Искусства из рыбьих частей своими руками. Креатив и рыбьи кости

В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.

Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.

Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.


Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

На выставках киевлянки Елены Журавской всегда море зрителей.. Ее картины удивительно необычны, делает она их из рыбьих косточек, которые покрывает перламутровым лаком, и наклеивает на бархат. Вот так, казалось бы, в одном предложении уместился весь творческий метод. На самом деле создание таких картин - процесс очень сложный. Нужно хорошенько выварить материал, рассортировать, а потом выложить картину. Композиционное решение и подбор фрагментов - настоящие муки творчества. Опустив косточку на бархат, художница может часами ее подвигать, смещая на миллиметры, искать оптимальное расположение. Да разве часами? Иной раз недели не приносят правильного решения…

Журавская сама придумала целый ряд приемов обработки рыбной кости. Учителей у нее не было, и быть не могло, их попросту не существует. Редкие любители «рыбные» картины пытаются делать, но это больше походит на художественную самодеятельность.

Если вышивке, лозоплетению, флористике и т.д. посвящена масса литературы, то это творческое направление не располагает никакими пособиями.

Е.Ж. - Это точно. Сейчас в холодильнике, как минимум, три рыбных блюда: жареный карп, холодец из красной рыбы, уха, и, конечно, куча костей и голов - материалы для будущих работ.Корр.- У вас дома, наверное, всегда рыбный день? Семья рыбой закормлена…

Корр. - Рыбу покупаете на рынке и в магазинах?

Е.Ж. - Это не главный источник добычи материала, основной - рыбалка. Я сама, можно, сказать, ловлю свои картины. Очень часто езжу на рыбалку. И супруг помогает. Он тоже рыбной ловлей увлечен. Короче, вся семья задействована в моем творческом процессе: кто ловит, кто ест, даже кошки принимают участие - косточки обгладывают. Но приходится рыбу и докупать. На рынке меня продавцы хорошо знают и специально косточки откладывают. И соседи несут. Недавно друзья сюрприз сделали, купили в магазине одну средиземноморскую рыбину. У нее кости изумительно красивой формы. Душа радуется. Это просто находка. Теперь буду ее сама покупать.


Корр. - И все-таки, кто вас надоумил? Был же, наверное, какой-то толчок? Как вы начали делать такие картины.

Е.Ж. - Толчок действительно был. Мы отдыхали на море и познакомились с киевлянкой Софьей Григорьевной Франкфурт. Она увлекалась флористикой и другими техниками, в том числе были у нее несколько работ выложенных рыбными косточками. Я увидела и загорелась.

Теперь я сама время от времени провожу мастер-классы. А тогда меня никто не учил, а значит - не портил, до всего доходила сама. Вываривала, разбирала, искала необычные линии. Сегодня уже есть много своих секретов. Посмотрите вот на этот на горох…

Корр. - Да, он как будто на грядке растет, горошинки очаровательные, а завитушки, неужто и они из косточек?

Е.Ж. - Конечно. А горошины - хрусталики рыбьих глаз. Когда их долго вывариваешь, они роговеют.

Корр . - Смотрятся как жемчужинки…

Е.Ж. - Кстати, жемчуг стареет, а мой получается вечный. А с завитушками долго пришлось экспериментировать. Они тоже из рыбных тонких косточек. Много материала израсходовала, пока добилась желаемого результата.

Корр . - Получается - завивали. У вас на картинах столько изогнутых косточек. Как вы это делаете?

(Елена смеется)

Е.Ж. - Меня часто об этом спрашивают: «Как же вы их гнете?». А я отвечаю: «Обратите внимание, у рыбы ведь практически нет ровных костей». Я особенно ценю деформированные. Как-то мне попался карп с поломанным и неправильно сросшимся хребтом, шикарная деталь получилась. Но почему-то меня никто не спрашивает, как я косточки выравниваю. В работах «Выдубицкий монастырь» и «Шотландский замок» мне понадобилось много именно ровных деталей. Я ведь по профессии архитектор и порог требовательности к точности здесь был повышенный.

Увлечена созданием «рыбных» картин уже семь лет, и с каждым годом материал чувствую лучше и лучше. Вижу его по-другому. Если раньше листочки и стебелечки были на каждом шагу, то теперь и фалды платья, и овал лица, а вы на петуха посмотрите, он же, как будто «Кукареку!» кричит. Сейчас делаю «Мери Поппинс» с зонтиком… Увлеклась страшно. Рыбная кость очень сложный и благодарный материал и с каждой новой работой он по-особенному мне открывается.

Корр. - И как часто появляются на свет ваши картины?

Е. Ж. - Все зависит от сложности работы. Раньше я могла за ночь что-то сотворить. А последние две картины делала год. Постоянно нахожусь в поиске новых решений. У меня есть работа «Девушка, идущая по волнам». Долго мучилась над вопросом: как создать объем волны? И придумала. Стала очень мелко нарезать чешую.

Миниатюрные детали в картинах всегда сложная работа. Мои друзья-ювелиры, когда увидели «Выдубицкий монастырь», изумились, спрашивают: «Ты кресты на куполах под микроскопом клеила?». А я их просто руками выложила с помощью зубочистки.

Корр. - А какие еще инструменты и материалы используете в работе?

Е. Ж. - Молоток, пилочку для ногтей, ножницы, кисточку, которой собираю пылинки с бархата. Из материалов: клей ПВА и лак для ногтей. Перламутровый лак ведь тоже из рыбьей чешуи делают.

Корр. - Елена, а где можно посмотреть ваши работы?

Е.Ж. - Они экспонировались в разных киевских залах, но чаще в Доме природы. На выставке, посвященной международному женскому празднику, которая откроется здесь 5 марта, будет несколько моих картин.

Корр. - И все-таки, мне кажется, истоки вашего увлечения нужно искать в древности.

Е.Ж - А я об этом знаю. Древние люди делали из рыбьих костей разные предметы быта и украшения. А в старинной Голландии мальчикам покупали интересные галантерейные коробочки - подобие современных развивающих игр, что-то вроде конструктора «LEGO». В коробочках лежали рыбьи косточки, бусинки, прочие детальки, из которых ребенок должен был сотворить какую-нибудь картинку.

А в Королевском музее Эдинбурга есть картина неизвестного автора «Корзина с цветами», выложенная косточками пикши.

Перламутровые косточки на черном бархате завораживают зрителей. …Удивительная штука талант. Материал, который использует Елена Журавская, из наших квартир всегда перекочевывает… на мусорник. Она же создает из него просто сказочные картины. Я не сомневаюсь, что эти произведения со временем будут покупать и большие ценители, и музеи искусств… Редкое дарование изучат искусствоведы, появятся, наверное, и учебники, раскрывающие секреты мастерства, которые напишет сама художница.

Беседовала Марина СОЛДАТЕНКО, Хорошие новости
спасибо за ссылку tevrizskii


Вот никогда бы сама не догадалась, из чего на самом деле сделаны эти кружевные полотна. Материал очень специфический, у многих вызывающий не очень приятные эмоции и ассоциации. Но, если начать разбираться, то умом можно понять, что ничего «такого» в художественном применении костей умерших организмов нет.

Делают же статуэтки из слоновой кости? Делают. Чем рыбьи косточки хуже?)) Наверное, так рассуждала киевлянка Елена Журавская , когда решилась попробовать создать картину-мозаику из косточек на черном бархате.

Занимается Елена этим необычным делом уже семь лет. За это время ее семьей было куплено-поймано-съедено много разной рыбки. Рыбные блюда у них на столе присутствуют ежедневно, причем из рыбки разных сортов (у каждой разновидности – косточки разной формы и фактуры). Я вот подумала, какую пользу приносит хобби Елены ее семье – рыбка (очень ценный питательный продукт) съедается, отходами лакомятся кошки, косточки обрабатываются и идут в дело, Елена творит … Очень полезное во всех смыслах у нее занятие!))

Перед использованием материал (кости) Елена хорошенько вываривает, потом разбирает, сортирует, рассматривает, прикладывает. Из рыбьих глаз у нее получаются настоящие жемчужины, причем нестареющие (в отличие от настоящего жемчуга). За годы практики Елена наработала свои секреты, научилась косточки выравнивать, изгибать, даже завивать (как на картине с горохом). Инструменты использует очень простые – пилочка для ногтей, молоток, ножницы, кисточка (для удаления с бархата пылинок), клей ПВА и перламутровый лак для ногтей.

В родном для Елены Киеве периодически устраиваются выставки ее работ. Хочется, чтобы ее творчество увидели и в других городах и странах. Желаю ей дальнейших успехов и много вдохновения!

На столе у Елены Журавской рыба гость ежедневный. Чего только не готовят в её семье - и карпа, и селедку, и щуку, и множество других видов рыб. И дело не в особой любви к рыбе домочадцами женщины. Просто Елена создает удивительные неординарные картины из рыбьих чешуек, косточек, а иногда даже глаз. Перед созданием картин художница материал полирует и покрывает лаком.

Женщина сама научилась делать картины и такого необычного материала а с каждым днем её работы становятся все более совершенными. На выставки этих творений ходит множество людей. Ведь это невероятно - такая прелесть, сделанная из рыбьих скелетов.

Но ничего особо необычного тут нет, если задуматься. Ведь слоновья кость с давних времен популярна, а наша мастерица решила работать с более доступным материалом, который можно добыть лично.

Муж Журавской исправно ходит на рыбалку, сама Елена его готовит, потом кушают рыбу всей семьей, смотрят самые веселые Сваты 6 . Кошки доедают остатки, а далее уже кости промываются и после полировки покрываются лаком. Чтобы выложить мозаику из рибьих глаз, первоначально их нужно выварить до состояния твердых горошин.

В работе художница использует ножницы, зубочистки, пилочку, лак ПВА... Очень долгое время уходит на подгон частей картины. Две свои последние картины художница делала около года.

Бывает такое, что для композиции косточки нужно подрезать, согнуть или выпрямить, а бывает, что находятся настоящие шедевры - в основном в экзотических рыбках, которые у нас нечасто встретишь в магазинах.