"Cо своим уставом в чужой монастырь не ходят". "В чужой монастырь со своим уставом не суйся" - значение и происхождение фразы? Со своим караваем в чужой монастырь

Интервью журналу "Аурес"

Вопрос: Ваше Высокопреподобие, мой первый вопрос касается межконфессионального сотрудничества между церквами, в том числе между православными христианами и мусульманами. Вопрос этот непраздный. Когда абитуриенты из мусульманских стран едут учиться в Россию, то на их родине, например, в Алжире, всегда найдутся те, кто будут пугать будущих студентов преследованием в Москве или в Российской Федерации за исповедание ислама.

Протоиерей Артемий Владимиров: Россия – страна тысячелетней христианской культуры – ещё во времена Империи представляла собой мультикультурный мир с православной доминантой. Верноподданными Русского Царя были и христиане, и магометане, и иудеи, и буддисты. До сих пор в Российской Федерации прекрасно уживаются представители разных мировых религий, при том что закон ограждает граждан страны от всех форм радикализма.

Замечательное свидетельство тому – история Крыма после его воссоединения с Россией. Община мусульман-татар уравнена в правах, татарский язык признан государственным, легализованы все объекты недвижимости татарского населения, ранее остававшиеся незарегистрированными.

В отношении мигрантов и гастарбайтеров, прибывающих в Россию, действуют гуманные и разумные законы. Такие люди должны сдать экзамены на знание языка, истории России и обязаны уважать культурную традицию страны.

Ныне представителям традиционных мировых религий должно сообща выступать против главных вызовов секуляризированного Запада: так называемых однополых браков, «сексуального просвещения» несовершеннолетних, «гендерных программ», направленных против человека как биологического вида, «ювенальной юстиции», разрушающей институт семьи.

У студентов-мусульман, обучающихся в России, есть прекрасная возможность познакомиться с духовной традицией Православия и изучить русскую культуру, подарившей миру многие шедевры в области философии и литературы, архитектуры и музыки, живописи, балете и других видах искусства.

Сегодня всем нам необходимо сообща отстаивать принципы мирного сосуществования народов при взаимном уважении к их культурным традициям.

Вопрос: Вы православный священник и Ваш сан протоиерея, наверное, позволяет высказать своё мнение по скандальным вопросам псевдокультуры, порочащим чувства верующих. Это и «Шарли Эбдо», и спектакль «Тангейзер» Новосибирского театра.

Протоиерей Артемий Владимиров: В наше время мы всё чаще становимся свидетелями таких безобразных явлений, как публичное кощунство в средствах массовой информации или на подмостках современного искусства. Эти провокации имеют своей целью либо привлечь нездоровый интерес к скандальным театральным постановкам, либо вызвать эскалацию напряжённости в межрелигиозных отношениях отдельных этнических групп населения той или иной страны. Совершается последнее конечно же с подспудной целью расшатать мирное течение жизни в угоду мировых стратегов «управляемого хаоса», тех глобалистов, которые желали бы управлять мировым сообществом.

Всем нам очевидно, насколько опасны и даже гибельны подобные провокации. Их плод – взрывоопасная обстановка в городах, возрастание отчуждённости и ненависти, грозящих вылиться в насилие.
В России подобные деструктивные действия запрещены соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Представители так называемого постмодернизма в искусстве отстаивают своё мнимое право на «свободу самовыражения», протестуя против всякого вида цензуры.

Между тем наше общество, культурные слои населения России резко выступают против десакрализации традиционных религиозных ценностей, против оскорбления чувств верующих.

Есть особая статья законодательства, запрещающая и разжигание межнациональной розни. Российское общество, сплотившееся сейчас вокруг своего президента, как никогда монолитно и по причине угрозы «цветных революций» – опробованного средства борьбы с культурными историческими этносами со стороны известной супердержавы, которая под видом «демократизации» цинично и жестоко уничтожает неугодные ей национальные правительства.

Православные христиане в принципе чужды подобного менталитета. Любя свою историческую Родину и свою родную веру, они бережно и деликатно относятся к проявлениям религиозного чувства у иноверных и никогда не позволяют себе ни в большом, ни в малом проявлять неуважение к их святыням.

Православный христианин видит в каждом человеке Богозданную личность, уважает её свободу как драгоценную черту образа Божия и стремится созидать добрососедские, дружественные отношения со всеми.

Этого же наш народ ожидает от гостей страны, что выражено в старинной пословице: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Вопрос: Во Франции запретили носить хиджаб в учебных заведениях и в учреждениях. А как к этому вопросу относятся в России, ведь и женщины православной веры носят платок?

Протоиерей Артемий Владимиров: Вопрос о ношении культовых одеяний представителями мировых религий зависит от конкретного законодательства той или иной страны, а также от внутреннего устава конкретного учебного заведения. И с этим нельзя не считаться.

Когда мы делаем фото для заграничного паспорта, мы подчиняемся международным требованиям, предъявляемым к документу, который удостоверяет нашу личность.

Думается, что если в учреждении существует запрет на культовую одежду, то религиозно настроенная девушка должна позаботиться о подобающем её убеждениям одеянии. Она не появится в общественных местах с оголёнными плечами, в короткой юбке, в потёртых джинсах и короткой майке, обнажающей тело.

Всегда можно по желанию надеть платок, покрывающий волосы и подчёркивающий скромность и целомудрие женщины. Православные христиане и христианки носят на сердце святыню, символизирующую их веру, но делают это тайно, а не напоказ. Девушки и женщины покрывают главу, либо довольствуются обручем, в знак скромности и покорности Богу.

Современная «мода», уничтожающая половые различия, мужественность и женственность, не может вызвать в культурном, интеллигентном человеке ничего, кроме отторжения и брезгливости.

Мне хочется пожелать, чтобы наши иностранные гости были бы достойными представителями своих стран и народов и, сообразуясь с российскими традициями, сохраняли свои достоинство и самобытность, избегая экстремизма и всего, что могло бы дискредитировать их в глазах принимающей стороны.

Рецензии

"В отношении мигрантов и гастарбайтеров, прибывающих в Россию, действуют гуманные и разумные законы. Такие люди должны сдать экзамены на знание языка, истории России и обязаны уважать культурную традицию страны."

Все нормально! Примерно так же и в других странах.

Поговорка "в чужой монастырь со своим уставом не ходят" - означает, что в других краях следует соблюдать те нормы и правила поведения, что приняты в этом месте, и относится к ним с уважением. Не рекомендуется судить о других обычаях и нравах со своей "колокольни", и уж тем более навязывать другим людям своё мнение - в лучшем случае это неумно, а в худшем вы показываете себя с далеко не лучшей стороны.

У англичан существует своя похожая пословица: "When in Rome, do as the Romans do ", что можно перевести, как "Когда ты в Риме, делай, как делают римляне".

"В чужой монастырь со своим уставом не ходя" аналоги пословицы

Гость у хозяина в руках;

У Сидора обычай, а у Карпа свой;

У всякого попа свой обиход;

Где город, тут и вера;

Против обыка не спорь! Что годится, то и твори;

Когда торг, тогда и с возом;

Гость - невольный человек, где посадят, тут и сядет;

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив;

В передний угол посоха не ставят;

От учтивых слов язык не отсохнет;

С волками жить, по-волчьи выть;

Дома, как хочу, а в людях, как велят;

Дурак головой вертит, умный смирно сидит;

Что двор, то говор;

Что город, то норов, что деревня, то обычай;

Не холостому на женатого баню топить;

Когда играют, тогда и пляши;

В чужом доме не указывают;

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди;

Маланьина изба не беседа.

Использование выражения "со своим уставом в чужой монастырь" в литературе

"Не станут оправдание никакие претензии на свою правоту. Русская поговорка гласит, что не стоит лезть со своим уставом в чужой монастырь"
("От Вильсона до Рейгана" Герасимов)

"...Да я не в этой комнате прошу, я же понимаю. Так я бы отошёл куда-нибудь, куда бы вы показали, я весьма привык, тем более уже больше трёх часов не курил. Хотя, как скажете, и знаете, имеется поговорка на этот случай: "в чужой монастырь..."
("Идиот" Достоевский)

"В чужой монастырь со своим уставом не ходят...Здесь в этом скиту двадцать пять человек спасаются, глядят друг на друга и кушают капусту. И женщине сюда путь заказан"
("Братья Карамазовы" Достоевский)

"Выпиваете? - спросила у Ножина Борейко, при этом наливая в стаканы водку. - Пью, не стал он отпираться, но только маленькими рюмашками. - В чужой монастырь со своим уставом не суйтесь! На Залитерной завода и рюмок не имеется, поэтому и прошу..."
("Порт Артур" Степанов)

"Когда он у вас, то вы вправе советовать ему пить, а когда он находиться у меня, то советовать ему буду уже я...в чужой монастырь со своим уставом не ходят..."
("Люди сороковых годов" Писемский)

"Хоть это и Европа, но у нас в России тоже есть свой смысл, и даже поговорка своя на этот счёт имеется, что со своим уставом в чужой монастырь не ходи..."
("Бездна" Маркевич)

"Тебе, мой дорогой, не нужно было лезть в это дело, в чужой монастырь со своим уставом не ходят"
("Пошехонская старина" Салтыков-Щедрин)

И снова мы окунаемся в прошлое, ведь это выражение пришло к нам оттуда. Когда-то на Руси монастырей было очень много и у каждого из них были свои правила, которые соблюдались только в нем, свой устав поведения и даже устав судебный, по которому человека судили за его прегрешения.

Уста́в. Общеславянское слово от глагола уставити (ставити, ставить). Буквально - «установленное».

Монахи частенько переходили из монастыря в монастырь, и порой им приходилось очень тяжко, так как привыкнув к одним правилам, приходилось подчиняться другим, свой же устав сюда не принесешь.

Поэтому, никто не сомневается, что это выражение идет от монахов.

Значение его просто:

В любой среде, обществе, будь то коллектив, семья, страна есть свои правила, устои, привычки и нормы поведения. Люди привыкли жить так, а не иначе, и как бы вам что-то не нравилось, вы не имеете права с налету устанавливать свои порядки. Что для вас норма, для них может быть неприемлемо и наоборот. Так что оставьте свои правила при себе и присмотритесь к другим.

В русском языке есть и множество других поговорок, закрепляющих эту мудрость:


Примеры из художественного текста:

- «Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь» (Герасимов «От Вильсона до Рейгана»)

Есть поговорка: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Раньше мне она казалась весьма хорошей, и я её часто применяла к своей жизни. За последнее время дважды о ней вспоминала. Это были ситуации в противоположных вариантах: я пришла в одно сообщество и меня стали просить навести там свои порядки, но я этого не стала делать; а в другое сообщество, где я общаюсь довольно долго, пришли новые люди и просто с первого же момента указали, что нужно всем делать. На всё это, конечно же, отреагировало моё сознание.

Сама всегда стараюсь относиться к другим так, как хотела бы, чтобы отнеслись ко мне. Но вот что мне точно не нужно — так это влиять на выбор других людей: человек сам решает, как ему поступать, и как относиться ко мне или к кому бы то ни было. И в момент, когда другой поступает по отношению ко мне не так, как поступила я (а у меня уже есть ожидание, что раз я сделала хорошо, то и мне должны сделать хорошо), вот тут, когда не сбываются ожидания, можно лишь выбрать свою реакцию на его поступок. Ведь то, как со мной поступили, кажется нечестным и несправедливым. Но кому “мне” в этот момент? И кто я? Появляется понимание, что каждый делает свой выбор, за который потом будет нести ответственность.

Если я поддаюсь мыслям, что поступок нечестен и несправедлив — значит верю сознанию, его самости и эгоцентризму… Но ведь в сознании никогда не возникает ничего хорошего, оно из всего пытается сделать какого-то внешнего врага, создать тысячу напряжений и быть всегда готовым к атаке и/или существовать нераздельно со страхом… А я? Кто же я, и где же я в эти моменты?

Ведь я настоящая — это Личность, которая является светом, исходящим из портала Души — то есть Светом от Бога. И как раз именно Личность наделена правом Выбора — Выбора мыслей, состояний, реакций, возможностью Выбора Жизни или смерти!

Ведь можно выбрать Любовь в каждом моменте и прийти к Жизни, а можно выбрать эмоции и кучу мыслей, навязываемых системой в потоке сознания. Всё это предлагает система, а решает — принимать или не принимать — только Личность.

Как бы тот другой человек ни поступал, он считает, что так правильно и, может быть, считает, что так честно… Правда ведь у каждого своя, а вот истина одна на всех.

И в один из таких моментов я поняла, что поддалась желанию от гордыни управлять, и чтобы соблюдали «мой устав в моём монастыре». Но ведь нам ничего не принадлежит в этом мире, и слава Богу!

И мне отвечать лишь за свои поступки и реакции. Так нужен ли мне этот другой человек и управление им? Нужен ли мне этот «монастырь», «устав», и «соблюдение другими» этого устава? Или мне просто нужна Любовь, Жизнь в Любви , постоянная и неразрывная связь с Богом, с самым родным и близким? Тогда и в любом человеке, как бы тому ни противилось сознание, можно увидеть частичку того же единого Бога, увидеть и плевела, и старания, стремления к этому же Богу… Просто каждый идёт по своему пути, и никто не лучше и не хуже. Каждому даны его обстоятельства, и они лучшие для этого человека на данный момент, чтобы он мог сделать свой выбор.

«Татьяна: …Но если выйти из точки сужения сознания, то ты уже видишь глобально ситуацию, в которой нет места твоей гордыни. А ситуация заключается в том, что ты понимаешь, как система вообще шаблонно действует в веках. Она таким вот способом через человеческие хочучки от гордыни, через желание власти внедряется в привнесённые Учения, в то, что едино от Мира Духовного. И система всё это разделяет, разделяет единое на множество и превращает в подконтрольные ей течения, религии со своими авторитетами, со своими запятыми и всё той же своей жаждой власти. Вот как Вы и говорили, что всё фрактально повторяется.

То есть какая разница, какие люди это делают?! Они просто в данный момент служат прихотям своего сознания, а значит, исполняют волю системы. Но ты-то где в этот момент? У системы сегодня одни проводники, завтра — другие, те, которые на самом деле жаждут власти и называют себя, к примеру, святыми (во всяком случае, они очень хотят, чтобы люди считали их таковыми). Но глобально-то суть не в конкретных людях, а в системе, в том, как она действует.

И зная об этом, ты уже понимаешь и обращаешь внимание на собственное сознание, на свои реакции. Ты во внешнем? В конфликте? В разъединении? Тебе сознание рисует очередного врага? Или ты чувствуешь Правду, видишь глобально проявления системы и не поддаёшься на её провокации? Вот ты задаёшь себе вопрос, а кому ты сейчас служишь? Где сейчас твоё внимание? Чувствуешь ли ты Духовный мир в себе? Что ты сейчас в себе взращиваешь?»


Вот и я была в суженном состоянии сознания, и под его властью, то есть рабом. И только когда мне сначала удалось успокоиться, я смогла вспомнить, почувствовать, что я — Личность, и мне весь этот театр не нужен.

Какой бы ни была пословица о монастыре и его уставе, если пришедший не соблюдает этот самый устав, это ещё не значит, что он неправ или что он плохой. Также это не значит, что монастырь или устав плохи, это вообще ничего не значит. Когда отбросила в себе наносное и выбрала Любовь в каждом мгновении, лишь тогда я смогла понять, что это был урок мне. Только благодаря помощи Мира Духовного я смогла вернуться в состояние Любви и всё осознать. Через призму Любви я сумела пройти этот урок. И если бы я, Личность, не очнулась, пришла бы ещё тысяча людей в «мой» монастырь, чтобы нарушить «мой устав». А когда я, как Личность, в Любви, в постоянном контакте с Богом, и когда Выбор мой окончателен, то мне уже неважно, где быть. Ко мне уже никто не будет приходить, чтобы нарушить что-то моё, потому что моего-то тут ничего нет! В Мире Бога мы все едины, и кого бы я на пути ни встретила, каждый несёт частицу Его в себе, даже если об этом не ведает. И моя задача на своём примере показать, что в каждом есть частица Бога, и что каждый человек может Жить в Вечной Любви.

«Людям, желающим следовать духовным путём, не стоит терять время на ожидание, что кто-то когда-то придёт и их искренне полюбит. Им надо учиться раскрывать Любовь внутри себя — Любовь к Богу, к Душе — и тогда она отразится на окружающем мире, позволит увидеть людей в ракурсе их духовной красоты. Всё на самом деле ближе, чем человек себе может представить».

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ. В
чужом месте подчиняются заведенным там правилам, порядкам, обычаям и т. п. Турок потребовал питья у сбитенщика, и этот налил ему из своей баклаги густого токая.- В чужой монастырь со своим уставом не ходят,- вскричал Артемий Петрович,- стакан вдребезги,- и дан приказ расшевелить все углы домашнего погреба. Лажечников, Ледяной дом.-Скучно тебе, туляк, да делать-то нечего: знаешь пословицу, что в чужой монастырь с своим уставом не ходят. Кокорев, Самовар.- А тебе, мой друг, не следовало не в свое дело вмешиваться. В чужой монастырь с своим уставом не ходят. Девчонка провинилась, и я ее наказала. Она моя, и Я что хочу, то с ней и делаю. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.- Я предпочел бы рюмку водки...- заметил он в нерешительности.- Ах, какой вы: водка от нас не уйдет, Павел Иваныч... У нас уж такое заведение, а в чужой монастырь с своим уставом не ходят. Мамин-Сибиряк, Попросту.- Э, да вы ничего не кушаете! У нас обычай таков: никто ни за кем не ухаживает, каждый сам за собой. Но в виде исключения...- И он наложил на тарелку Серафимовича столько всякой еды, что тот испуганно замахал руками.- Ничего, ничего! В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А у нас устав один: до последней крошки. Р. Хигерович, Путь писателя.- Пожалуйста, не прими там как-нибудь... того... в дурную сторону. У всякого народа свой обычай, и в чужой монастырь, как говорится, не ходят со своим уставом. Короленко, Без языка.
- Пьете? - перебил Ножина Борейко, наливая водку в стаканы.- Пью, но только рюмками.- В чужой монастырь со своим уставом не суйтесь! На Залитерной рюмок и в заводе нет, поэтому прошу,- и поручик протянул корреспонденту стакан. Степанов, Порт-Артур. Ведь в монашеского бога вы не веруете, до которого вы дошли своим умом на спиритических сеансах; на обряды церковные вы смотрите снисходительно, к обедне и ко всенощной не ходите, спите до полудня... зачем же вы сюда ездите?.. В чужой монастырь вы ходите со своим богом и воображаете, что монастырь считает это за превеликую честь для себя! Как бы не так. Чехов, Княгиня.- Одну минуточку,- начальственно сказал Сердюк..- В чужом монастыре своих законов не устанавливают. Порядок у нас такой: вошел - выходить без разрешения нельзя. Попов, Закипела сталь.
- В дореволюционной России многочисленные монастыри имели свои уставы «ведать и судить своих людей сами и во всем, опричь душегубства и разбоя с поличным. См. Михельсон, т. 1, с. 163; Снегирев, кн. 3, с. 43.
- Снегирев: В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Даль: В чужой монастырь со своим уставом не ходи; Михельсон: В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Рыбникова: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.