Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы. Тест аудиал, визуал, кинестетик

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже.

Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие. Впрочем, хватит страдать из-за своих особенностей и индивидуальности восприятия. Пора использовать их себе во благо. А для этого нам нужно узнать, кем мы являемся по способу восприятия и как нам использовать эту свою особенность. Ну а уж потом мы постараемся научиться говорить с каждым человеком на его языке.

Например, я аудиал. Еще в школе я могла до посинения штудировать учебники и не запоминать ни слова из прочитанного, а могла один раз услышать лекцию преподавателя и запомнить все сказанное, не сделав при этом ни одной записи. Моя мама – кинестетик. Она ничего не может понять и запомнить, пока не запишет это. Важнее всего для нее чувства и ощущения. А к какому типу относитесь вы?

Визуалы

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх. Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны. Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.

Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:

  • «С моей точки зрения»
  • «Без тени сомнения»
  • «Это стоит у меня перед глазами»
  • «Мне кажется»
  • «Предстать в выгодном свете»
  • «Обрисуйте мне ситуацию»
  • «Смутная идея»
  • «Красивые слова»

Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно. Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.». Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».

Вы визуал, если:

  • При принятии важных решений выбираете то, что выглядит для вас наилучшим образом.
  • В ходе дискуссии на вас больше всего влияет возможность видеть схему рассуждений другого человека.
  • По вашему внешнему виду легко понять, что происходит в вашей жизни.
  • На вас сильно влияют те или иные цвета.
  • Об окружающих людях вы часто судите по внешности, хотя и не раз слышали поговорку о том, что по одежке встречают.
  • Вы легко можете запомнить номер телефона, если увидите его записанным крупными цифрами, и вообще вы обладаете фотографической памятью.
  • Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.

Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном. Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.

Для аудиалов характерно использование следующих выражений:

  • «Я хочу быть услышанным»
  • «Для меня важно выражать себя»
  • «Детальный рассказ»
  • «Дать отчет о происшедшем»
  • «Я лишился дара речи»
  • «Озвучить мнение»
  • «По правде говоря»
  • «Поговорим по-мужски»
  • «Придержать язык»
  • «Слово за слово»

Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.

Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка». По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он. – Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел. И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.
– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.
Молодой инструктор улыбнулся:
– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.
Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.
Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.

Вы аудиал, если:

  • Принимая важные решения, выбираете то, что лучше всего звучит.
  • В ходе общения на вас сильно влияет тон голоса другого человека.
  • Ваше настроение легче всего определить по тону вашего голоса.
  • Вы любите объяснять что-либо. Вам не лень повторять одну и ту же историю по нескольку раз со всеми подробностями.
  • Вы обожаете слушать музыку. Любимая песня может изменить ваше настроение на сто восемьдесят градусов.
  • Легко запоминаете и узнаете голоса людей.
  • Предпочитаете слушать новости по радио. С удовольствием покупаете аудиокниги.
  • Можете пересказать тот или иной разговор буквально слово в слово.

Кинестетики

В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными. Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения . Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство. Но только не кинестетикам!

Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика. Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его. Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.

Кинестетики постоянно используют выражения вроде:

  • «Вступить в контакт»
  • «Выскочило из головы»
  • «Я чувствую»
  • «Держаться, сдерживаться»
  • «Жаркий спор»
  • «Изменить к лучшему»
  • «Улавливать что-либо»
  • «Рука об руку»
  • «Сохранять спокойствие»
  • «Шиворот-навыворот»
  • «Прочная основа»
  • «Управлять собой»

Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства , их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.

Вы являетесь кинестетиком, если:

  • Принимаете важные решения, опираясь на свои чувства.
  • В беседе вы легко чувствуете состояние другого человека.
  • Вы с легкостью и удовольствием можете выбрать удобную мебель, например диван или кресло. В отличие от ваших друзей вам достаточно один раз присесть на него, чтобы понять, комфортно ли будет просиживать на такой мебели часами.
  • Вы любите одежду из натуральных, приятных на ощупь тканей. Вы ни за что не купите даже самые красивые и стильные брюки, если вам неприятно, как они на вас сидят.
  • Чтобы запомнить что-то, вам нужно это записать. Например, перед экзаменом вы специально пишете себе шпаргалки, хотя на практике ими не пользуетесь, потому что в этом не возникает необходимости: все, что вы записали от руки, вы и так запомнили.

По материалам книги Евы Бергер "НЛП на каждый день. 20 правил победителя"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления

15 признаков психологически здорового человека.

Признаки психологически здорового человека по Маслоу. Отрывок из аудиокниги Михаила Литвака "Из ада в рай"

Каждый человек время от времени делает покупки в магазине или на рынке. Иногда покупка совершается спонтанно, когда товар нравится настолько, что его хочется немедленно приобрести. А порой на то, чтобы принять решение о покупке, требуется время.

Сегодня конкуренция в ритейле настолько высока, что без масштабных рекламных кампаний крупным брендам и ритейлерам не удастся удержать свою долю рынка. Но столь массированная атака на рядового потребителя зачастую приводит к тому, что человек просто теряется, оказываясь в эпицентре рекламного шторма. Предложения выгодно приобрести товар или воспользоваться услугой поступают по всем каналам восприятия – рекламу видно и слышно, но маркетологам и этого мало – они стремятся задействовать все органы чувств человека. Презентации, на которых представленные товары можно потрогать или даже попробовать на вкус – это попытка достучаться до тех людей, которые лучше воспринимают информацию через тактильные ощущения А есть люди, совершенно равнодушные к обычным видам рекламы. Воздействовать на них можно только с помощью логических доводов. Такой тип людей называется… Стоп. Лучше обо всем по порядку.

4 типа восприятия

Люди воспринимают окружающий мир разными способами. В попытках понять и интерпретировать полученную информацию, человек использует зрение, слух, обоняние и осязание. Что самое удивительное – так это то, что каждый человек воспринимает информацию по-своему и усваивает лишь определенную ее часть.

Некоторые люди в основном полагаются на зрение, используя визуальный канал получения данных, другие задействуют слух – им легче запоминается то, что они слышат. Есть еще кинестетический канал восприятия – такие люди в большей степени склонны полагаться на тактильные или вкусовые ощущения.

Три типа восприятия были известны с глубокой древности, но бурное развитие цифровых технологий выявило еще один вид восприятия – цифровой или, как его еще иногда называют, дискретный. В зависимости от типа восприятия людей можно условно разделить на 4 большие группы:

  • аудиалы
  • визуалы
  • кинестетики
  • дигиталы

Разумеется, не существует абсолютных визуалов или дигиталов. Человек пользуется всеми органами чувств. Однако нельзя не признать, что есть люди с каким-либо ярко выраженным типом восприятия. Понимание того, кем является человек – визуалом, аудиалом или кинестетиком, может очень помочь в бизнесе или ритейле, так как это позволит гораздо быстрее и без особых усилий настроить коммуникационные каналы с деловыми партнерами или покупателями.

Кто такие визуалы

Визуальное восприятие играет большую роль в нашей жизни. Оно помогает познавать окружающую действительность и взаимодействовать с другими людьми. Для человека видеть внешний мир настолько естественно, что многие люди даже не задумываются об огромном значении этого канала восприятия. Понимание того, как визуал воспринимает информацию, открывает большие возможности для более тесного взаимодействия с покупателями.

Психолог Ричард Грегори утверждает, что визуальное восприятие человека идет «сверху вниз», то есть от общего к частному. Визуалы формируют свою картину восприятия, двигаясь от крупных деталей к более мелким элементам. Это позволяет им делать верные предположения о том, что они видят. Другими словами, любой визуал в магазине делает расчетные предположения. Если товар понравился ему с первого взгляда, он постарается рассмотреть его во всех подробностях, чтобы убедиться, что глаза его не обманули и продукт соответствует его ожиданиям и уровню прошлого опыта.

Как это можно использовать

Работать с визуалами очень легко. Неважно, каким будет сегмент бизнеса – знание того, как визуал воспринимает действительность, поможет представить ему товар или услугу в наиболее выгодном свете. Красиво оформленная витрина, правильно расставленный товар на полках, элегантный интерьер офиса – и визуал покорен. Красивая картинка значит для него очень много.

Но не стоит обманывать визуалов. Даже небольшой изъян не останется без внимания. Любой товар для людей со зрительным типом восприятия должен отличаться первоклассным дизайном и безупречным внешним видом.

Характеристика аудиалов

Доминирующее чувство типичного аудиала – слух. Такой человек воспринимает окружающий его мир через звуки. Большинство аудиалов любят музыку, им нравится слушать радио, и даже смотря фильм по телевизору, они гораздо больше внимания обращают на то, что говорят персонажи, чем на то, как они выглядят.

Распознать аудиала очень легко. У него не загораются глаза при виде чего-то яркого и необычного, витрины и полки с товарами его если и интересуют, то не слишком сильно. Аудиалы – настоящая находка для амбициозных продавцов и менеджеров по продажам. Человек со слуховым типом восприятия всегда внимательно слушает, что ему говорят. При этом он часто стоит к собеседнику вполоборота – так ему легче усвоить полученную информацию.

Как это можно использовать

Нужно помнить, что у аудиала выборочное восприятие. Такие люди склонны анализировать полученную информацию, особенно, когда им кажется, что собеседник склонен к манипуляциям. В общении с аудиалом нужно говорить спокойным уверенным тоном и быть максимально убедительным. Не помешает и немного юмора: шутка или забавный афоризм – это небольшая зацепка в памяти человека со слуховым восприятием. И чем больше таких зацепок, тем больше вероятность, что потенциальный клиент превратится в постоянного покупателя.

Все люди учат по-разному. Кому-то легче запоминать информацию на слух, кому-то проще прочитать текст. Существует несколько типов восприятия: через зрение, через слух, через касание и через коммуникацию. Когда мы учим иностранный язык, мы задействуем все эти органы восприятия, однако у каждого человека один тип восприятия обязательно преобладает перед другими.

Знакома ли тебе ситуация, когда учитель подает весь материал по одному и тому же сценарию, который абсолютно тебе не подходит? Ты тщетно пытаешься запомнить или понять какое-то правило, но напрасно. Учеба дается с трудом. Кажется, что ты бездарен и что это просто не твоё.

На самом деле это не так. Возможно учитель просто не учитывает разные типы восприятия людей. А это очень важный момент в обучении.

Психологи выделяют четыре основных типа восприятия:
  • аудиальный (восприятие на слух)
  • визуальный (восприятие зрением)
  • кинестетический (восприятие касанием и эмоциями)
  • коммуникативный (восприятие через общение)

Обучение в любой области будет наиболее эффективным, если в нем будут учитываться все четыре типа восприятия. Потому что, так или иначе, мы обучаемся через все четыре типа. Однако у каждого человека есть один доминирующий тип. Этот тип восприятия и будет важным фактором для успешного обучения.

Мне как визуалу нелегко пришлось во время учебы в вузе: я ничего не могла понять из лекций. Я хуже усваиваю информацию на слух, чем глазами, особенно в таких количествах, как полуторачасовая лекция. Соответственно, с предметами, которые проходили в форме лекций, у меня была большая проблема. Как же было бы проще, если бы эти лекторы выпустили книгу!

Однако не всем сокурсникам было так плохо, как мне, потому что есть и другой тип людей — аудиалы. Им проще послушать, чем почитать. Другие лучше всего усваивают материал на семинарах или тренингах во время бурных дискуссий и интенсивного общения.

Узнать свой тип восприятия — важный момент и для изучения иностранного языка. Интересно, почему некоторые могут без проблем выучить список слов, написанный на одной бумаге, а другие справляются лишь тогда, когда выпишут слова на ? Для каждого типа восприятия есть своя методика.

Пройди тест на восприятие и узнай свой тип.

Тест состоит из 16 вопросов. Самое важное — отвечать быстро, не раздумывая слишком долго. Если долго думать над ответом, то вскоре все варианты могут казаться подходящими. Поэтому важно выбрать тот ответ, который понравился самым первым.

Визуалы и их характеристика: внешний вид, предпочтения и манера поведения. Профессии, которые наиболее подходят людям подобного типа. Как с ними общаться.

Содержание статьи:

Визуал - это человек, который воспринимает окружающий мир благодаря зрительным рецепторам. Ему недостаточно услышать информацию, чтобы в полной мере осознать ее. Необходимо отметить тот факт, что из всех типов восприятия действительности данный способ получения сведений является наиболее распространенным. Следовательно, нужно разобраться в вопросе, что же из себя представляют подобные особы.

Внешний вид визуалов


Даже по внешнему виду реально определить тип людей «визуал», потому что эти личности довольно красочно проявляют себя. Некоторые специалисты при оценке описываемых особ утверждают, что им присущи тонкие губы и худощавая фигура. Однако и среди иного типажа людей достаточно тех, кто воспринимает информацию исключительно при помощи зрения.

Спутать визуала с кем-либо еще довольно сложно, потому что выглядит он следующим образом:

  • Красивая одежда . В большинстве случаев она бывает не практичной и даже порой доставляет ее владельцу существенные неудобства. Женщина может страдать варикозом, но при озвученном заболевании носит высокие каблуки только потому, что считает это обязательным условием удачно созданного образа.
  • Аккуратный внешний вид . Волосок к волоску, отутюженные вещи, до блеска начищенная обувь - портрет настоящего визуала. При виде неопрятной внешности у других людей он будет морщиться и всячески демонстрировать свое недовольство от подобной неряшливости.
  • Прямая осанка . При вопросе, как определить визуала, следует сразу проанализировать, как он держит себя. Никогда и ни при каких условиях такие люди не позволят себе сгорбиться. Даже после тяжелого трудового дня их плечи расправлены, а осанке может позавидовать любая балерина.
  • Живая мимика . Характеристика визуала будет неполной, если не озвучить подобную его особенность. Глаза такого человека всегда широко распахнуты, а жесты энергичны. В качестве примера можно привести Джима Керри, который сумел произвести впечатление на большое количество зрителей.
  • Протяжный голос . Визуалы в буквальном смысле видят перед собой то, о чем рассказывают. Подобная возникшая в сознании впечатлительных особ картинка делает их речь более медлительной при довольно активной жестикуляции во время повествования.
  • Устремленный вверх взгляд . Визуалы настолько увлекаются воспоминаниями, что буквально витают в облаках. Периодически они смотрят на собеседника, чтобы оценить произведенное на него впечатление от рассказа.

Характер людей-визуалов


Внешний вид в некоторых случаях бывает обманчив, но свой темперамент и привычки скрывать долго практически невозможно. Визуала можно вычислить по следующим его чертам характера:
  1. Чистоплотность . Жилище озвученных людей напоминает отделение реанимации, где каждая вещь лежит на своем месте. Соседствовать с подобными особами довольно тяжело, потому что они требовательны относительно порядка как к себе, так и к близкому окружению.
  2. Забывчивость . Визуалу в прямом смысле слова лучше записывать все то, что ему говорят. Он запомнит, как выглядел собеседник, но забудет тут же, о чем он ему толковал. Без подробного списка продуктов ему также не стоит отправляться за покупками.
  3. Придирчивость . Даже дорогой подарок может не произвести на визуала должного эффекта, если он завернут кое-как. Ромашка в роскошной упаковке подобному эстету понравится гораздо больше, чем роза в простом целлофане. При своеобразном типе восприятия визуалом прекрасного этот факт следует помнить и при сервировке стола, если появилось желание изумить данного человека.
  4. Общительность . Визуалы обладают легким характером и охотно идут на контакт. Если знакомый или спутник жизни устраивает их в эстетическом плане, то отношения могут продлиться на долгие годы.

Особенности поведения визуалов


Истинный визуал обычно проявляет себя по определенной схеме, которую можно описать в виде следующих предпочтений:
  • Установка дистанции . При общении такие люди никогда не позволят нарушить их личное пространство. Во время разговора они всегда держат собеседника на расстоянии вытянутой руки, чтобы иметь возможность его рассмотреть, но не допустить какого-либо тактильного контакта.
  • Характерные выражения . Визуал никогда не поскупится на оценку того, что созерцает. В его лексиконе будут присутствовать слова «вижу», «замечаю» и «дайте рассмотреть». В иных выражениях он бывает крайне скуп, если вопрос не касается описания того, что произвело на него неизгладимое впечатление.
  • Посещение мюзиклов и шоу . При этом качество музыки мало волнует визуала. Его больше привлекут красочные костюмы, эффектные декорации и впечатляющие спецэффекты. Многие псевдо-артисты с сомнительным талантом пользуются именно этой слабостью визуалов.
  • Отказ от телефонных разговоров . Можно сказать даже больше, что описываемый тип людей панически боится подобного рода общения. Не видя глаз собеседника, визуалы немеют и теряют нить разговора. В интернете они не любят писать сообщения, а стараются воспользоваться веб-камерой.
  • Приобретение необычного домашнего питомца . В редких случаях внимание таких людей привлечет беспородное животное. Коты у озвученных эстетов отличаются длинной шерстью, собаки - отличным экстерьером, а аквариумные рыбки обычно являются редкими обитателями южных широт.

Подходящие профессии для визуалов


Чтобы состояться в этой жизни, необходимо выбирать себе занятие не только по душе, но и по способностям. Обладая феноменальной фотографической памятью и своеобразным типом восприятия информации, визуалы способны реализоваться в следующих сферах жизнедеятельности человека:
  1. Архитектор . Подобный тип людей никогда не потерпит дисгармонии красок и форм. Даже в чрезмерно пышном стиле барокко и рококо он будет придерживаться того мнения, что и в этом направлении можно добиться изысканности и утонченности.
  2. Модельер . Люди, которые умеют видеть прекрасное, способны сами создавать его. Всем известные стилисты являются стопроцентными визуалами. При этом они могут создавать как эксцентричные, так и классические наряды.
  3. Костюмер . Если нет таланта в плане создания стильной одежды, то визуалу можно попробовать свои силы в подборе уже готовой продукции для публичных и творческих людей.
  4. Колорист . Озвученная профессия имеет довольно большой спектр обязанностей. Ее основа - разработка оттенков из различных красителей. Подобные манипуляции не сможет на высоком уровне произвести человек, у которого отсутствует цветовое зрение.
  5. Маляр . Некоторые люди считают, что хорошим специалистом в этой области может стать буквально каждый желающий. Однако это не соответствует истине, потому что только визуал способен профессионально нанести краску на необходимый объект.
  6. Мультипликатор . Видение картинок в движении предполагает их изначальное проецирование в воображении. Лучше всего это удается людям-визуалам, которые четко представляют будущие образы в своих запланированных работах.
  7. Фотограф . Умение запечатлеть при помощи объектива то, что не под силам простому обывателю, является высоким искусством. Исключительно визуал способен узреть прекрасное в обыденном через линзу фотообъектива.
  8. Конструктор . Все та же исключительная память помогает людям с визуальным типом восприятия стать отличными специалистами в данной области.
  9. Оформитель интерьеров . Подобная профессия требует определенных навыков и наличия чувства стиля. Именно озвученными качествами обладают люди, которые зрительно воспринимают информацию.
  10. Художник . И.Айвазовский, Ван Гог, Леонардо да Винчи, Пикассо, Микеланджело - яркие представители людей-визуалов. В редких случаях кинестетики и аудиалы хорошо справляются с кистью и холстом.
На этом возможности проявить себя у подобных людей не заканчиваются. Довольно часто визуалы становятся отличными гуманитариями и талантливыми педагогами. Неплохо они себя проявляют и в области социологии.

Правила общения с людьми-визуалами

К любому человеку нужно уметь найти свой подход, если общение с ним или приятно, или необходимо. Особенно тактично рекомендуется выстраивать отношения с ребенком-визуалом, который требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов в период формирования его сознания. Специалисты разработали ряд рекомендаций по общению с подобной категорией детей, а также с уже состоявшимися личностями.

Как вести себя с визуалами-взрослыми


Прежде всего следует разобраться с вопросом, с кем именно необходимо установить контакт без последующих конфликтов с обеих сторон:
  • Гармоничные отношения с близкими людьми . Визуалы-родственники в большинстве случаев становятся головной болью для всей семьи. Чтобы избежать данной проблемы, следует четко обговорить с ними правила совместного проживания. Жене или мужу, которые любят тратить непозволительную сумму на свой гардероб, необходимо пояснить все последствия того, как страдает при транжирстве семейный бюджет. Визуала в этом случае можно переубедить, если доходчиво преподнести ему информацию о возможности выглядеть опрятно и презентабельно при гораздо меньших тратах. При маниакальной склонности к наведению порядка в доме следует объяснить близкому человеку, что лучше всего провести вечер в театре или в кафе с друзьями, чем дома за очередным раскладыванием вещей в идеальном порядке.
  • Корректное общение с коллегами . Прежде всего с ними рекомендуется говорить на понятном для визуалов языке. В ином случае недопонимания просто не избежать. Следует употреблять выражения типа «я вижу вашу проблему», «давайте вместе рассмотрим будущий проект» и «на ваш взгляд, это станет удачной идеей?».
  • Грамотный подход к начальнику-визуалу . В данном случае рекомендуется присмотреться к его рабочему месту. Если оно отличается минимумом атрибутов, то речь пойдет об аскете-трудоголике. В иной ситуации руководитель украсит свой кабинет различными красивыми вещами и свидетельствами личных достижений в рамочкам. В этом случае психологи советуют делать боссу презенты пусть недорогие, но эффектно оформленные.

Общение с детьми-визуалами


Творческие возможности ребенка - это глина, из которой можно слепить все что угодно, если не упустить благоприятный момент. Дети-визуалы - это активные исследователи всего вокруг, что часто вызывает раздражение у взрослых. Не нужно в этом случае ограничивать их свободу и желание познать неведомый им мир.

Многие родители впадают в панику от того, что их чадо не желает говорить в раннем возрасте. Затем они к удивлению наблюдают за тем, что ребенок начинает осваивать буквы гораздо раньше своих сверстников. Именно так проявляют себя юные визуалы, которым легче всего обрабатывать наглядную информацию.

Следовательно, не нужно давить на них, требуя пересказать услышанное стихотворение. Гораздо лучше, если малыш увидит необходимые для его развития сведения в книге с яркими иллюстрациями.

Тренировочные упражнения с ребенком-визуалом должны включать в себя раскрашивание картинок, построение конструкций из кубиков и более сложных предметов, подбор одежды для сказочных персонажей. Во время таких занятий рекомендуется включать музыку, чтобы дети развивали в себе качества аудиала (осознание мира при помощи звуков). Способности кинестетика (тактильные ощущения) они и так сформируют у себя, работая с различными материалами в виде дерева, пластмассы и ткани.

Кто такой визуал - смотрите на видео:


Типы людей по восприятию - это не шаблон для стопроцентной характеристики человека. Люди получают информацию из внешнего мира различными способами при помощи зрения, слуха, осязания. Однако визуалов в чистом виде все же довольно много, поэтому следует научиться находить с ними общий язык.