что часто меняет работу — все ищет себя. Я устала быть его мамочкой".

"Моя подруга нигде не работает и не учится, она считает это скучным. Она целыми днями ест, курит, пьет пиво, смотрит телевизор и тусуется с подружками. Еще она обожает ходить по магазинами скупать все, что попадает под руку. Недавно она сделала пирсинг. Я чувствую себя родителем девочки-подростка, хотя ей уже 33".

"Моя сотрудница ведет себя, как ребенок. Она забывает сделать важные звонки, постоянно оттягивает сдачу работы, придумывает различные предлоги, чтобы не присутствовать на серьезных переговорах.

Мне приходится постоянно напоминать ей о том, что она должна сделать, извиняться перед клиентами за задержки в работе. Часто я доделываю работу за нее.

Несмотря на то, что она милый и отзывчивый человек, я все чаще раздражаюсь, потому что мне кажется такое поведение неуважительным по отношению к другим людям.

А ведь она взрослый человек (ей 45!), имеющий семью и двоих детей! Я все чаще думаю, что мне проще работать одной, чем с такой помощницей".

"Я не могу общаться с подругой, потому что постоянно чувствую себя ее старой надоедливой родственницей — если мы договорились созвониться, то звонить должна я, если договорились встретиться, то о встрече тоже помню только я, если она не может прийти, то об этом даже не предупреждает.

Мне кажется, она получает удовольствие, если резко меняет свои планы и оставляет другого человека (не только меня) в недоумении. Чем заняться, если мы вдруг встретились, должна решать тоже я.

Она все время просит моих советов, и всегда раздражается, когда я их даю. С ней очень сложно и утомительно. Мне тоже хочется внимания и теплоты, а в нашем случае игра идет в одни ворота".

Если вам знакомо подобное поведение, то вы имеете дело с самым настоящим инфантильным человеком.

Он ведет себя, как ребенок, который ждет, что взрослые разрешат все его проблемы. Он постоянно навязывает ответственность другим людям.

Типичные проявления инфантильности

Финансовая безответственность

  • человек бросается деньгами, тратит много денег на дорогие безделицы — одежду, технику, косметику и т. д., часто зарплата кончается уже в первый же день;
  • занимает деньги, не оплачивает вовремя счета, не планирует своих расходов, не имеет сбережений, превышает кредит или вообще живет за счет кредитов;
  • не задерживается подолгу на одной работе, зарабатывает лишь тогда, когда остается на мели;
  • надеется, что вы поможете разобраться ему с денежными проблемами;
  • не любит вовремя отдавать долги или просто забывает о них.

Безответственное отношение к деньгам часто сигнализирует о безответственном отношении к людям.

Ненадежность

  • человек непунктуален, необязателен;
  • не выполняет обещания, забывает обо всем, тянет время, когда дело касается важных дел, ведет себя безответственно;
  • теряет вещи, документы, хаотично хранит информацию, не может найти нужные вещи, файлы и т. д.;
  • всегда надеется, что кто-то сделает за него, подстрахует.

Отсутствие цели

  • не способен действовать без давления внешних обстоятельств;
  • испытывает трудности, планируя будущее, само слово "план" вызывает у него паническое состояние или раздражение;
  • часто откладывает принятие решения;
  • в принятии решений всегда ориентируется на внешние факторы и мнение окружающих;
  • ему уже за 30, а он все еще не решил, чем заняться в жизни, часто меняет работу, потому что "не нашел себя";
  • избегает различных самокопаний, разговоров о проблемах, потому что не хочет видеть, что проблема в нем самом;
  • он ждет кого-то, кто предоставит ему большой шанс, и всегда надеется на чудо.

Особенности сосуществования с инфантильным человеком

Инфантильные люди избегают всякой ответственности и ведут себя так, что вынуждают партнера брать на себя роль родителя.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет, многим даже нравится опекать кого-то. Но когда дело касается любви, то подобные отношения постепенно убивают сексуальность.

Испытывать сексуальное желание к ребенку так же трудно, как испытывать страсть к родителю. Чем больше ваш партнер похож на ребенка, чем чаще он ведет себя, как подросток, тем меньше удовлетворения вам доставляет сексуальная жизнь с ним.

Если ваш друг или сотрудник инфантилен, то вам очень трудно ему доверять и рассчитывать на его помощь. Он может быть очень милым и обаятельным человеком, но вы будете постоянно находиться в состоянии неизвестности, потому что от него можно ожидать любого подвоха.

Навязанная вам роль родителя при равных отношениях может раздражать вас, потому что в этом случае вы не получаете равноценного партнерства.

Если вы сами являетесь инфантильным, то ваша жизнь похожа на хаос либо напоминает историю о разбитых мечтах. Вам постоянно нужен кто-то, кто мог бы поддерживать вас, — без этого вы подобны поезду, сошедшему с рельсов.

Оставаясь инфантильным, вы лишаете себя возможности полностью реализоваться в жизни. Вы не знаете, кем являетесь на самом деле, потому что находитесь в зависимости от людей, на которых переложили ответственность за свою жизнь.

Жить рядом с инфантильным партнером очень утомительно. Если ваш партнер ведет себя подобным образом, вам навязывается роль родителя. Постепенно у вас накапливаются обида и злость, а это не способствует хорошим отношениям.

Почему люди не хотят взрослеть?

Многие творческие люди остаются детьми всю жизнь. Это помогает им сохранять свежесть восприятия. Уходя от проблем внешнего мира, они могут полностью сосредоточиться на мире внутреннем.

Но, как показывает жизнь, не все творческие люди инфантильны, равно как не все инфантильные люди занимаются творчеством.

Причины инфантильного поведения взрослых людей формируются еще в детские годы.

Инфантильность — это бессознательная реакция на обстоятельства, в результате которых человек чувствует себя лишенным детства. Что же это за обстоятельства?

Ребенок слишком рано был брошен во взрослую жизнь. Например, при смерти родителей, при уходе одного из родителей, при , при большой занятости родителей, если нужно было заботиться о младших детях, если родители были алкоголиками и т. д.

У такого ребенка в подсознании накапливается обида на взрослых за украденное детство. Поэтому во взрослом возрасте он продолжает разыгрывать роль ребенка, компенсируя свое утраченное детство.

Слишком властные родители. Если родители все время контролировали ребенка, наказывали за малейшую провинность, из такого ребенка вырастает человек, не способный соблюдать какие-либо общественные правила, он все время бунтует.

Можно сказать, что он все время находится в подростковом возрасте и доказывает окружающим право на самовыражение.

Ребенок чувствовал себя заброшенным в детстве. Если человек не ощущал тепла и заботы, он может компенсировать этот дефицит, поступая по-детски. Он как бы говорит окружающим: "Заботьтесь обо мне!"

Когда вы все время напоминаете ему, что нужно сделать, берете на себя ответственность за его поступки, вы тем самым ведете себя, как родитель, заботитесь о нем... То есть делаете то, чего он был лишен.

В детстве родители просто "душили" ребенка своей любовью. Например, мать целый день сидела дома и не видела другого смысла жизни, как в том, чтобы угодить ребенку. Она не давала ему принять ни одного самостоятельного решения, слишком опекала его. Став взрослым, он сохранил детскую беспомощность.

Таким образом партнер пытается манипулировать вами: разыгрывая из себя беспомощного и несамостоятельного, он вызывает у вас чувство вины. Вы же не можете бросить несчастного?

Почему вы связались с "ребенком"?

Изображая из себя спасителя, вы испытываете чувство превосходства, но при этом "прячетесь" от собственных проблем. Помните, что своим родительским поведением вы можете сделать из нормального человека настоящего беспомощного монстра.

Одна моя клиентка жаловалась, что ее муж — сущее наказание. Он постоянно жалуется, болеет, ничего не делает по дому и постоянно находится в разного рода депрессиях. Он ведет себя с ней, как с мамой, а с другими женщинами старается казаться настоящим мужчиной.

После беседы мы выяснили, что она слишком навязчиво заботится о нем, берет на себя решение всех его проблем. Своим контролирующим поведением она лишила мужа любой возможности самовыражаться и привела его к зависимости и беспомощности, что, в свою очередь, вызвало у него серьезную болезнь.

Проще говоря, своей заботой она манипулировала им и вынуждала оставаться беспомощным. А он, в свою очередь, чтобы и дальше не брать на себя ответственность, манипулировал ей, продолжая бесконечно болеть, ведь только так он мог притягивать к себе внимание.

Если вы постоянно чувствуете ответственность за отношения и за партнера, жалеете его, боитесь, что он без вас пропадет, значит, вы склонны к роли спасателя.

Спасатели постоянно выбирают себе партнеров, которым необходимо помогать. Они находят человека, который кажется им ранимым, хрупким, заброшенным, несчастным, беспомощным, и окружают его теплом, нежностью, заботой.

Партнер отвечает благодарностью, а спасатель чувствуете себя героем. Из таких отношений очень трудно выбраться, потому что вам все время кажется, что награда не за горами. Подсознательное чувство вины, побудившее вступить в отношения такого рода, не позволяет выйти из них, даже когда человек осознает свою ошибку.

Вот причины, которые могут лежать в основе такого поведения:

Вы "выплачиваете" детские долги. Возможно, кто-то из ваших родителей страдал от недостатка внимания, заботы, любви, и вы когда-то пытались помочь ему. Это может быть при разводе или смерти одного из супругов. Теперь вы стараетесь компенсировать этот дефицит любви, спасая своего партнера.

Вам хочется ощущать превосходство и значимость. Когда вы связываетесь с партнером, чья жизнь хаотична, вы сразу начинаете чувствовать себя лучше, умнее, деловитее. Беря на себя роль героя, вы закрываете глаза на собственные недостатки и слабость.

Если "ребенок" — ваш партнер

Предоставьте своему партнеру свободу для принятия решения о его судьбе. Помните, что излишняя забота может изменить вашего партнера не в лучшую сторону. Делая человека беспомощным, вы сами попадаете в зависимость от него.

Чувство вины — плохой фундамент для строительства отношений. Научите партнера самостоятельно справляться с проблемами, укажите ему путь — и отойдите в сторону. Чаще просите его о помощи и дайте ему время, чтобы он успел оказать вам поддержку.

Только вы сами можете решить, стоит ли вам принимать навязываемую роль родителя или нет. Просто откажитесь от стремления все контролировать и научитесь доверять своему партнеру.

Попробуйте немного побыть сами в роли ребенка, притворитесь беспомощным, и вы увидите, как преобразится ваш инфантильный партнер.

Если "ребенок" — вы

Если вы сами никак не повзрослеете, то, в первую очередь, вам нужно определиться с вашими жизненными целями. Каким бы противным вам это ни казалось, вам придется потратить время на описание ваших жизненных целей и планов.

Сформулируйте цели в каждой из сфер: личная жизнь, финансы (желаемый доход, важные покупки), карьера, досуг и т. д.

Сначала сконцентрируйтесь на небольших и легко достижимых целях, затем переходите к более глобальным.

Если вам трудно самостоятельно справиться с планированием, обратитесь к специалисту или пройдите специальный тренинг постановки целей. Когда в голове у вас воцарится порядок, наступит равновесие в душе, а затем и в жизни.

Сейчас (во время кризиса) чаще приходится сталкиваться с человеческой инфантильностью. Потеря работы, ухудшение материального положения многих людей приводят к мысли о том, что кто-то в этом виноват и должен держать ответ.

Люди требуют вернуть работу и дать денег. Они ненавидят своих работодателей и считают их врагами. Иждивенческая жизненная позиция приводит к повышенной требовательности к другим людям, но не к себе.

Люди совершенно не задумываются о том, что именно работодатели придумывают бизнес, реализуют его, благодаря чему и создают новые рабочие места, с помощью которых люди обеспечивают себе материальные блага.

Если такому человеку сказать "Ты свободен, делай, что хочешь", он совершенно растеряется и не будет знать, что делать. Единственное, что он умеет — это искать того, к кому можно присосаться, будь это более успешные люди или организации.

Зрелый человек, в первую очередь, озаботится тем, что он может сделать, а не тем, что для него должны сделать другие.

Ответственность, конечно, материя непростая, но все же жизнь дает намного больше тем людям, которые сами определяют свой путь, не ожидая годами появления золотой рыбки.

Жить полной жизнью, избегая ответственности, невозможно. Только зрелое отношение к жизни позволяет человеку делать то, что он хочет, при этом оставаясь самим собой.

Неумение решать проблемы, страх перед сложными ситуациями или перед серьезным разговором. Иногда про таких людей говорят: он слабохарактерный. Но психологи считают, что все сложнее, и ставят свой диагноз - инфантилизм. Что это - болезнь или плохое воспитание?

Репортаж Александра Лукьяненко.

Ивану уже 23, у него жена и годовалый сын. Но без мамы - никуда. С самого детства.

Иван Лютков: "Мнение матери - это закон. Каким бы оно не было. Например, когда маленький был, с мальчишками-хулиганами не дружи. Хотя как бы душа рвeтся играть, бегать, хулиганить. Но как бы всегда есть такая черта, за которую нельзя переступать, потому что мама сказала. Мама сказала: нельзя. Значит - нельзя".

Слово мамы - закон и в отношениях с женой, и в карьере, и в воспитании внука. Такую зависимость от старшего поколения современные психологи называют инфантилизмом и винят во всем родителей. Мол, из-за чрезмерной опеки ребенок может вырасти просто сказочным мямлей. Но заботливые мамы в это, как правило, никогда не верят.

Надежда Люткова, мама: "Мне вот на работе девчонки говорят: "Ой, да ты что. Да, пускай, идут на квартиру, пускай, строят свои отношения самостоятельно". А я вот привыкла так. Мне, вот, кажется, я приду, ну чего я буду делать в этих четырeх стенах одна?!"

Что такое инфантильные мужья, лучше всего знают их жены. Бывшие. Раиса говорит, ей достался именно такой любимый. Но счастье длилось недолго - почти сразу после рождения дочери, папа ушел. К своей маме. Не выдержал сложностей семейной жизни.

Психологи уверены: инфантильных сыновей и дочерей воспитывают родители. Но, чтобы и в 40 лет оставаться ребенком, вовсе необязательно жить по родительским правилам. Можно их нарушать от и до.

У них весь смысл жизни - попасть в дорогой и модный клуб. И неважно, что на гардероб, который понравится охраннику на входе и станет пропуском в этот мир, придется потратить сумасшедшие деньги. Здесь - в этом и заключается смысл жизни.

Поколение клабберов родилось в конце 70-х в Штатах. Потом клабберы появились в Западной Европе, и только в 90-х - в России. На что живут, если это не родительские деньги, они часто и сами не могут объяснить. Как будут жить через пару лет - лучше вообще не спрашивать.

Для инфанта в жизни самое главное - своя песочница по интересам. И не важно, что это будет: кухня, на которой соберутся брошенные жены, гараж со стареньким автомобилем, куда по вечерам бегут мужья, или дорогой ночной клуб. Главное, что в этом месте действуют свои правила игры, мало похожие на реальную жизнь.

Для Михаила Федорова такая "песочница" - компьютерный клуб. Два раза в неделю он оставляет жену дома и идет пострелять в электронных монстров. Жене это увлечение не нравится. Но, что поделать: отцу двоих детей тоже иногда хочется побыть ребенком.

Взрослые дети, неумеющие брать на себя ответственность, и в 40 лет, живущие, как 16-летние, - явление исключительно европейское. Говорят, всему виной - растущий уровень жизни. В такой ситуации взрослеть и, правда, вовсе необязательно. А в благополучном и сытом мире свое место в жизни может найти даже никогда не повзрослеющий ребенок. Чем бы дитя не тешилось…

ВЕДУЩИЙ: Инфантильный мужчина - одна из самых больших проблем для женщин. Таковы результаты опроса, который провели западные социологи. Отвечая на вопрос, какие кавалеры вас больше всего раздражают, дамы оказались более терпимы даже к жадинам и грубиянам. Впрочем, инфантилизмом страдают и женщины. Правда, мужчин это раздражает реже. Так что же происходит с человеком, когда он, что называется, впадает в детство? И надо ли с этим бороться? Об этом мы поговорим с доктором психологических наук Варварой Моросановой.

Ведущая: Так, каков же главный признак инфантилизма?

ГОСТЬ: Главный признак инфантилизма это когда в поведении, в общении человека проявляются детские черты. Такие как непрерывная жажда опеки, неумение самостоятельно принимать решения, поиск поддержки, следование тем сценариям, которые были заложены в семье с детства.

ВЕДУЩАЯ: А вот считается, что если мужчина или женщина до 30 лет не устроили свою судьбу и так и живут с родителями, то это не просто инфантилизм, а это уже то, что называется, не лечится, да?

ГОСТЬ: Если мы будем говорить о западном мире, то там действительно, признак того, что человек остался до 30 лет в семье, является признаком инфантилизма. Но наша ситуация значительно сложнее, потому что жилье так дорого, очень многие люди просто не могут позволить себе уйти из семьи. И инфантилизм он бывает на самом деле и вынужденным. И нужно всячески поощрять такие условия, когда детское поведение не будет комфортным для человека.

ВЕДУЩАЯ: Ну, вот считается, что инфантилизм это, прежде всего, из-за неправильного воспитания. А кто неправильно воспитывает - мамы, папы? И в чем заключается это неправильное воспитание?

ГОСТЬ: Когда семья неполная, когда мальчик заласкан, когда потакают всем его желаниям и не разрешают те вещи, которые обычно отец поощряет, ведет к тому, что нет здоровой агрессивности, нет здоровой самостоятельности у ребенка, который воспитывается без отца. И это все, безусловно, ведет к инфантилизму. Но давайте все-таки не переоценивать роль родителей.

ВЕДУЩАЯ: Что главное в воспитании должно быть, чтобы не вырос потом, вот действительно такой человек, которого потом могли бы обвинить в инфантилизме?

ГОСТЬ: Ситуация неполной семьи, вне зависимости оттого, мальчик воспитывается или девочка, да и вообще в любой семье, не только неполной, очень важно не ставить ребенка в условия гиперконтроля. Действительно, часто страшно и отпустить ребенка на улицу, и хочется каждые 15 минут звонить по мобильному и узнавать где он, и как он. Очень много запретительных мер. Но, поверьте мне, это неправильная тактика воспитания и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам. Потому что, все равно ребенок должен приобретать опыт самостоятельной жизни.

ВЕДУЩАЯ: Вот очень часто мужчинам нравятся женщины, которые ведут себя как дети? Вот почему?

ГОСТЬ: Именно потому, что им в таких условиях легче проявить свою самостоятельность.

ВЕДУЩИЙ: Они чувствуют себя сильнее, да?

ГОСТЬ: Да. Они чувствуют себя сильнее. Нахождение рядом со слабой женщиной как раз и дает те ростки преодоления инфантилизма, если он у человека есть. И дает возможность самоутвердиться даже слабому человеку.

ВЕДУЩИЙ: Ну, а вот, если женщина ведет себя абсолютно как ребенок. Она не занимается хозяйством, она не принимает никаких серьезных решений. То есть, действительно, вот, как у мужчины второй ребенок получается эта женщина. Вот с этим надо бороться?

ГОСТЬ: Если даже мужчине нравится, что женщина ведет себя, как ребенок, это опять же только временное явление. Он все равно захочет взрослых отношений. А если женщина не сможет ему это дать, то будут появляться другие женщины.

Все мы чувствуем некоторую жалость к человеку, который на вид вроде уже взрослый, но ведет себя и разговаривает как ребенок. Особенно много таких людей стало среди современной молодежи. Нежелание человека взрослеть или инфантильность - это не болезнь, а изъяны в воспитании ребенка. Сегодня многие мужья недовольны поведением жены, которая разговаривает сюсакая, старается казаться глупее и наивнее, чем она есть на самом деле, а некоторые жены возмущаются инфантильностью мужа, который не желает брать на себя никакую ответственность за благополучие семьи.

Инфантильность - это отсталость в развитии, которая характеризуется сохранением у взрослого человека психических и физических черт ребенка. В воспитании ребенка большую роль играют родители, которые сами не отличаются самостоятельностью и способностью нести ответственность за свои поступки. Инфантильность у современной молодежи стал тотальным из-за того, что родители их чрезмерно балуют. Ребенок, которому все разрешено и у которого есть все от ноутбуков до автомобилей, уже ни к чему не хочет стремиться. Чересчур заласканные дети, задушенные родительской любовью, опекой и заботой не желают во взрослой жизни лишний раз палец о палец ударить.

В таких семьях родители долго выполняют сами всю работу за ребенка, завязывают ему шнурки до шести лет, кормят до взросления с ложечки, заправляют ему кровать и запакуют в школу полную сумку бутербродов. Инфантильному ребенку не знакомы слова "нельзя" и "надо", он знает хорошо только слово "хочу!" Если это хотение не воплощается в жизнь, он будет умилительно и горько плакать или закатывать истерики. Повзрослев такой ребенок предпочитает развлечения, удовольствия и постоянную смену впечатлений.

Ему хочется все время отдыхать и вести беспечный образ жизни, а к серьезной работе он не готов. Для того чтобы ребенок не вырос инфантильным, надо воспитать в нем силу воли. А какая же воля у ребенка, который до 7 лет не знаком с навыками преодоления трудностей. Силу воли закладывать в ребенка должны родители в раннем детстве, а если этого не случилось то и вырастает женщина-дочь или мужчина-сын, опекать которых придется всю жизнь их супругам.

Инфантильность чаще всего встречается у детей следующих категорий:
- у поздних долгожданных детей;
- у младших детей, которых нянчат не только родители, но и старшие дети;
- у детей, которые часто болели в детстве;
- у наследников, успешных и состоявшихся в жизни родителей.

Перевоспитать мужа , который все время лежит на диване и пьет пиво, не думая о том, что надо зарабатывать деньги или жену, которая предпочитает проводить все свое свободное время в походах по магазинам и устраивает скандал из-за того, что надо мыть посуду, уже очень трудно. Чтобы не воспитать ребенка инфантильным человеком, надо с маленьких лет поощрять в нем самостоятельность. Уже с 5-ти лет у ребенка должны быть ежедневные посильные обязанности, которые он будет четко знать. Ребенок школьного возраста уже должен наводить в своей комнате порядок, мыть за собой посуду, убирать за домашним животным и ходить в магазин за хлебом.

С маленьких лет научившись отвечать за малые дела, во взрослой жизни он будет добросовестно выполнять и крупные обязанности. Обязательно надо объяснить ребенку, что последует за тем, если он не выполнит родительские поручения. Любое стремление ребенка к самостоятельности нельзя высмеивать или ругать. Например, если он сварил макароны, а они превратились в кашу, не следует говорить ребенку: "Какой же ты неопытный кулинар, надо готовить макароны вот таким образом". Наоборот, надо хвалить ребенка и подсказать, что следующий раз у него макароны сварятся вкуснее, если он их будет кипятить не очень долго.


Родители не должны угрожать ребенку , кричать на него или наказывать физически, все это может вызвать у ребенка нежелание чего-нибудь добиться. Для правильного воспитания очень важно общение с родителями, которое не должно строиться на насильственном внушении ему правил и запретов.

Совместные игры с ребенком, в которых он выступает в роли положительного героя, который спасает кого-то или руководит кем-то, помогают в борьбе с инфантильностью. В играх вместе с ребенком смейтесь над эгоизмом, безответственностью и глупостью отрицательных героев.

Очень важно, чтобы сами родители показывали положительный пример ребенку. Чтобы воспитать личность, самому надо быть личностью. Если родители постоянно ругаются и их требования к ребенку расходятся между собой, то это и может привести к тому, что ребенок не знает как себя вести и выбирает самый легкий путь в жизни.

Порождению инфантильности у ребенка способствует часто скандалы в семьи и развод родителей. Родители выясняют отношения, а заложником этих отношений становится ребенок. Он чувствует себя ненужным и старается жить в нереальном мире, при этом существующий мир кажется ему пугающим и злым. Только взаимное уважение между родителями, общение с ребенком и доверие ему способствует воспитанию самостоятельного человека, умеющего нести ответственность за свои поступки.

Иногда в сложных или конфликтных ситуациях просто невозможно говорить с человеком, потому что он неадекватно реагирует. Складывается ощущение, что перед тобой ребёнок, а не взрослый ответственный человек. Почему взрослые ведут себя, как дети?

На самом деле существует такое явление, как “зависание” в детстве , и оно абсолютно не зависит от взрослости и старшинства.

Так как подобные ситуации обостряются повсеместно, предлагаем рассмотреть их поподробнее, чтобы понимать, что делать, если заметите у себя, и как на это реагировать, если происходит с другими.

Предлагаем тебе в помощь для выстраивания душевных взаимоотношений с собой, людьми и миром, книгу - подсказку

Почему взрослые ведут себя, как дети

Возраст 3 — 5 лет

Мужской вариант:

— Тань, ты мою рубашку не видела?
— Какую, любимый?
— Ту, в которой я всегда на работу хожу. Полосатую, что ты не знаешь, что ли!?
— Так она в шкафу висит на плечиках, как обычно.
— А почему я её не вижу? А где мои носки? Почему мне приходится постоянно искать мои вещи?

Это классическая ситуация «зависания» мужчины в возрасте 3-5 лет, когда мама за него всё делала , и теперь он требует подобного поведения от своей жены.

— Дорогая, помоги мне, пожалуйста, одеть Ваню на прогулку. Мне сложно с ним справиться, а у тебя это получается лучше и быстрее.
— Мне сейчас сложно оторваться, перепутаю всё. Может справитесь сами?
Истеричный крик ребёнка.
— Нет, он меня не слушается, помоги.
— Да, конечно, уже иду.
Обратная ситуация.
— Любимый, пока я собираюсь, одень, пожалуйста, Ванечку.
— Нет, я занят, одень его сама, — отвечает муж, делая глоток чая — Я же сам его всегда одеваю.

Тоже зависание в возрасте 3-5 лет, когда родители потакали эгоизму ребенка, поэтому он считает своё дело самым важным на свете, а всё остальное, что не важно для него в данный момент, пусть делают сами.

Женский вариант:

Лето. Людочка порхает, как бабочка. Поездки, семинары, встречи. Всё так хорошо и чудесно. Яркие наряды, много селфи, вечные разговоры по телефону, где она взрослым и авторитетным голосом раздаёт советы и учит, как правильно поступать в сложной ситуации. Милая, весёлая, чудесная. Её все так и зовут — Людочка.

Так выглядит ситуация со стороны. Рассмотрим жизнь Людочки поближе.

Лето закончилось, холодно, зима, особо не попархаешь. Депрессия, уныние. Никто не звонит и не зовёт на встречи. Никто не понимает, никто не любит.

Людочка в одиночестве страдает перед телевизором, пересматривая безконечные сериалы и безсмысленно вяжет никому не нужные носочки. И даже когда снова приходит лето, становится ясно, что все занятия Людочки — это просто жажда денег, все телефонные звонки — это видимость дружбы. Близких людей и друзей у Людочки нет.

Потому что на самом деле ей никто не нужен, точнее нужен, но только для исполнения её прихотей и распевания дифирамбов, какая же она классная.

Это классический пример зависания взрослой женщины в возрасте 4 — 5 лет.

Как проявляется в поведении:

«Застревание» в возрасте от 3 до 5 лет как у мужчин, так и женщин всегда проявляется через эгоизм, обидчивость и капризы. По принципу: хочу — не хочу, буду — не буду. Чувства, мысли и состояние других в такие моменты не учитываются и не берутся во внимание совсем, как будто перед вами маленький эгоистичный капризный ребёнок.

И если в какой-то сложной и важной ситуации вдруг получается не так, как они хотят или считают правильным, ждите истерику.

Выход:

Важно в возрасте от 3 до 5 лет и внимательно пересмотреть своё поведение и ситуации с родителями. Обратить внимание на то, как маленький ребёнок вёл себя и реагировал на просьбы родителей, их слова, вообще на жизнь взрослых.

Было ли там уважение, принятие и благодарность со стороны ребёнка или только желание внимания и требования любви?

Есть ли сейчас претензии к родителям?

Умел/а ли ты в этом возрасте заботиться о себе, семье и доме: одеваться самостоятельно, складывать игрушки, помогать маме или папе в каких-то делах, убирать за собой.

Если ты мальчик: помогал ли ты папе в мужских делах, становился ли опорой маме, когда ей сложно и тяжело, или сам постоянно требовал помощи, внимания и любви?

Если ты девочка: помогала ли ты маме по кухне или в уборке дома, радовалась ли приходу папы с работы, заботилась о своём внешнем виде, чтобы быть опрятной и красивой, или сама постоянно требовала внимания и любви?

Внимательно поработай с воспоминаниями детства. Помни, не виноватых ищешь и объяснения, “почему я так себя сейчас веду”. Постарайся посмотреть на ситуации объективно без жалости, задача — увидеть проявления эгоизма и понять, чем тебе выгодно данное поведение. Что, манипулируя подобным образом, пытаешься получить от окружающих людей?

Возраст 5 — 9 лет

Чтобы увидеть, как проявляется «зависание» в возрасте 5 — 9 лет, предлагаем вспомнить старшие группы детского сада и начальную школу.

Именно в этом возрасте современный ребёнок выходит в социум и учиться общаться и взаимодействовать с большим количеством разных людей и детей. Начинается обучение: чтение, письмо, счёт. Возникают первые серьёзные трудности и препятствия, непонимание.

Как проявляется в поведении:

У взрослого человека «зависание» в этом возрасте будет проявляться нежеланием делать то, что для него трудно, сложно или непонятно. Лень и желание свалить “дело” на кого-нибудь другого, уход в виртуальную реальность: сериалы, мульты, соц. сети, игры и т.д.

Подобные люди делят мир на . Другие — это чужой мир где-то там далеко, он непонятен, инакий, с ним трудно находить общий язык, поэтому опять-таки проще «свалить» и сделать вид, что “меня это не касается”.

Хорошая иллюстрация: «Моя хата с краю. Ничего не знаю»

Выход:

Подумай, а хочешь ли ты что-то менять, может тебя всё устраивает? Если решишься на перемены, то:
Вернись к воспоминаниям себя в возрасте от 5 до 9 лет. Внимательно рассмотри разные ситуации взаимодействия с детьми, взрослыми. Легко ли тебе давалось обучение?

Если ты мальчик: пасовал ли ты перед трудностями или старался изо всех сил? К кому обращался за помощью: маме или папе? Учился ли у более старших и сильных или наоборот возился с малышнёй?

Если ты девочка: прикладывала ли ты старательность и терпение, чтобы научиться чему-то новому? Была ли усидчивой? Брала пример с мамы или папы?

Старался(ась) ли ты общаться и принимать других людей, знакомиться с детьми, узнавать, а какой он — мир другого человека?

Внимательно поработай с воспоминаниями. Помни, не виноватых ищешь и объяснения, “почему я так себя сейчас веду”. Постарайся посмотреть на ситуации объективно без жалости, задача — увидеть проявления безответственности и лени, уход от трудностей.

Постарайся понять, чем тебе было выгодно подобное поведение, что хотел/а получить в итоге.

Найдёшь выгоду — найдёшь выход.

Возраст 10 — 16 лет

Чтобы увидеть проявления зависания человека в возрасте 10 — 16 лет, предлагаем вспомнить, через какие жизненные испытания характера проходят подростки.

Именно в этом возрасте человек учиться твёрдо “стоять на ногах”, знать и тактично выражать своё мнение, чувства, устремления, цели. Понимать, кто он, и куда хочет двигаться дальше по жизни. Расширять кругозор, осваивать новые науки, навыки, мастерство. Уметь договариваться и взаимодействовать в команде сверстников, заботиться о младших, внимать старшим. Управлять чувствами, следить за языком, управлять вниманием и силой. Быть ответственным за свои поступки и уметь принимать их последствия, анализировать и быть осознанным.

Как проявляется в поведении:

Если же человек не проходит подростковые испытания на становление характера и ”зависает” в них, тогда в его поведении и общении с другими людьми будут чётко прослеживаться:

  • Манипуляции, ультиматумы и условия типа: “если ты так, то и я буду так”.
  • Деление людей на “хороших своих” и “плохих чужих”.
  • Максимализм: или так или никак.
  • Неумение самостоятельно делать выбор и принимать решение.
  • и постоянное требование обратной связи и похвалы.
  • Желание доказать и действовать вопреки, чтобы показать всем “что я…”.
  • и постоянное обсуждение других “за спиной”.
  • Обиды, обвинения.
  • Резкость и грубость в общении, либо полный уход в закрытость и стеснение.

Выход:

Подумай, а хочешь ли ты что-то менять, может тебя всё устраивает? Если решишься на перемены, то:

Вернись к воспоминаниям себя в возрасте от 10 до 16 лет. Внимательно отследи своё поведение в то время. Помни, не виноватых ищешь и объяснения, “почему я так себя сейчас веду”.

Постарайся посмотреть на ситуации объективно без жалости, задача — найти любые проявления эгоизма и без оправданий и ссылок на сложные жизненные обстоятельства постараться честно ответить себе , чем было выгодно подобное поведение, что хотел/а получить в итоге.

Найдёшь выгоду — найдёшь выход.

*****

Итак, мы описали самые яркие проявления “зависания” в детстве. У кого-то они будут чистыми и проявлены чётко по возрастам, у кого-то смешиваться. Суть не в этом.

Почему взрослые ведут себя, как дети? Потому что человек “застревает” в детстве, когда хранит обиды и боль прошлого. Причём чаще всего это никак не связано с реальными событиями, ведь — это всего лишь субъективная реакция на происходящее и способ добиться желаемого.

Да, повторяем, — это нечестный способ получить собственную выгоду, манипуляция, говоря современным языком. А значит всегда — проявление эгоизма.

Обрати внимание: В прошлом становление детей, которое мы описываем в этой статье, происходило намного раньше. Почти все навыки осваивались быстрее и эффективнее в пределах возраста 7 лет. Мы же пишем о современных реалиях.
Ещё одна особенность: У детей, рожденных с 2010 — 2012 года, эгоизм сильно “помолодел” и начинается проявляться уже примерно с 8-9 месяцев. А развитие наоборот частенько отстаёт на 1,5-2 года.

В большинстве своём маленькие детки — все эгоисты в той или иной степени, живущие за счёт сил родителей. В идеале, становясь старше, ребёнок учиться вырабатывать собственные силы и жить за счёт них. Взрослея, начинает отдавать избыток назад родителям и роду в целом. Это проявляется уважением и благодарностью, вниманием и заботой.

Что же делать, если детство всё-таки иногда начинает просвечивать и отнюдь не лучшими своими проявлениями.

Подумай и реши, хочешь ли ты взрослеть.

Да, жизнь взрослого человека не простая. Он самостоятелен, и никто за него ничего не делает просто так. Нужно уметь взаимодействовать и договариваться, учитывая мнение и взгляды других людей. Стараться понимать и принимать других людей, что помогает обогатить свой мир и кругозор другим взглядом на действительность, новыми талантами и умениями.

Зато и возможности взрослых намного шире, ярче и интереснее. Жизнь богаче на события, больше открывается сил и дорог для их воплощения и реализации задуманного.

Взрослому ответственному человеку Вселенная даёт намного больше любых благ: встреч с интересными людьми, финансов, поездок, детей, друзей, соратников и т.д., чем взрослому-ребёнку.

Выбирай, кто ты: маленький ребёнок, за которого кто-то всё решает и делает, или взрослый человек?

Если выбираешь взрослеть, то перестань искать виноватых и оглядываться вокруг, возьми ответственность за свою жизнь на себя. Подумай, что ты делаешь, чтобы быть понятым/ой, чтобы самостоятельно наполнять свою жизнь любовью, радостью, интересом и вдохновением.

Найди новые и честные способы взаимодействий, чтобы получать, то, что для тебя важно, не затрагивая и не умаляя интересы других людей.

Ответственность — это умение понять и принять, что, я отвечаю за всё, что происходит в моей жизни и вокруг неё. А значит я отвечаю и за все последствия своих решений и поступков, а значит могу что-то изменить или исправить.

Научись знакомиться, принимать и впускать новых людей в свою жизнь, ведь это помогает обогатить и расширить мир и кругозор новыми взглядами на действительность, талантами и умениями.

Очень важно всю жизнь учиться у тех, кто старше, мудрее и опытнее. Женщины сначала учатся у старших женщин, мужчины у старших мужчин. Потом мы обогащаем свой мир миром противоположного пола. Становясь старше и мудрее можно научиться чему-то новому и интересному даже у младших))

Взрослый человек — это прежде всего осознанный человек.

Осознанность — это когда есть чёткое понимание, что ты делаешь, почему это делаешь и для чего. А также, что можно сделать, чтобы исправить совершённое, когда это нужно. Умение вовремя делать “работу над ошибками” и извлекать из прошлого опыт и мудрость.

Важно уметь быть за всё благодарным людям и Судьбе. Помнить о том, что каждый человек — уникален, уважать его мир, ценить и не переступать границы дозволенного. Учиться быть открытым, договариваться, общаться, заботиться, любить и дружить без условий, манипуляции и требований.

Лана Чуланова, Екатерина Земляная