Компьютерные игры. за и против


Невозможно представить себе современную жизнь без компьютера, планшета или смартфона. Но огромное число родителей хотело бы, чтобы их дети как можно реже погружались в виртуальную реальность и поменьше играли в компьютерные игры, которые « » и «перегружают нервную систему». Но так ли вредны игры и приложения для детской психики и физиологии? Возможно, от них есть и польза? Разбираемся вместе с детским психологом Наталией Калиниченко.


Несмотря на активное развитие информационных технологий, среди родителей, бабушек и дедушек и даже педагогов существует твердое убеждение: компьютерные игры — это зло для детей. Но это не совсем так.

Тема воздействия компьютера и гаджетов вообще на тело и психику ребенка активно разрабатывается учеными, особенно западными. Есть исследования, которые проводились с целью выявить, как игры влияют на различные когнитивные процессы и на личные особенности человека. Итоги таких исследований указывают на то, что компьютерные игры — не безусловное зло, их опасность преувеличена. Это не значит, что от них только польза: я скажу и о минусах. Но плюсов больше, чем мы думаем.

Повышение мотивации

Игра — это интересно и весело. Если она , то она может помочь повысить . Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.

Возможность разрядки

Игры могут помочь ребенку уменьшить нервное напряжение. Иногда после дня в садике или школе малыш приходит домой расстроенный или даже злой. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.

Расширение кругозора

Компьютерные игры способны в прямом смысле . Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.

Недостатки компьютерных игр

Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое — ненормальный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми.

Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.


Как выбирать игры

Чтобы были для ребенка не только полезны, но и безопасны, нужно очень серьезно подходить к их выбору. На что следует обращать внимание?

Возрастные ограничения

Если у вас трехлетка, ему не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+: малыш пока не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для детей от четырех лет.

Качество дизайна и логика игры

Выбирая игру, сыграйте в нее сами, оцените качество графики и связь картинки с реальным миром. В игре есть зеленые тигры и красные слоны, а главный герой возвышается над деревьями? Значит, она вашему ребенку не подходит. Ведь для малыша 3−4 лет игра — это тоже источник информации о мире.

Системные требования

Достаточно ли ваш компьютер мощный, чтобы воспроизвести выбранную игру? Не являются ли ее основные функции платными? Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу.

Рейтинг игры

Скачивая игру из магазина приложений, изучите ее рейтинг и отзывы пользователей, посмотрите скриншоты. Информацию о компьютерных играх можно найти на родительских форумах.

Жанр и ее цель игры

Если ваш малыш не старше трех лет, ему подойдут исключительно развивающие игры. Дошкольникам, первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: эти игры могут быть как безобидными, так и . Если в игре демонстрируются разрушения, ребенку она не подходит.

Игры могут способствовать развитию самых разных навыков: логики, внимания, реакции. Например, дети 2−3 лет учатся манипулировать предметами, и отточить это умение можно при помощи приложений, где нужно ранжировать объекты по росту, искать одинаковые предметы. 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этом возрасте — ловля птичек или рыбок на экране. В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными также будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем


Как играть с пользой

Чтобы компьютерные игры и приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:

    Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.

    Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.

    После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.

    Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.

Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка. Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.

Игорь, 41 год, инженер

Очень многие компьютерные игры развивают логику и пространственное мышление. Так что нужно просто привить ребенку хороший вкус. Пусть играет в головоломки и логические игры, покажите ему их, соберите домашнюю коллекцию. Ведь компьютерная игра – это вовсе необязательно какая-нибудь «стрелялка» или «бродилка». Есть и более интеллектуальные развлечения! Те же шахматы, например. И почему вы думаете, что играть в шахматы с соседом – это хорошо, а с компьютером – плохо? Кстати, даже элементарные бродилки принесут вашему чаду кое-какую пользу. Он хотя бы научится пользоваться компьютером. А без этого в наше время никак. Ведь, согласитесь, гораздо лучше, если ребенок осваивает сложную технику не из-под палки, а по собственному желанию. Так что я своим детям не запрещаю играть. И ничего, зрение вроде у них пока нормальное, в маньяков, сутками просиживающих за компьютером, они тоже, слава богу, не превратились.

Александра, 47 лет, продавец

Лично я все время скандалю с сыном из-за компьютера. Я просто не понимаю, что можно делать с этой железякой столько времени. И так уже зрение минус 7, а он все в этот компьютер пялится. Ничего удивительного, что в его 21 год у него девушки нет. Мало того что очкарик, так еще и на улицу не выходит – никак свою игрушку бросить не может! В наше время молодые парни на свидания и на танцы бегали, а теперь они е-мейлы девушкам шлют. Детей тоже через Интернет заводить будут? Так что я считаю, не надо к этому детей приучать. Потом отобрать компьютер уже невозможно будет. С моим теперь спорить бесполезно. Ему эта железка дороже всего на свете! Видели бы вы, с какой тщательностью он с нее пыль вытирает! Каждую соринку смахнет. А если я попрошу посуду помыть, в ответ только «мам, отстань!». В общем, жили мы как-то без всех этих игр компьютерных и все у нас хорошо было. И влюблялись, и женились, и детей заводили. А сейчас каждый второй молодой человек не может себе девушку найти. Да и девушек одиноких много. А все почему? Потому что не встречаются они. Каждый дома около компьютера сидит и на улицу носа не показывает.

Владимир, 39 лет, предприниматель

Я ничего плохого в компьютерных играх не вижу. Пусть ребенок лучше ими занимается, чем по подвалам водку пьет. А то смотрю на этих современных подростков, они же целыми сутками на улице сидят. Вон у нашего подъезда каждый вечер компании собираются. Все пьяные, у каждого по сигарете во рту. Думаете, это полезнее, чем портить зрение у компьютера? Я по личному опыту скажу. Как только подарил сыну компьютер, у нас сразу стало намного меньше проблем с ребенком. Теперь вместо того чтобы гулять вечерами неизвестно где и неизвестно с кем, он сидит в своей комнате. Я за него не волнуюсь. Ребенок дома и под присмотром. Жена, правда, спорит. Говорит, что долго сидеть за компьютером вредно, что так наш сын всех друзей растеряет. Но лично я считаю, что друзья никуда не денутся и от недостатка свежего воздуха он не умрет, если чуть больше времени проведет дома. Зато мне не надо каждую минуту волноваться о том, где сейчас мой ребенок, и названивать ему на мобильный. Кстати, мы стали гораздо меньше ссориться. Теперь сын сам без всяких скандалов и напоминаний в 9 часов вечера приходит домой. До этого раньше одиннадцати домой никогда не заявлялся, хотя каждый раз перед уходом я его предупреждал, что в девять вечера в нашей семье начинается комендантский час. Просто теперь ребенку есть чем заняться дома. И, на мой взгляд, это просто отлично.

Павел, 57 лет, технолог

Компьютерные игры превращают наших детей в чудовищ. Когда ребенок целыми днями стреляет в воображаемых врагов и за это получает бонусы, у него постепенно стирается понятие о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Игра учит его насилию. Он привыкает к тому, что если ты расстрелял кого-то, ты выиграл. А потом переносит эти представления в реальность. Именно поэтому у нас такая высокая подростковая преступность. Я бы запретил жестокие компьютерные игры. Или хотя бы продавал их людям, начиная с определенного возраста, когда психика уже окрепла. Как алкоголь или сигареты. Я не спорю, среди множества компьютерных игрушек есть и хорошие. Те, которые учат ребенка чему-то полезному. Но, к сожалению, логические игры не такие зрелищные. А детей манит все яркое. В результате всякие пасьянсы и тетрисы – это игра для взрослых, а дети предпочитают играть в виртуальную войну.

Анна, 32 года, бухгалтер

А что плохого в компьютерных играх? Я и сама люблю время от времени разложить пасьянс или какие-нибудь шарики погонять. И никаких неудобств я от этого не испытываю. Это же не значит, что ради новой игрушки я брошу все неотложные дела или буду всю ночь сидеть за монитором. По-моему, разговоры о том, что как только ребенок или взрослый усаживается за компьютер, он тут же становится ненормальным, которому, кроме мышки, ничего в жизни не надо, – необоснованны. Если так рассуждать, то каждый, кто когда-либо пробовал спиртное, тут же превращается в хронического алкоголика. Но ведь это не так! Очень многие выпивают в праздник бокал вина и этим ограничиваются. Так и с компьютерными игрушками. Большинству людей они просто помогают скоротать время. А интернет-зависимость развивается у единиц. Вот, например, у меня много друзей, знакомых, коллег по работе. У всех у них есть домашний компьютер и все они время от времени играют в игры. Но среди них нет ни одного человека, который бы не смог без этого обходиться. У детей и подростков, я думаю, дело обстоит точно так же. Ну играет ребенок время от времени, но у него же есть и другие интересы! Так что пусть играют. Ну а если родители боятся, нужно просто выделить какое-то определенное количество времени, которое по вашему мнению ребенок может провести за компьютером. Но ни в коем случае не стоит запрещать игрушки. Ведь, как известно, запретный плод особенно сладок!

Светлана, 30 лет, флорист

Посмотрите вокруг! Сколько толстых детей и подростков! Раньше от лишнего веса страдали только взрослые и пожилые люди. С чего бы детям толстеть? В этом возрасте они должны постояно бегать, прыгать, на велосипедах кататься. Но теперь ситуация поменялась. Вместо того чтобы играть на улице, детишки играют за компьютером. Думаю, это очень плохо. Ведь здоровье закладывается в детстве. А если у ребенка в 12 лет уже и одышка из-за лишнего веса, и проблемы с сердцем, и обмен веществ нарушен, и зрение испорчено, каким он вырастет? Уже к 40 годам превратится в полную развалину. И ради чего нужно так рисковать своим будущим? Чтобы новую стрелялку освоить?

Актуальность.

Нам и нашим одноклассникам нравится играть в компьютерные игры. Но дома от мам, в школе на переменах от Елены Александровны мы слышим: «Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и игровые приставки, это вредно!». Нам стало интересно, правда ли компьютерные игры так вредны?

Мы считаем, что выбранная нами тема важна, так как большинство моих одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой.

Мы выдвинули две гипотезы :

играть в компьютерные игры - вредно,

играть в компьютерные игры - полезно.

Цель нашего исследования - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

Задачи нашего исследования:

Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.

Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.

Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.

Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

Методы исследования:

сбор информации,

анкетирование одноклассников и их родителей,

акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»,

консультация у специалистов: школьного медицинского работника, учителя информатики,

анализ результатов.

Практическая часть

Сбор информации

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы воспользовались возможностями сети Интернет, нашли нужную информацию и проанализировали ее.

Мы узнали, что игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.

Игры могут быть: подвижные, настольные, спортивные, компьютерные и др.

Мы выяснили, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.

Компьютерные игры полезны тем, что они:

Развивают быстроту реакции и внимание

Логические игры развивают мозг и память

Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению

Можно научиться работать в разных программах

Можно весело провести свободное время.

Так же мы узнали, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред . Если играть в жестокие игры, то они приводят к насилию и агрессии. Если подолгу засиживаться за компьютером, то ухудшится зрение, снижается желание общаться, могут появиться болезни суставов и позвоночника, компьютерные игры также вызывают привыкание, снижение успеваемости в школе.

А так же мы узнали, какие правила необходимо соблюдать детям при игре на компьютере:

Выбирать игры в соответствии с возрастом.

К сожалению, в России нет своей устоявшейся системы возрастного категорирования и маркировки компьютерных игр, поэтому ниже мы приведем обозначения, которые используются для маркировки компьютерных игр зарубежных производителей (см слайд).

Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.

Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв.

Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата.

Выбирать развивающие компьютерные игры.

Анкетирование одноклассников и их родителей.

Мы и наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса и 21 родитель.

Целью анкетирования было выяснить, в какие игры любят играть ученики 2 к-2 класса, и как много времени ребята проводят за игрой.

Представляем вашему вниманию некоторые результаты (см диагр).

Результаты проведенного исследования показали, что:

На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?» 22 ученика ответили ДА, 1 затруднился ответить, 2 ответили НЕТ.

На вопрос «Как часто/долго играешь в компьютерные игры?»:

36 % ответили «все свободное время»

16 % -- несколько часов в день

12 %-- 1час в день

12 %--несколько раз в неделю

24% -- редко или только в выходные.

Мы тщательно обработали и проанализировали все игры, которые указали наши одноклассники в анкете на вопрос «Какие игры нравятся?», и пришли к интересным выводам.

Мы разделили перечисленные игры на 3 категории:

игры, не подходящие для младших школьников по возрастному ограничению,

игры безвредные, но и не полезные,

развивающие, обучающие, интеллектуальные игры.

Во 2-- 15 игр.

В 3-- 7 игр (см диагр)

Как мы видим, наши одноклассники часто не умеют выбирать полезные развивающие игры.

При анализе анкет родителей мы получили следующие результаты:

100 % родителей считают, что их ребенок любит играть в компьютерные игры.

При перечислении игр, в которые играет ребенок, родителями были указаны лишь 2 игры, не соответствующие возрасту (напомним, что ребята указали 7 подобных игр). Мы пришли к выводу, что родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок.

67 % родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Среди комментариев чаще всего попадались следующие: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».

33 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу:

Ребенок приобретает навык работы с ПК,

Развивается логика, внимание, реакция.

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

Обработав результаты анкетирования, мы решили в классе провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры». В акции приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса.

У нас получились следующие результаты (см диагр)

Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент (11 уч), отмечают, что они заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в гости. Ребята отметили, как много они успели в этот день.

Вторая часть ребят (4 уч.) призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.

Третья группа наших одноклассников (10 уч.) даже не пыталась бороться с игровой зависимостью. Они отметили, что это «слишком сложно».

Таким образом, мы увидели, что часть наших одноклассников попала в игровую зависимость.

Консультация у специалистов

Мы проконсультировались по этому вопросу у школьного медика. Светлана Николаевна ответила, что компьютерные игры больше несут вреда:

Снижение остроты зрения,

Перегрузка суставов кистей рук,

Влияние на неокрепшую психику,

Ребята мало времени проводят на улице.

Так же Светлана Николаевна посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:

Отдыхать каждые 15 минут.

Делать зарядку для глаз.

Делать гимнастику для всего организма.

Проветривать помещение.

Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.

Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.

Не играть перед сном.

С интересующим нас вопросом мы обратились к учителю информатики Ольге Васильевне. Она считает, что компьютерные игры приносят вред, особенно она выделила такую проблему как «игровая зависимость».

Таким образом, мы видим, что специалисты отмечают в основном вред от компьютерных игр.

Анализ результатов

Наши гипотезы подтвердились не полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры приносят только вред или только пользу. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре про окружающий реальный мир.

Проанализировав все собранные данные, мы пришли к следующим выводам:

В современной жизни есть место компьютерным играм.

Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.

Игры должны соответствовать возрасту.

Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.

Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.

Заключение

Мы думаем, что наша работа была полезной для нашего класса. На самом ближайшем классном часе мы обязательно поделимся с нашими одноклассниками нашими наработками. Мы теперь внимательно будем выбираем игры, обращать внимание на возрастные ограничения, на жанр игры.

Использование компьютерных игр позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Спасибо за внимание!

Источники

Как уберечь зрение при работе за компьютером: http :// constructorus . ru / zdorovie / kak - uberech - zrenie - pri - rabote - za - kompyuterom . html

Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: http :// otvetkak . ru / health - beauty / kompleks - uprazhnenij - dlya - lyudej - kotorye - mnogo - sidyat - za - kompyuterom . html

Гимнастика при работе с компьютером: http :// stolikus . ru / articles / computer - gymnastics . aspx

Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: http :// shkolazhizni . ru / archive /0/ n -7264

Семь мифов видеоигр: http :// www . vitaminov . net / rus -9234-0-0-2958. html %7 C

Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: http :// www . cybermama . ru / overview _ pc _ games . php

Возрастные ограничения по играм: http ://4 mmog . ru / articl _ vozrastnie _ ogranicheniya . htm

Игры Развивающие: http :// multoigri . ru / igri - razvivaushie

Игры Развивающие для детей: http :// playshake . ru / igri - razvivaushie - dlya - detei

Обучающие, развивающие компьютерные игры: http :// detskieradosti . ru / load /25

Приложения

Приложение 1.

Анкета для ребят «Компьютерные игры и Я»

Есть ли у тебя:

компьютер (или ноутбук)

планшет

игровая приставка

телефон с компьютерными играми

Любишь играть в компьютерные игры? да нет

Как часто /долго играешь:

все свободное время

около 1 часа в день

несколько часов в день

несколько раз в неделю

редко

Какие игры нравятся: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании «Компьютерные игры-ЗА и ПРОТИВ».

1. Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры? да нет

2. Как часто/долго играет?________________________________________________

3. На каких устройствах играет ваш ребенок?

компьютер (ноутбук)

 планшет

игровая приставка

 телефон

несколько устройств

4. Какие игры предпочитает ваш ребенок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы считаете, компьютерные игры приносят вред или пользу вашему ребенку (объясните свой ответ)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании.

Приложение 3.

Памятка при работе с компьютером.

1. Проводить за компьютером не больше одного часа в день.

2. Делать перерывы и гимнастику для глаз.

3. Упражнения для глаз: 10 секунд смотрите на свой палец. 10 секунд на дерево за окном. Повторить 2-3 раза. Закройте глаза и покрутите головой вправо-влево, вверх-вниз, к плечам. Крепко зажмурьтесь на 10 секунд, широко раскройте глаза на 10 секунд. Повторите 2-3 раза.

4. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

Приложение 4.

Гимнастика при работе на компьютере для всего тела

Приложение 5.

Зарядка для глаз при работе на компьютере

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тверская гимназия № 6»

Научно-исследовательская работа по информатике

секция - валеология

Выполнила:

ученица 7 а класса

Полюх Анастасия Александровна

Руководитель:

«Тверской гимназии №6»

Попова Ирина Николаевна

Тверь, 2014

Введение 3

1 Обзор литературы по проблеме компьютерных игр 5

  1. Виды и польза компьютерных игр 8
  2. Вред компьютерных игр 14
  1. Компьютерные игры и здоровье глазами врачей 15
    1. Мнение офтальмолога 15
    2. Мнение психолога Натальи Никитиной 15
    3. Какие симптомы должны послужить сигналом к бедствию? 16
    4. Что такое карпальный тоннельный синдром? 16
  2. Экспериментальная часть 17
  3. Правила работы за компьютером 18

Заключение 20

Список использованных источников 21
Введение

Компьютер - это не только помощник в учёбе, но и объект для развлечений на любой вкус. В компьютерные игры играют все, вне зависимости от возраста и социального статуса.

В связи с этим компьютеры вызывают большой резонанс в обществе: одни считают, что компьютер необходим молодому поколению, другие - что это вредная привычка, поэтому данная проблема заинтересовала меня, и я решила изучить её на примере своей гимназии. Для этого я использовала источники интернета, а также опрос учащихся гимназии 7-9 классов.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит игрокам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Ни один взрослый, а тем более ребенок уже не представляет свою жизнь без компьютера. Постепенно реальное пространство вытесняется виртуальным, и это неизбежный ход развития современного общества. Нынешнее поколение детей уже не знает жизни без компьютеров, это откладывает определенный отпечаток на их психику. Конечно, «игровая» зависимость волнует сегодня всех.

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Сам по себе компьютер, конечно, ни хорош и ни плох, он лишь инструмент и весьма полезный. Вещь плохой или хорошей может сделать сам человек.

Можно много слов сказать о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учебе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе ученые забили тревогу по поводу вреда виртуального пространства. Данная проблема широко изучается иностранными психологами. В нашей стране дело обстоит немного иначе. Зачастую родители безмятежно относятся к тому, что их ребенок часами просиживает у монитора. Ребенок занят делом и не мешает родителям. Разве это плохо? Давайте посмотрим плохо это или хорошо.

Первую и наиболее важную угрозу для детской психики представляют коммерческие популярные компьютерные игры. Не все игры вредны для ребенка, но вред или польза продукта определяется целью его создания. Примерно 80% всех существующих игр, так или иначе, связаны с военными действиями.

Для ребенка в процессе становления его сознания важным компонентом развития является поиск примера для подражания. Этим примером, в идеале, должна стать сильная личность, способная вызывать уважение окружающих и в первую очередь самого ребенка. Как правило, таким примером служит отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребенка. В случае с игрой происходит искажение этого идеала, который в дальнейшем должен служить образцом для поведения ребенка. Игра навязывает героя, которому приходится убивать, сражаться, жестоко себя вести, для того чтобы одержать победу. И ребенок перенимает этот жестокий образец поведения. Поэтому среди подростков резко возросла агрессия и жестокость. Неудивительно, что на улице дети без причины начинают агрессивно себя вести.

Другую опасность составляет сам виртуальный мир игры, который затягивает в себя ребенка. Мир компьютерной игры намного привлекательней, красочней и интереснее, чем окружающая его серая действительность. Тем более если родители обращают минимум внимания к ребенку.

Целью данной работы является проведение качественных исследований, которые помогли бы сделать выводы о том, насколько серьёзно влияние компьютерных игр на психологическое и физическое здоровье школьников.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать существующие на данный момент опросы;
  2. Выяснить психологические аспекты;
  3. Систематизировать полученные данные медицинских работников;
  4. Провести экспериментальное исследование среди учащихся 7-9 классов.

1 Обзор литературы по проблеме компьютерных игр

Виды и польза компьютерных игр

Изучив материалы в интернете, я узнала, что около 90% современных детей, да и большинство взрослых играют в компьютерные игры. Создатели игр, а также их продавцы постоянно твердят о том, что видеоигры полезны и способствуют развитию. Более того, сейчас налажен выпуск учебных игр. Но так ли они полезны, как говорят? Взрослые могут сами принять решение, играть им или нет. Что же касается детей, то очень часто их родители считают, что компьютерные игры - это пустая трата времени.

Для того чтобы начать разговор о пользе компьютерных игр сначала выясним примерно на какие виды можно разделить компьютерные игры. Игрушки делятся по общим основаниям на несколько основных классов: «бродилки», «стратегии», «гонки», «авиа-симуляторы», «спортивные» и «головоломки».

  1. Интеллектуальные игры.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

  1. Развивающие игры для малышей.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

  1. Обучающие игры.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников - для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности. Современные виртуальные развлечения оказывают положительное влияние на развитие ребенка, потому как игры онлайн бесплатно обучают детей мышлению на высоком уровне и развивают умственные способности и навыки, необходимые в реальной жизни. Мы, конечно, не говорим о болезненной зависимости, всего должно быть в меру.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребенок ожидал, хорошее абстрактное мышление, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций. В стрелялках, как называют эти игры, виртуальный герой двигается и стреляет одновременно. Таких бесплатных игр стрелялок довольно большой выбор в интернете , в которых, например, пользователь должен следить за многими параметрами: движение героя, попал ли он в цель и тому подобное. Все эти факторы следует учитывать и, естественное, мозг должен хорошо координировать свою работу. Весь этот процесс требует большой концентрации внимания, координации рук и глаз, для того, чтобы добиться успеха.

У детей развиваются математические навыки и навыки чтения. Геймеры должны читать инструкции и на протяжении всего процесса получать информацию из текстов. А математические способности требуются для того, чтобы победить во многих играх, так как очень часто требуется правильное распределение ресурсов и количественный анализ. Дети учатся стратегии и планированию. Во многих случаях они сталкиваются с текущими событиями, которые требуют мгновенной реакции, при этом не стоит забывать и о долгосрочных планах.

Ребенок учится оценивать ситуацию, свои шансы и ресурсы. В компьютерных играх очень часто необходимо распознать внутреннюю логику. Особенно этот навык востребован в логических головоломках, загадках. В них необходимо решить все головоломки на своем пути и набрать как можно больше очков. Требуется подбирать одинаковые картинки, чтобы они исчезали. В некоторых компьютерных стрелялках и стратегиях для того, чтобы одержать победу над врагом, нужно пробовать множество комбинаций сил и оружия. Если одна комбинация не сработала, участник пробует другую гипотезу и использует ее. Здесь происходит индуктивное мышление и проверка гипотез.

Многие дети любят игры онлайн, в которых чтобы выиграть, требуется скооперироваться с другими участниками. Тут уже идет работа в команде, сотрудничество с другими членами команды. Взрослые должны понимать, что мы живем в мире высоких компьютерных технологий, и такие развлечения дают ребенку возможность адаптироваться к этому миру и к основам компьютерной техники. И это далеко не пустая трата времени, нужно просто взглянуть на этот мир немного глубже, и понять, сколько полезных навыков он может развить у вашего ребенка.

Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития- по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы.

Именно поэтому прямая обязанность взрослых - не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенное количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

Велика польза компьютерных игр и для взрослых. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.

По мнению специалистов игры, создают «игровую площадку» для отработки каких-то личностных навыков, устанавливают платформу для фантазии, учат программировать, помогают организовывать сообщество, связывать людей между собой.

Игроку приходится сталкиваться с технической документацией, благодаря чему он начинает лучше разбираться в определениях и терминах, а также лучше усваивает английский язык.

Вред компьютерных игр

В одном из университетов Англии на 11000 добровольцах в возрасте 18-60 лет были проведены исследования о влиянии видеоигр на интеллект людей. Сначала подопытные выполнили тест для определения их интеллектуальных способностей, затем им дали игры, которые, по утверждению производителей, развивают интеллект. Ожидаемый результат - улучшение ориентирования в пространстве, усиления концентрации внимания, развитие навыков принятия решения. Однако после эксперимента выяснилось, что интеллектуальный уровень добровольцев остался прежним, правда, люди и не отупели. Организаторы данного эксперимента рекомендуют для развития интеллектуальных способностей чаще гулять на свежем воздухе, употреблять больше овощей и фруктов.

Многие ученые имеют совсем другое мнение о компьютерных играх. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в настоящий, реальный мир. Крайняя степень игровой зависимости - когда у игрока пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью - когда она становится очевидной, так просто вытащить игрока из ее щупалец невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени - им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.

  1. Самый опасный вид игр - игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено - часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.
  2. Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.
  3. Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны - вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Многие игроки идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев - ну кто об этом не мечтает? И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, игрок со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он - король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости.

В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Вид зависимости - алкоголь, наркотики или игромания - это дело случая, результат проявления среды, в которой живет человек. По этой причине, если игровая зависимость проявилась, нужно не прятать диски, а обратиться кпсихологу .

Игровая зависимость - величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как, например, растет зависимость от наркотических веществ, хотя у многих игроков увлеченность компьютерными играми со временем проходит.

Динамика развития игровой зависимости обычно имеет следующий вид: после периода, когда человек входит во вкус, наступает время резкого роста и быстрого формирования зависимости. В результате этого сила зависимости достигает некоторой точки максимума. Далее она на какое-то время остается неизменной, а затем идет на спад и фиксируется на гораздо более низком уровне.

Убывание степени зависимости может быть связано с разными факторами, например с процессом становления личности и увеличением жизненного опыта. У опытных игроков, которые начали увлекаться играми в подростковом возрасте, со временем происходит переосмысливание ценностей и игра уже не заменяет им мир. Правда, так происходит в лучшем случае, в худшем игровая зависимость приобретает угрожающие масштабы.

В психологическом смысле все компьютерные игры можно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.
Наибольшее влияние на психику играющего оказывают ролевые компьютерные игры. В частности, игры с видом "из глаз" своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Таким образом, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Правда, помимо несомненных положительных сторон компьютерных игр, существуют также серьезные минусы. Это, прежде всего, касается насилия в современных играх. Ведь не секрет, что уже не раз и не два гремели выстрелы в школах, куда разъярённые чем-то подростки приносили настоящее огнестрельное оружие и начинали палить во всё, что движется, пуская последнюю пулю себе в голову. Когда же раненых и убитых развозили по больницам и моргам, а полиция бралась за расследование, обязательно находились те, кто вспоминал об "излишнем" увлечении малолетнего убийцы компьютерными шутерами. Обывательская логика немедленно возлагала вину за случившееся на компьютерные игры и их производителей. В итоге сначала в Германии, Австралии и США, а затем и по всему миру создались "чёрные списки" игр, продажа которых несовершеннолетним считается недопустимой. В соответствии с решением ЕС, с декабря 2002 года на всех компьютерных играх, поступающих в продажу, проставляются такие же индексы, как и на видеокассетах, определяющие допустимый возраст подростков, которые могут играть в ту или иную игру. Это позволяет родителям регулировать рамки доступности к различным компьютерным играм своих детей. Ну а самым крупнокалиберным орудием в этом отношении неизменно оказываются научные исследования. Чуть ранее, в том же 2002 году некий профессор Мори из Японского университета опубликовал результаты исследования , согласно которым у заядлых игроков наблюдалось спадание интенсивности бета-ритмов мозга, отвечающих за эмоциональность и творческие способности. Также Мори отмечал в своём докладе, что многие из заядлых игроков жаловались на свою излишнюю раздражительность, неспособность сосредоточиться и трудности в общении с окружающими. Плюс сюда же последствия долгого пребывания в неподвижном положении, сильная нагрузка на спину, шею, глаза и общее утомление организма. А если учесть, что большинство геймеров - подростки в возрасте 13-16 лет, то эти последствия выглядят еще более удручающими. А сейчас даже 4ех летние дети свободно владеют навыками включения/ выключения компьютера и нужных им игр. Причем управляются с этим даже лучше, чем некоторые взрослые. Как уже говорилось, это несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны.

Можно выделить четыре стадии развития игровой зависимости, каждая из которых имеет свою специфику.

Стадия легкой увлеченности возникает после того, как человек несколько раз поиграл в компьютерную игру и увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов, а также возможности имитации реальной жизни. Компьютер позволяет человеку с приближением к реальности осуществить мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, ощущая при этом положительные эмоции, и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер. Человек «присматривается» к игре, ищет в ней хорошее и плохое, «входит» в игровой вкус, стараясь почувствовать его.

Фактором, свидетельствующим о переходе человека на следующую стадию - стадию увлеченности, является появление потребности играть. Проведение времени за игрой носит систематический характер. На этом этапе человека начинает тянуть в игру, ему хочется играть в неё ещё и ещё.

Стадия зависимости характеризуется не только значимостью игры, которая становится такой же важной, как, например, сон или еда. Человек не может ни есть, ни пить, ни думать ни о чём другом, кроме как об игре. Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. В первом случае игрок общается с людьми, правда, чаще с такими же игровыми фанатами. Однако связь с социумом в данном случае не теряется. Социальное окружение, пусть состоящее из таких же игроманов, не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических отклонений.

При индивидуализированной форме зависимости такая перспектива реальна. В этом случае человек теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. Такая привязанность требует вмешательства психолога.

Стадия привязанности характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Он «переселяется» в игровой мир. Человек чувствует себя там комфортнее, чем в реальности. Это самая длительная из всех стадий- она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).

Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания.

Существуют причины, которые приводят к возникновению игровой зависимости. Основной из них является уход от реальности, желание выплеснуть эмоции. Для такого процесса используется термин «эскапизм». При отсутствии болезненного пристрастия компьютерные игры могут оказывать неплохой антистрессовый эффект.

2 Компьютерные игры и здоровье глазами врачей

Мнение офтальмолога

Основной проблемой при работе на компьютере можно считать развитие утомления. Основными факторами, приводящими к утомлению, являются: информационная нагрузка нервно-эмоциональное напряжение вынужденное положение и гиподинамия. Наибольшая нагрузка при этом перекладывается на орган зрения. По данным ряда исследований жалобы на орган зрения появляются при длительной работе за компьютером, более двух часов, у 55-80% учащихся, а у 20% из них зрительный дискомфорт возникает уже через 1-2 часа работы перед монитором. В большинстве случаев нарушения носят временный характер и проходят после отдыха. Однако ежедневно повторяющиеся нагрузки могут привести к развитию стойких изменений. При динамическом наблюдении оказалось, что через два года работы ухудшение зрения произошло у 26% учащихся. Самыми частыми проблемами, которые сопровождаются выраженным дискомфортом со стороны глаз, являются развитие астенопии (зрительное утомление) и так называемого синдрома «сухого глаза».

При работе за компьютером появляются ощущение тяжести, боль в глазах, ухудшение зрения.

Поэтому очень важно своевременно предоставлять глазам заслуженный отдых.

Мнение психолога Натальи Никитиной

Как все чрезмерное влияет на нас, так и чрезмерное пользованием компьютером может повлиять на нашу психику. Не зря есть такая поговорка: "все хорошо в меру". Чрезмерное увлечение компьютерными играми может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни.

Какие симптомы должны послужить сигналом к бедствию?

Профессор M. Орзак (1996) выделяет следующие психологические симптомы компьютерной зависимости:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

Невозможность остановиться;

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

Пренебрежение семьей и друзьями;

Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;

Ложь членам семьи о своей деятельности;

Проблемы с учебой.

Что такое карпальный тоннельный синдром?

Причиной боли в руках при работе с компьютерной мышью может быть карпальный тоннельный синдром. Это травма запястного канала (тоннеля), по которому проходит срединный нерв и сухожилия мышц. Нерв обеспечивает чувствительность и движения пальцев. Малоподвижная и длительная работа с мышью замедляет кровообращение в кисти, без достаточного снабжения кислородом ткани отекают и сжимают нерв.

Карпальный тоннельный синдром является болезнью всех, кто работает за компьютером или чрезмерно увлекается им. При образовании воспаления между хрящами накапливается лимфа, и для ее устранения иногда нужно хирургическое вмешательство . Карпальный тоннельный синдром приводит к тому, что соединительная ткань перерождается и перестает выполнять функции, тогда человек может лишиться работоспособности на долгое время.

Как определить у себя заболевание?

Соединить тыльные стороны кистей и вытянуть руки прямо вниз, направляя локти в стороны и держа запястья под прямым углом. Появление боли на протяжении минуты говорит о развитии заболевания. К основным симптомам карпального тоннельного синдрома относятся: - неприятные ощущения в области запястья, ладони и пальцев рук; - слабость в пальцах и в ладони, онемение, боль и тяжесть в руке; - беспокойный сон из-за болезненности и онемение ладоней; - трудности в пользовании ручкой, осуществлении привычных действий, резкая боль при подъеме тяжестей.

Экспериментальная часть

Был проведён опрос среди учащихся в возрасте 12-16 лет.

В следующем исследовании приняли участие 100 обучающихся в возрасте 12-16 лет, которые проводят за компьютером более трёх часов в день.

Также учащимся были заданы вопросы общего характера.

По результатам исследования выяснилось, что большинство учащихся в возрасте 12-16 лет проводят за компьютером более 3 часов в день, но детей, проводящих менее 3 часов в день не намного меньше. При этом большинство школьников, проводящих за компьютером более 3 часов - больше времени тратят на развлечения. Также выяснилось, что чувство опустошённости, дурное настроение и раздражительность при отсутствии возможности поиграть на компьютере бывает только у 20% опрошенных. Практически никто из учащихся не пропускал важную встречу или событие из-за того, что были заняты компьютерными играми. Из-за желания поиграть в компьютер 20% учеников пропускают приёмы пищи. У них же появилось нарушение сна. Никто из опрошенных не испытывает болей в запястьях. Лишь немногих учащихся в последнее время беспокоит сухость глаз. Из этого следует, что признаки начальной стадии компьютерной зависимости уже начинают проявляться в этом возрасте. Это подтверждает тот факт, что данная проблема актуальна и требует досконального изучения. Эти исследования дают мне повод говорить о том, что увлечение компьютером нельзя пускать на самотёк. Родители должны контролировать увлечения своих детей и знать, чему они отдают предпочтение.
4

Правила работы за компьютером.

Для того, чтобы компьютер был другом а не врагом для ребенка,

необходимо соблюдать ряда правил.

  1. Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона - до 150 0 .
  2. Источник света должен быть дневным и находиться слева.
  3. Следует соблюдать правильную осанку, сидеть прямо (не сутулясь, не наклоняясь).
  4. Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
  5. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
  6. Колени - на уровне бедер или немного ниже.
  7. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.
  8. Малоподвижный образ жизни вредит организму. В перерывах необходимо делать физические упражнения.
    Обязательно нужна гимнастика для глаз.

Заключение

Что же мы имеем в итоге? Играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями.

Жизнь так прекрасна и разнообразна - и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном. Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Компьютер - это инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как его использовать.

Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Список использованных источников

Литература

  1. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр. / Наука и жизнь. 2006 №5, 6, 8, 9.
  2. В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
  3. Krugosovetov.ru /Вред и польза компьютерных игр.
  4. Полтева С. Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел. / Здоровье. 2003 № 4.

Компьютерные игры

За и против

Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития, детских садах. С помощью компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей. «Продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. «Несовременные» же родители считают, что сидеть за компьютером очень вредно даже для старшеклассника, и запрещают своим детям на пушечный выстрел подходить к компьютерам. И те и другие мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными. Может ли ребенок много времени проводящий за компьютером, быть здоровым? С другой стороны, может ли в наше время подросток, которого родители полностью изолировали от ПК, стать специалистом в какой бы то ни было профессиональной области? Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования.

ЧТО РАЗВИВАЕТ КОМПЬЮТЕР?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их достоинства и недостатки. Среди множества развивающих программ для детей можно выделить прежде всего: программы обучения иностранным языкам, компьютерные энциклопедии с картинками, которые в занимательной форме преподносят ребенку самые различные знания, филологические игры, напоминающие «Эрудит» или «Поле чудес», развивающие игры, которые учат детей раскрашивать, рассказывают о свойствах красок и оттенков, или обучают счету, азам арифметики, или знакомят с понятием формы, названиями геометрических фигур, или развивают память, логическое мышление: компьютерные варианты методик «исключи лишнее» и «добавь недостающее» и т.д. и т.п. И наконец, в последнее время очень популярными стали программы обучения компьютерной графики. Они дают ребенку – разумеется первое время под руководством взрослого – возможность почувствовать себя настоящим мультипликатором. Возможности компьютерных развивающих игр на первый взгляд неограниченны. Однако посмотрим, что же существенно нового может дать учитель - компьютер по сравнению с учителем-человеком. Во-первых, занятия на компьютере -- это прежде всего игра. И то, что не очень интересно ребенку само по себе, становиться крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка, обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная мотивация – игровая. Во-вторых, ребенок, играющий в обучающие игры, начинает роно понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только их обозначения. В различных играх знаки или символы реальных предметов усложняются. Становятся все более и более обобщенными и все меньше напоминают окружающие предметы. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности – реальные предметы, картинки и схемы, слова и уравнения и, наконец, наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Однако « знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие этих уровней реальности, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О возможности такого мышления и сложности его развития свидетельствуют известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению « про себя»: дети продолжают шепотом произносить читаемый текст или перебирают пальцы при счете. В-третьих, не только психологи, но и родители, и воспитатели заметили, что в процессе в процессе занятий на компьютере у ребенка улучшается память и внимание. Ведь детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, а компьютерные программы придают усваиваемому материалу недостающую ему яркость и значимость, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. В-четвертых, компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики ребенка, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук – тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий развивается зрительно-моторная координация. В- пятых, работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации. А это умение ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, глубже осознать новый материал. Таким образом, тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становятся базовыми для формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств во многом обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

ЧТО ВРЕДНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ?

Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить. Впервые мы услышали об этом в те времена, когда компьютеры только появились в нашей стране. Вместе с улучшением качества компьютеров менялись и факторы негативного воздействия ПК на организм человека. Те, что были на первом месте, например излучение, отошли на второй план. Появились новые, связанные с резким ростом скорости подачи и переработки информации. Информационный поток стал настолько велик, что его воздействие продолжительное время не способны выдержать ни наше зрение, ни наш мозг. Что уж говорить о детях. Итак, по возможности учитывая то, « до чего дошел наш прогресс», рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними. 1.НАГРУЗКА НА ЗРЕНИЕ. В первую очередь работа на ПК отрицательно влияет на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. При грамотной организации рабочего места и времени работы на ПК нагрузка на зрение может быть существенно снижена. Необходимо правильно организовывать освещение компьютерного стола. Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение. Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см). Не ставьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз. Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслабить зрение. Необходимо, чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы – давал глазам отдохнуть. Научите его делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево-вправо, вверх-вниз, не поворачивая головы. Можно подобрать ребенку специальные защитные очки для работы на компьютере. 2.СТАСНЕННАЯ ПОЗА. Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения: заболевания кистевых суставов, затрудненное дыхание, остеохондроз. Ребенок должен: работать за специальным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему хоть изредка менять позу. Сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, детям очень нравиться крутиться и кататься на таких стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном. Регулярно прерывать « общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку. 3. ИЗЛУЧЕНИЕ. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубке кинескопа, не страшен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они «впиваются» в кожу пользователя. Установите монитор задней стенкой к стене. В комнате, где стоит компьютер, чаще делайте влажную уборку, вытирайте пыль. Научите ребенка каждый раз закончив работу на компьютере, умываться холодной водой. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на поведение человека, играющего, например, в компьютерную игру «Ралли», на его стиснутые зубы и руки, судорожно сжимающие мышку, на то, как бросает его тело из стороны в сторону при каждом повороте… Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных «стрелялок» и «догонялок», а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление. Чтобы снизить нагрузку на психику ребенка во время, подберите для него более спокойные игры. Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие игры. Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают для того, чтобы на нем играть, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных. Время которое ребенок может провести за компьютером, разные специалисты определяют по-разному. Ниже приведен совет специалиста-психолога, почерпнутый из интернетовской статьи, который вы можете с уверенностью применять на практике: «Для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст, приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза. Причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени проведенного за компьютером. Итак, если ребенку 6 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20 минут с перерывом не менее чем на час. Это вполне нормальные условия. Да, и еще: не рекомендуется играть перед сном и тем более ночью».