Занятие о мерах безопасности на воде. Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период

Бродулева Н. В.

Безопасность детей на воде

Сценарий мероприятия на «День защиты детей»

Цель: сформировать у учащихся представление о правильном, безопасном поведении на воде, создать условия для формирования таких личностных качеств как: осторожность, самообладание, ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация и видеофильмы по теме «Безопасность на воде и водном транспорте», карточки для коллективной работы, цветные карандаши, тест.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Мобилизационная часть мероприятия. (Дети садятся по группам)

Психологическая готовность детей. Загадка о воде.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

2. Работа над темой мероприятия.

На доске дети читают девиз: “Осторожность – не трусость”.

Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.

Учитель: Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.

Водные просторы занимают 70% территории Земли. Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья.

Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.

В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других).

Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

Учитель: Предлагаю вам ознакомиться с опасностями, подстерегающими нас на водоёмах. (Просмотр презентации).

Какое самое главное правило вы должны усвоить? (Ответы детей)

Самое главное правило – с вами должны быть взрослые.

Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентиро-вочно на какое время вы идете. Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.

Учитель : Предлагаю вам определить, кто из изображенных на рисунке персонажей рискует попасть в опасную ситуацию и почему? (картинка из учебника ОБЖ для 1-4 класса, авт. Гостюшин А. В. или для 5 класса, авт. Фролов, Литвинов, Смирнов)

(Дети в группах получают изображение и работают с ним 2-3минуты).

3. Закрепление изученного материала.

Учитель: Предлагаю вам собрать пословицу и объяснить её. (Не зная броду не суйся в воду). (Приложение 1)

Учитель : Перед вами лежит таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего мы не должны делать, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. Закрасьте красным цветом чего делать нельзя и зеленым, что можно. (Приложение 2)

Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма.

Надо знать и учитывать течение реки.

Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму.

Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию.

Идти купаться на водоём с разрешения родителей.

Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него.

Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть.

Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых.

Купаться только в местах специально оборудованных для купания.

Заплывать за буйки.

Купаться с повышенной или пониженной температурой.

Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде.

Перед катанием на лодке надо проверить исправность лодки, вёсел, нет ли течи.

Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой.

Купаться зимой, если река не замёрзла.

Уметь плавать

Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов

Идти купаться на водоём без разрешения родителей.

Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах.

Кататься на лодке под присмотром взрослых.

Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств.

Купаться без присутствия взрослых.

Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки.

Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды

Не допускать переохлаждения организ-ма при длительном нахождении в воде.

Заплывать на лодке в места массового купания людей.

Учитель : Дети, вам предлагается расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить. (Приложение 3)

1 1 1 1 1 2 1 2 1 1

Учитель : Прочитайте полученное выражение.

Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

Учитель: А теперь послушайте рассказ водолаза.

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз...

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

"Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки...

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят...

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!"

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

Учитель : Глеб Иванович рассказывает о том, что ребятишки нарушают правила безопасности на воде. Какие нарушения вы заметили? Дети отвечают: “воюют на плотах”, “ныряют не в тех местах”, “заплывают за буйки”. Учитель: Любое нарушение имеет свои последствия. О каких последствиях напоминает Глеб Иванович? Дети отвечают: “идут на дно реки...”, тонут. Учитель: Это ещё одно напоминание нам о необходимости соблюдения тех правил безопасности на воде, о которых мы сегодня говорили на уроке. А какой вывод сделал Глеб Иванович в своём рассказе.

Дети отвечают : “Что купанье – не пустяк!”

4. Подведение итога мероприятия:

Учитель : Чему мы сегодня учились? (Ответы детей).

Учитель: Предлагаю вам закрепить полученные знания вместе с Сеней. (Просмотр мультфильмов «Безопасность – это важно» с сайта http://www.senya-spasatel.ru/ ).

Чтобы выяснить хорошо ли вы усвоили данную тему, предлагаю вам пройти тест.

(Каждая группа получает тест и выполняет его). (Приложение4)

Не память хочу подарить вам памятки по безопасности на воде. (Приложение 5)

Библиография:

  1. http://festival.1september.ru/articles/575850/

Безопасность на воде. Давыденко М. М.

  1. Большая книга загадок. Узорова, Е. Нефедова - Издательство: АСТ, Астрель

Приложение 1

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не зная броду, не суйся в воду.

Приложение 2

Приложение 3

1 1 1 1 1 2 1 2 1 1

(творить, язык) + (беда, зона, паслён, крайность) + в + (творог, моих)+ (рубин, кафе)+х

____________________________________________________________________________

Приложение 4

Вопрос № 1 Закончи правильно предложение: "Купаться безопаснее..."

  • одному
  • в присутствии взрослых в специально отведенных местах
  • с другом вдали от берега
  • если рядом находится лодка

Вопрос № 2 Можно ли нырять в незнакомом месте?

  • Нет, под водой могут быть посторонние предметы.
  • Можно. Не надо ничего боятся
  • Можно, но только если заключили пари
  • Если недалеко есть взрослые, то можно

Вопрос № 3 Для чего на воде установлены буйки?

  • Это украшает водоем
  • Держась за буйки, можно отдохнуть на воде
  • Буйки разделяют зоны "слабаков " и хороших пловцов
  • За буйки заплывать запрещено

Вопрос № 4 Что надо делать, чтобы избежать судороги при купании?

  • Ничего. В воде судороги не может быть
  • Надо чаще менять стиль плавания
  • Не плавать на глубине
  • Надевать купальную шапочку

Вопрос № 5 Что нужно делать, если во время купания все-таки свело ногу?

  • Ничего делать не надо, само пройдет
  • Надо постоянно массировать сведенную ногу и позвать на помощь
  • Надо побыстрее плыть к берегу
  • Надо постараться встать на дно

Вопрос № 6 Можно ли отплывать далеко от берега на надувном матрасе?

  • Можно
  • Нельзя
  • Можно, если плыть вдвоем
  • Это зависит от размеров матраса

Вопрос № 7 Разрешается ли во время движения лодки меняться местами или садиться на борт?

  • Не разрешается
  • Разрешается. В этом нет опасности.
  • Да. Если, хотя бы один из катающихся на лодке, умеет плавать.
  • Да. Если на водоеме нет волн.

Вопрос № 8 Как называется профессия человека, который отвечает за безопасность в месте купания людей?

  • Водолаз
  • Рыбак
  • Полицейский
  • Спасатель

Вопрос № 9 Что может произойти, если лодка станет бортом к волне?

  • Ничего
  • В лодку может набраться вода
  • Могут потеряться весла
  • Лодка может перевернуться

Приложение 5

Памятка поведения на воде

  1. Не плавай в одиночку: в случае опасности товарищ поможет тебе.
  2. Не плавай в незнакомом месте без взрослых.
  3. Не балуйся в воде, не дерись, не устраивай шумную возню.
  4. Не ныряй в незнакомом месте.
  5. Не плавай в очень холодной воде.
  6. Если не умеешь плавать, не используй надувные матрасы и камеры.
  7. Не купайся при большом волнении.
  8. Не ныряй в воду сразу после длительного пребывания на солнце.
  9. Не следует плавать сразу после еды.
  10. Если что-то произошло в воде, никогда не пугайся и не кричи. Во время крика в твои легкие может попасть вода, а это как раз и есть самая большая опасность.

Елена Гареева
Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период»

Конспект занятия по теме «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период»

Цель : Закрепить знания детей о правилах поведения на водоёмах в летнее время.

Задачи:

Организация усвоения учащимися правил поведения и мер безопасности на воде, а также алгоритмов действий в опасных ситуациях в этих условиях.

Развитие коммуникативных умений детей - рассказывать, объяснять, слушать, задавать вопросы.

Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Ход занятия:

Наступили летние каникулы. Приятно в жаркий летний день искупаться в море, в речке, в озере, в пруду. Нам очень хочется, чтобы отдых прошёл без сложностей. Но каждый водоём может быть по - своему опасен. Как вы думаете, чем они могут быть опасны?

Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время (просмотр видеоролика «Правила безопасного поведения на воде»)

А теперь, мы в игровой форме закрепим имеющиеся знания по теме. Сегодня на занятии мы будем говорить об опасностях и правилах поведения у воды.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение» . Я буду начинать читать правило, а вы его будете заканчивать, подбирая нужные слова.

Нельзя приходить к воде… Без взрослых.

Нельзя заходить купаться на глубокое… Место.

Нельзя нырять в незнакомых…Местах.

Нельзя нырять в мелких… Местах.

Нельзя купаться в незнакомых… Местах.

Нельзя купаться в местах, где купание…Запрещено.

Нельзя заплывать за…Буйки.

Нельзя купаться сразу после…Еды.

Нельзя купаться после долгого загорания…На солнце.

Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Ребята, послушайте рассказ и найдите в нём ошибки. («Найди ошибку» )

«Однажды, пока никого не было дома, дети решили пойти купаться. Стояли солнечные дни, вода в реке была тёплой. На пляже было много народу, и мальчики решили уйти подальше, место незнакомое, но там им никто не будет мешать купаться. Они постелили на берегу покрывало и решили сначала позагорать на солнышке. Ребята позагорали и решили с разбега прыгать в воду.

Мальчики долго купались. Пытались, играя, топить друг друга. И хорошо, что рядом проходил взрослый, который заставил выйти их из воды и немедленно отправиться домой»

Какие правила нарушили мальчики? (Мальчики пошли на речку без взрослых. Они ушли подальше и купались в незнакомом месте. Резко заходили в воду. Долго были в воде. Нельзя нырять в незнакомых местах. Нельзя топить друг друга, потому что можно захлебнуться водой и утонуть.)

«Предметы помощники»

Ребята, посмотрите на эти картинки (картинки, размещённые на доске с изображением спасательного круга, матраса, жилета, бревна.)

Что может объединять эти предметы?

Правильно. При помощи этих предметов можно спасти утопающего.

Если в речке тонет друг.

Если он идёт на дно,

Кинь ему верёвку, круг,

Палку, мяч или бревно.

А теперь давайте попробуем правильно выбрать предметы, которые помогут утопающему. Я буду называть предметы, а вы услышав название нужного предмета, будете хлопать в ладоши, а если это ненужный предмет топать:

Надувной матрас;

Спасательный круг;

Очки для плавания;

Длинная палка;

Надувной жилет;

Резиновый мяч;

Верёвка;

Деревянный плот;

Резиновая камера.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

«Подбери пару»

Детям предъявляется стихотворный текст с описанием ситуации, необходимо подобрать нужную картинку.

1. На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать:

«Люди, помогите!»

2. Когда вокруг грохочет гром

И молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём!

Ведь всякое бывает…

И если ты в грозу попал,

Не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал,

На берег выбирайся!

3. И большим, и детям

Хочется сказать:

В незнакомом месте

Вам нельзя нырять!

Может очень мелкой

Речка оказаться…

А в песок опасно

Головой втыкаться!

Сучья, камни, стёкла

Спрятались на дне –

Их заметить сложно

В водной глубине…

4. Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет –

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая грустно завершится…

Мы вам не желаем в речке утопиться!

5. Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

6. Пляж буйками окружён

От судов, коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять –

За буйки не заплывать!

7. Не надо безобразничать

И делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать

Ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты

Шалун и злой проказник –

Недалеко и до беды:

Дырявый круг опасен.

8. Около сточной трубы не купайтесь –

Может вас прямо в трубу затянуть…

И не получится, как ни старайтесь,

Вынырнуть вверх, чтобы воздух глотнуть…

Очень опасно – запомните, братцы!

Рядом со сточной трубой развлекаться!

9. Если вы в лодке поплыть захотите,

То обязательно, дети, учтите:

Можно кататься весь день, до заката,

Только раскачивать лодку не надо,

И за красивым цветком не тянуться

Может судёнышко перевернуться…

Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!

Будь осторожен всегда на воде!

10. Весело качаться детям на волнах

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

«Нарисуй знак «Безопасность на воде!» (Предлагается изобразить знаки обозначающие: купание запрещено, не заплывать за буйки, место для купания)

Словесная игра «Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет - руки опускаем.)

Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

Нельзя прыгать и нырять в воду?

Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?

Можно купаться в местах, где запрещено купание?

Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Игра «Что я возьму на пляж?»

Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Нужно выбрать карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объяснить свой выбор.

Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоёма, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии? (Водолазы, спасатели и др.)

Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос, какие правила безопасности нарушили дети?

Глеб Иваныч - водолаз, в день нырял по 20 раз.

Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.

У него медаль и орден, но махнул он на медаль:

Если кто-нибудь утонет - это будет очень жаль!

Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки и идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так, что купанье - не пустяк!

Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.

Что приходилось наблюдать водолазу?

Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное - не надо паниковать и надо вспомнить основные правила.

Практическое занятие

Как избавиться от судорог.

1) Позовите на помощь людей.

2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.

3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведнной ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.

4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.

5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.

6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.

Если вы захлебнулись водой.

1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками

3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.

4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.

5) При необходимости позовите на помощь людей.

Если вы увидели тонущего человека.

1) Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»

2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т. д.

3) Вызовите скорую помощь.

4) Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.

Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдёт удачно и весело. Я думаю ребята вы запомните правила поведения во время купания. И не забывайте самое главное правило: Чтобы не было беды – будь осторожен у воды!

Краткое содержание: Безопасность детей на воде. Правила поведения и безопасности на воде. Безопасное поведение детей на воде. Первая помощь утопающему. Безопасность ребенка летом.

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления. Каждый год в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. Ребенок может просто споткнуться и упасть лицом в воду даже на мелком месте.

Безопасность детей на воде. Правила безопасности на воде

Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде:

Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче-запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

Купаться можно не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

Не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду.

Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги.

Не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей.

Желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места.

Не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны.

Не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей.

Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина.

Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды.

Нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи".

Нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде.

Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках – подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.

Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя.

Если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу.

Если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

Нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется.

Нельзя подавать крики ложной тревоги.

Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.

Если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего – иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь.

Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает.

Не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности.

Соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.

Как выглядит тонущий человек?

Многие думают, что сигналом к тому, чтобы спасать утопающего, нужно считать крики: «Караул! Тону! Помогите!» Это не совсем так (вернее совсем не так). Как подсказывает статистика, реально утопающий не кричит во весь голос и не размахивает руками.

Дело в том, что человек, который начинает тонуть (причем нередко это происходит рядом со спасительным берегом), не может кричать, потому что уже «наглотался» воды. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать хотя бы один глоток воздуха, а у него не получается, потому что он идет ко дну именно в этот момент. Он не думает о том, как найти выход, а мечтает лишь о том, чтобы ему хватило воздуха для дыхания.

Спросите у любого опытного спасателя: как выглядит действительно тонущий человек. Вам ответят, что он не размахивает руками и не кричит: у него просто нет на это сил. Он по мере возможностей активно пытается подняться над водой, чтобы вдохнуть живительный воздух. Он молчит, пытаясь выкарабкаться. Рядом могут резвиться другие люди, совершенно не обращая внимания на этого безмолвного товарища. Нередко люди вообще не понимают, что рядом погибает человек.

Если у человека вытаращены глаза, его голова наполовину погружена в воду, он молча целенаправленно пытается двигаться в сторону берега, но у него это плохо получается, он барахтается, как тонущая собачка, - не раздумывайте! Ему нужна помощь!

Помощь утопающему. Первая помощь утопающему

Если случилось несчастье и кто-то тонет - не впадайте в панику, бегите по берегу до места, откуда ближе всего можно доплыть до тонущего. При этом постарайтесь приметить на берегу какой-нибудь ориентир, чтобы в случае погружения тонушего на дно знать, где его искать, ориентируясь на эту метку.

Успокойте и ободрите пловца, заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде около 6 минут.

Если пострадавший в сознании, пульс и дыхание удовлетворительные и нет жалоб на недостаточность дыхания, то его следует уложить на жесткую сухую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, раздеть, растереть сухим полотенцем, дать горячее питье (чай, кофе или 1-2 ст. ложки водки) и укутать теплым одеялом.

Если пострадавший извлечен после некоторого пребывания под водой и находится без сознания, в состоянии удушья (асфиксии) или так называемой клинической смерти, нужно вызвать врача.

Клиническая (обратимая) смерть – это состояние организма, при котором дыхание и сердечная деятельность прекращаются, однако ткани еще живут и обмен в них, хотя и снижен, но продолжается. В этот период (5-7 минут) можно вернуть организм к жизни, восстановив основные функции.

Не теряя времени, до прихода врача следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. Пострадавшего раздеть, очистить ему рот и нос от ила, песка, рвотных масс. Также необходимо освободить его дыхательные пути и желудок от воды. Для этого переклоните пострадавшего через колено, положив на живот головой вниз. Затем тряхните несколько раз. Ребенка или подростка можно взять за ноги и потрусить головой вниз.

Искуственное дыхание

Прежде чем начать искусственное дыхание необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, без этого применять любой метод бессмысленно.

В бессознательном состоянии у человека расслабляются мышцы шеи и головы, что приводит к западению корня языка и надгортанника и как следствие закупорке дыхательных путей.

Самый простой и надежный способ обеспечения проходимости дыхательных путей у больного без сознания – запрокидывание головы назад. При запрокидывании головы выдвигается нижняя челюсть, корень языка поднимается и открывается вход в дыхательное горло. Можно использовать валик высотой 15-20 см, который подкладывают под плечи, но тратить драгоценные минуты на то, чтобы найти такой валик или сделать его из чего-нибудь, недопустимо!

Запрокинуть голову можно, положив одну руку под шею пострадавшего, а другую – на лоб.

Техника искусственного дыхания по способу "изо рта в рот":

1. Встать сбоку от пострадавшего.

2. Одну руку положить под шею пострадавшего, большим и указательным пальцами другой руки зажать носовые ходы, а краем ладони, опираясь на лоб, запрокинуть голову, при этом рот, как правило, открывается.

3. Сделать глубокий вдох, слегка задержать выдох и, нагнувшись к пострадавшему плотно прижать свои губы ко рту пострадавшего, создавая как бы непроницаемый для воздуха купол над его ртом, после чего нужно сделать быстрый выдох.

Внимание! Отсутствие герметичности – частая ошибка при оживлении: утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия! При проведении искусственного дыхания необходимо непрерывно следить, хорошо ли поднимается грудная клетка пострадавшего при искусственном вдохе. Вдох должен длиться около одной секунды.

4. После окончания вдоха оказывающий помощь разгибается, ни в коем случае не меняя положения головы пострадавшего, так как иначе его язык западет и полноценного выдоха не будет. Выдох обычно длится около 2 секунд.

5. В паузе перед следующим вдохом выполняется 4-6 массажных движений на сердце.

Весь цикл повторить, выполняя 16-18 вдохов в минуту в сочетании с массажем сердца (70-72 массажных движения в минуту).

Массаж сердца

Начиная с 60-х годов XX века при остановке кровообращения стали широко пользоваться методом непрямого, или закрытого, массажа сердца. Именно этот метод в связи с его простотой, доступностью и малой травматичностью позволил сделать успешным оживление при внезапной смерти вне лечебных учреждений.

Каков механизм массажа сердца?

Как известно, сердце расположено между двумя костными образованиями: грудиной и позвоночником.

Если человека в состоянии клинической смерти положить на спину на что-нибудь жесткое (пол, стол, край кровати и т. п.), а на нижнюю треть грудины нажимать двумя руками с такой силой, чтобы грудина прогибалась на 3-5 см, сердце сдавливается между костными поверхностями – происходит искусственное сжатие, т. е. систола сердца, во время которой кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии. Стоит отпустить руки от груди, как за счет эластичности сердце возвращается к первоначальному объему, то есть происходит диастола, во время которой кровь из крупных вен вливается в полость сердца.

Техника непрямого массажа сердца:

1. Больного уложить на спину на жесткое основание (на землю, на пол, на край кровати и т. п.).

Внимание! Проведение массажа сердца на мягкой поверхности не только неэффективно, но и опасно: можно разорвать печень!

2. Расстегнуть поясной ремень (или часть одежды, стягивающую верхнюю часть живота), чтобы избежать травмы печени при проведении массажа сердца.

3. Встать слева или справа от пострадавшего.

4. Очень ответственным моментом непрямого массажа сердца является правильная постановка рук человека, оказывающего помощь. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх нее помещают вторую руку. Важно, чтобы обе руки были выпрямлены в локтевых суставах и располагались перпендикулярно поверхности грудины, а также, чтобы обе ладони находились в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т. е. с приподнятыми над грудной клеткой пальцами. В таком положении давление на нижнюю треть грудины производится начальной частью ладоней.

5. Оказывающий помощь быстро наклоняется вперед и, используя тяжесть тела, делает массажное движение, прижимая грудину по направлению к позвоночнику на 3-5 см. Это возможно лишь при средней силе нажима около 50 кг, поэтому массаж сердца следует проводить не только за счет силы рук, но и массы тела.

6. При сдавливании сердца между грудиной и позвоночником кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии.

7. После надавливания на грудину нужно быстро опустить руки. В это время искусственное сжатие сердца (систола) сменяется его расслаблением (диастолой).

8. Оптимальным темпом непрямого массажа сердца можно считать для взрослого 70-72 движения в минуту.

Проведение непрямого массажа у детей и подростков намного легче, так как их грудная клетка более подвижна и эластична. Детям в возрасте до 12 лет непрямой массаж сердца проводят одной рукой в темпе 30-60 движений в минуту. Грудину можно смещать на 1,5-2 см.

Особенно осторожным нужно быть при оказании помощи новорожденным и грудным детям. Для выполнения непрямого массажа сердца у грудных детей достаточно усилий двух пальцев руки взрослого человека. Частота толчков должна быть больше 100-110 в минуту.

Внимание! При проведении непрямого массажа сердца возможно осложнение: перелом ребер, который определяется по характерному хрусту во время сдавливания грудины. Это осложнение не должно служить основанием для прекращения массажа.

Достоверный признак эффективности массажа сердца – сужение зрачков.

О чем говорят признаки эффективности комплекса оживления? Прежде всего о том, что улучшилось мозговое кровообращение. В этих условиях оживление может продолжаться даже несколько часов, пока не появится самостоятельное сердцебиение у пострадавшего.

Если вы начали оживление при внезапной остановке сердца и ваши приемы реанимации оказались полноценными (сузились зрачки, порозовели губы, определяется пульс на крупных сосудах во время массажа сердца) и грудная клетка при проведении искусственного дыхания расширяется, а самостоятельные сокращения сердца не возобновляются, продолжайте оживление и ждите прибытия "скорой помощи". Если вы устали, пусть вас кто-нибудь сменит, но проследите, чтобы он проводил оживление так же грамотно. При необходимости можно и нужно проводить массаж сердца и искусственное дыхание несколько часов.

Статья подготовлена по материалам книги В. Ю. Давыдова "Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим"

Другие публикации по теме данной статьи:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

«Безопасность на воде»

Воспитатель: Варданян Асмик Анушавановна

Люберцы, 2017/2018

Цель: формирование у подрастающего поколения осознанного ответственного отношения к личной безопасности и окружающих, (подготовительная группа)

Программное содержание:

Задачи:

Обучающие:

Привитие детям навыков безопасного поведения на воде и у воды, на льду.

Закреплять знания об основных спасательных средства

Развивающие:

Развитие творческих способностей детей, мелкой моторики рук;

Закреплять умение работать с ножницами, клеем и бросовым материал

Воспитательные:

Воспитывать сдержанность, усидчивость и аккуратность.

Материалы: ватман голубого цвета, ножницы, клей, карандаш, губки, флис.

Ход занятия

Воспитатель:

Звучит музыка из передачи ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Воспитатель: 16 ноября в 10-30 я приглашаю вас в клуб знатоков ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Сегодня в игре принимает участие подготовительная группа «МИШКА» детского сада №96.(дети садятся за игровой стол)

Всезнайка узнал, что вы скоро пойдете в школу и решил собрать «клуб знатоков». К нам он прислал вопросы, на которые вам придется ответить. А тема у нас вами будет «безопасное поведение на водоёмах». Посмотрите, на игровом столе разложены конверты с вопросами. С помощью волчка необходимо определить, на какой вопрос следует отвечать.

Вода добрый друг и помощник человека. Давайте послушаем стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода», которое прочтет Каплун Рита

Рита: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдете

и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

и водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: А где мы можем встретить воду в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. В пруду, в водоеме, озере, океане, реке, дожде и т.д.

Поговорим мы сегодня с вами о безопасном поведении у водоемов зимой и летом.

Итак, наша игра начинается. Знатоки, вы готовы? (ответ детей)

Первый раунд (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание).

Представьте, вы пришли на берег реки или озера летом. Согласитесь, жара, солнце, хочется искупаться. Поплескаться, поплавать. Умеете ли плавать? (ответы детей.) Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.

Итак, вопрос? Вспомните и расскажите по карточкам правила поведения на воде? (на столе лежат картинки, дети должны взять и рассказать правила)

(Воспитатель по ходу ответов детей комментирует и добавляет или задает наводящие вопросы))

Не нужно купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков.

Нельзя забегать в воду, не зная её дна. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, осколки стекла, острые жестянки, глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, посмотрите как она выглядит. Если цвет и запах не такие, как обычно, купаться в ней нельзя.

Купаться можно только в сопровождении кого-то из взрослых.

Нельзя нырять и далеко заплывать в незнакомых местах.

Правила поведения на воде (карточки)

1. купаться только под присмотром взрослых.

2. не купаться в незнакомых местах

3. купаться можно только в специально оборудованных местах.

4. во время купания не хватайте друг друга за руки и ноги.

Воспитатель: Молодцы! Вспомнили правила поведения на водоеме. Играем дальше.

Второй раунд (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание). Но представьте, мы с вами летом пришли на водоем или озеро и захотели купаться… вопрос? Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде? (перед детьми лежат карточки с предметами, необходимо выбрать нужные и рассказать для чего они используются)

Воспитатель: молодцы! Теперь мы будем соблюдать правила купания на водоёме.

А у нас Третий раунд. (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание).

Этот вопрос на смекалку. Знатоки должны знать все про воду. Отгадайте загадки.

1. Она бежит, струится

На солнце серебрится

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.(река)

2.Он слегка затянут ряской

Струйки не бегут

Заколдован будто в сказке

Старый, тихий … (пруд)

3. Плещет теплая волна

В берега из чугуна

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате? (ванна)

4.В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

5. Кругом вода, а с питьем беда.

(Море).

6.В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.

(Река).

7.Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

8. Бежала-шумела,

Заснула – заблестела.

(Река подо льдом)

9. Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

(Озеро, пруд)

Воспитатель: Умнички.! Отгадали все загадки.

Но мы продолжаем. Четвёртый раунд (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание).

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Молодцы. Вот так вода и превращается в лед. Садимся на места.

Воспитатель: Игра продолжается.

А у нас вами пятый раунд. (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание) Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду. И вдруг слышит, что лед начал трещать. Как вы думаете что надо ему делать?(ответ детей)

Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед становится рыхлым, вода просачивается через него, затопляет сделанные на нем следы.

Итак, вопрос? Рассказать правила безопасности на льду водоема в зимний период

(на столе лежат картинки, дети должны взять и рассказать правила)

(Воспитатель по ходу ответов детей комментирует и добавляет или задает наводящие вопросы)

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.

2. Лед весной ломается бесшумно, в начале зимы с треском и хрустом.

3. Передвигаться по льду только по натоптанным тропинкам.

4. Надо брать с собой палку и прощупывать перед собой путь.

5. В начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце участки у берега.

6.Менее прочным лед бывает там, где:

Наметены сугробы

Растут кусты

Трава вмерзла в лед

Бьют ключи

Быстрое течение

В реку впадает ручей

В водоем впадают сливные воды с фермы или фабрики.

Воспитатель: действительно «Знатоки». Все правильно рассказали. Теперь зимой мы с вами не окажемся в беде на льду. Верно?

Воспитатель: Но мы продолжаем. Крутится волчок и у нас

Шестой раунд. (крутится волчок, где останавливается воспитатель берет конверт и читает задание).

Воспитатель: Вспомнили мы с вами правила поведения на водоеме. Но, представьте, что мы увидели тонущего человека в пруду. мы с вами что будем делать? (ответ детей). Правильно! Использовать спасательные средства

Мы будем использовать основные спасательные средства.

(На столе перед детьми лежат картинки с изображением предметов. Необходимо выбрать основные спасательные средства. И рассказать, как ими пользоваться.)

Молодцы. И с этим заданием справились.

Мы с вами ответили на все вопросы. Теперь я предлагаю Вам сделать своими руками картину для нашего стенда. Я приглашаю вас подойти к столу, где лежат материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

Теперь, вы точно, знатоки! И я могу смело написать Всезнайке, что он может смело брать группу «Солнышко» в свой «клуб знатоков».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о правильном, безопасном поведении на воде, создать условия для формирования таких личностных качеств как:

  • Осторожность;
  • Самообладание;
  • Ответственность;
  • Уважение к себе и окружающим;
  • Коммуникативность.

Учебные вопросы:

  1. Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.
  2. Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.

Оборудование: Карточки для парной и коллективной работы, логические задачи, глобус.

ХОД УРОКА

1. Мобилизационная часть урока.

Психологическая готовность детей.

2. Работа над новым материалом.

На доске дети читают девиз урока: “Осторожность – не трусость”.

Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.

На доске появляется первый вопрос:

Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.

Сообщение ученика:

Водные просторы занимают 70% территории Земли. Это природные водоемы (океаны, моря, озёра, реки), а также искусственные водоёмы (пруды, водоканалы, водохранилища и другие). Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья. Для развития детей большое значение имеет употребление морепродуктов, богатых кальцием, фосфором, йодом и другими необходимыми для нашего организма микроэлементами. Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.

В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других). Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

На доске появляется второй вопрос:

Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.

Учитель: Вы решили пойти купаться.

Что вы должны сделать? (Работа в парах постоянного состава). Дети работают над последовательностью своих действий. 2-3 пары озвучивают последовательность действий.

Учитель: Самое главное правило – с вами должны быть взрослые.

Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентировочно на какое время вы идете.

  • Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.

Учитель: Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм еще к этому не готов. Судороги любят неподготовленных купальщиков.

  • Желание быстрее попасть в воду часто вызывает спешку. Многие бегут к воде, или быстро идут. Вы разогрелись, вспотели. Необходимо раздеться, остыть.
  • Необходимо подготовить себя к купанию. Для этого надо сначала опустить ноги в воду. Потом несколько раз окунуться в воде. Ваше тело привыкло к воде. Наслаждайтесь, купайтесь.
  • Учитель: Основные правила безопасности на воде.В каждом городе есть специально оборудованные водоёмы для отдыха и купания. На них есть специальные службы. Это подготовленные люди для контроля за порядком, а также для спасения людей. Здесь постоянно проводится анализ воды. На многих водоёмах дежурят машины скорой помощи. Купание в необорудованных местах запрещено.

  • В вашем возрасте можно ходить купаться только в присутствии родителей, или других взрослых людей.
  • Купаться можно в теплое время и в теплой воде. Часто причиной утопления может быть переохлаждение организма в холодной воде. Купание в холодной воде может привести к тяжёлым заболеваниям.
  • Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.
  • Уметь плавать. Если ты не умеешь плавать, находись там, где мелко, рядом с берегом. Не гонись за друзьями, которые поплыли. Сразу ты плавать не научишься.
  • Необходимо ограничивать время нахождения в воде. Даже если вы хорошо плаваете, но находитесь в воде очень долго, вы можете не заметить, что вы устали, а вода это не земля, где вы в любое время можете присесть и отдохнуть. В воде это сделать невозможно. В результате у вас может не хватить сил, чтобы доплыть до берега. Контролируйте свои силы и самочувствие в воде. Лучше выйти раньше из воды, отдохнуть, позагорать.
  • В местах, отведённых для купания, есть специальные знаки (буйки, флажки и т.д.), которые ограничивают зону купания. Никогда не заплывайте за пределы указанной зоны купания. Мы не знаем причины определения этой зоны. Понятно одно, что это сделано для безопасности отдыхающих.
  • Недопустимы игры в водоёмах с удерживанием противника под водой – он может захлебнуться.
  • Не следует плавать на камерах, самодельных плотах и других собственно изготовленных самодельных плавательных средствах.
  • Нельзя нырять в незнакомых местах.
  • Учитель: Есть населенные пункты, где нет мест оборудованных для купания. Следовательно, несмотря на все “нельзя”, мы всё-таки будем купаться. Какие правила мы должны соблюдать, что должны мы знать?

    Рассуждения детей. На доске высвечиваются основные правила.

    Учитель: Мы должны знать:

    • Что представляет собой этот водоем. Если это река, то вдоль каких предприятий она протекает. Нередко в реку сбрасываются все канализационные стоки, отходы химического и других вредных производств. Какие заболевания мы можем получить, купаясь в такой реке? Можем мы в такой реке купаться? Может лучше подумать о своём здоровье?
    • Если это пруд, то мы должны знать, откуда прибывает вода, куда она вытекает. Там могут быть мощные шлюзы, или коллекторы, которые просто “засасывают”, проплывающего мимо человека, а, тем более, если он в этом месте ныряет. Это очень опасно. Мы рискуем своей жизнью. Если это озеро, то мы должны знать, нет ли в нем болотистых мест.
    • Мы должны знать дно водоёма. Нельзя нырять, не обследовав дно водоема. Мы должны помнить, что есть люди, которые любят собираться на отдых на берегу водоёма. К сожалению, не все они чистоплотны. После отдыха они всё лишнее выбрасывают в воду. Это и битое стекло, и консервные банки, и арматуру, которую использовали для приготовления пищи на костре. Хорошо, если эта арматура ляжет на дно. А если она воткнется и будет торчать, а в этом месте кто-то нырнёт? Поэтому еще раз напоминаю: нельзя нырять не зная дна водоема.
    • Надо знать и учитывать течение реки. Есть реки спокойные, течение у них не быстрое, плавное. Но есть реки, у которых часто меняется течение, возникают водовороты периодически и в разных местах. Купаться в таких реках очень опасно. Особенно опасно купаться на горных реках.

    3. Физкультминутка.

    Учитель: Дети, вы устали. Давайте немного отдохнём. Сейчас у нас физкультминутка.

    4. Продолжение изучения нового материала.

    Учитель: Мы не умеем плавать. Как быть?

    Ответы детей.

    Учитель: Надо обязательно научиться плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах. Потом переходить в открытые водоемы. Начинать надо с мелководья, в местах, где нет течения, или тихое течение. По мере приобретения навыков в плавании, усложнять нагрузку. Необходимо перебороть страх перед водой. Воды не надо бояться, но при этом соблюдать правила безопасности на воде. Мы должны помнить, что ни один вид спорта так не развивает и не укрепляет наш организм, как плавание. Плавание рекомендуется при лечении многих заболеваний, включая нарушения опорно-двигательного аппарата, заболеваний позвоночника, расстройствах нервной системы и многих других. Очень важно научиться плавать и держаться на воде на спине. Умение плавать и держаться на воде на спине – это наше спасение во многих ситуациях:Если мы заплыли далеко от берега и чувствуем, что у нас нет сил доплыть до берега, то мы переворачиваемся на спину, голову держим над водой, слегка работаем ногами. Мы восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем. Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.

  • На спине мы можем доплыть до берега в том случае, если руку или ногу схватила судорога, а помочь некому. Главное, не терять самообладание.
  • Учитель: Мы решили поплавать на лодке. Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Что мы должны знать и соблюдать?

    Дети высказывают свои мнения.

    Учитель: Давайте вместе из того, что вы сказали, выработаем правила безопасности при плавании на лодках и других плавательных средствах. Кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

  • Прежде, чем сесть в лодку, надо проверить исправность лодки, нет ли течи, в порядке ли весла.
  • Должны быть спасательные средства и средства для вычерпывания воды.
  • Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать, т.е. нельзя раскачивать лодку, вовремя передвижения по водоёму.
  • Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
  • Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
  • Нельзя заплывать на лодке в места массового купания людей. Как выдумаете, почему? Дети рассуждают. Учитель: Правильно: Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.
  • Если вы собрались далеко плыть на лодке, надо надеть спасательные жилеты.
  • 5. Закрепление изученного материала.

    Задание №1.

    Учитель: Перед вами лежит таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего мы не должны делать, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. Ниже находится ещё одна таблица. Она тоже состоит из двух столбцов. В левом столбце заголовок: Правила безопасности на воде. В правом столбце заголовок – Нельзя. Это то, что мы не должны делать. Переставьте в правый столбец правила безопасности, что мы должны соблюдать, а в левый – что нельзя делать.

    Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма. Надо знать и учитывать течение реки.
    Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму. Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию.
    Идти купаться на водоём с разрешения родителей. Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него.
    Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть. Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых.
    Купаться только в местах специально оборудованных для купания. Заплывать за буйки.
    Купаться с повышенной или пониженной температурой. Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде.
    Перед катанием на лодке надо проверить исправность лодки, вёсел, нет ли течи. Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой.
    Купаться зимой, если река не замёрзла. Уметь плавать
    Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов Идти купаться на водоём без разрешения родителей.
    Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах. Кататься на лодке под присмотром взрослых.
    Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств. Купаться без присутствия взрослых.
    Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки. Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды
    Не допускать переохлаждения организма при длительном нахождении в воде. Заплывать на лодке в места массового купания людей.

    Заполните таблицу

    Правила безопасности на воде Нельзя

    Задание №2. Какие правила безопасности на воде нарушили герои стихотворения. Ученикам раздаются карточки. (Дети работают в парах).

    У большой и глубокой реки
    Жили-были одни чудаки.
    Был у них непослушный характер:
    Выплывали они на фарватер,
    В незнакомых ныряли местах,
    На непрочных катались плотах,
    И дырявую лодку качали,
    И не знали тревог и печали.
    А однажды, во вторник как раз,
    Разноцветный надули матрас
    И поплыли на нем за буйки…
    Больше нет чудаков у реки!

    Правильные ответы: Выплывали они на фарватер; в незнакомых ныряли местах; на непрочных катались плотах; дырявую лодку качали; разноцветный надули матрас и поплыли на нем за буйки.

    Проверка задания.

    Задание №3. Логическая задача.

    Задание написано на доске. Дети работают на карточках индивидуально.

    Задание №4.

    Учитель: Дети, вам предлагается расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.

    Учитель: Прочитайте полученное выражение.

    Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

    Задание №5. Рассказ водолаза.

    Учитель: Вот рассказ Глеба Ивановича, старого, опытного водолаза.

    Глеб Иваныч, водолаз,
    В день нырял по двадцать раз...
    Спас он двести сорок взрослых
    И детей три тыщи спас.
    У него медаль и орден,
    Но махнул он на медаль:
    "Если кто-нибудь утонет –
    Это будет очень жаль.
    Целый день сижу на вышке –
    Хулиганят ребятишки:
    То воюют на плотах,
    То нырнут не в тех местах,
    Заплывают за буйки
    И идут на дно реки...
    Я искал бы лучше клад!
    Рыбу я ловить бы рад!
    Но в реке заместо рыбы
    Должен я ловить ребят...
    В общем, я скажу всем так,
    Что купанье – не пустяк!"
    Так закончил свой рассказ
    Глеб Иваныч, водолаз.

    Учитель: Глеб Иванович рассказывает о том, что ребятишки нарушают правила безопасности на воде. Какие нарушения вы заметили? Дети отвечают: “воюют на плотах”, “ныряют не в тех местах”, “заплывают за буйки”. Учитель: Любое нарушение имеет свои последствия. О каких последствиях напоминает Глеб Иванович? Дети отвечают: “идут на дно реки...”, тонут. Учитель: Это ещё одно напоминание нам о необходимости соблюдения тех правил безопасности на воде, о которых мы сегодня говорили на уроке. А какой вывод сделал Глеб Иванович в своём рассказе.

    Дети отвечают: “Что купанье – не пустяк!”

    6. Подведение итога урока:

    Учитель: Чему научились на уроке? (Ответы детей).

    Учитель: Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, когда мы купаемся, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет. Что делать? Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

    Домашнее задание: составьте схему – перечень, что нужно делать для обеспечения безопасных условий во время купания.