Дети которые были зачаты в православный пост. Зачатие и рождение ребенка в православный пост Если ребенок родился в пост приметы

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?


Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Планируя беременность, будущие родители могут обращать внимание на различные факторы, включая режим питания или предполагаемую дату рождения малыша. При этом немногие учитывают, припадает ли зачатие в пост или на дни церковных праздников.

Насколько это актуально в реалиях современной ускоренной жизни? Попробуем понять, какими последствиями для ребенка может обернуться поспешность, невоздержанность родителей.

Чем обусловлена необходимость воздержания

Наиболее строгим по ограничениям периодом на протяжении года считается Великий пост. Согласно Священному Писанию, это время, предназначенное для общения с Богом, молитвы, духовного, физического очищения.

Соответственно, супругам предписывается отказаться от интимной близости, впрочем, ограничение распространяется также на среды, пятницы, воскресенья, церковные праздники. Во время поста также не совершается таинство венчания, включающее благословение на рождение детей.

Существует и обратная сторона:

  • воздержание супругов должно проходить по взаимному желанию;
  • если один из них не может противостоять искушению, то второй не должен ему отказывать, чтобы не повлечь за собой измену, а то и распад семьи.

Тем не менее, верующей и осознанной семейной паре, планирующей зачатие ребенка, следует отказаться от половой близости, поскольку подобное деяние считается грехом и может негативно отразиться на здоровье будущего малыша – как физическом, так и духовном.

Так, не стоит торопиться с зачатием в случае, если супруги проходили длительное лечение, завершение которого припало на дни поста.

С одной стороны, такое ожидание мучительно, но следует смириться и принять ситуацию, а ребенок станет вознаграждением и радостью.

Внеплановая беременность и предохранение

Вне зависимости от ситуации, ребенка важно зачинать осознанно. Если беременность случайна, а будущие родители не планировали малыша и не были готовы к его появлению, то станет ли он успешным, счастливым, самодостаточным?

Душа у ребенка есть еще в материнской утробе, при этом он чутко реагирует на переживания женщины, изменения в ее настроении, поведении. В дальнейшем это может отразиться как психологическая травма, отражение грехов родителей.

  1. Мнение церкви касательно применения противозачаточных средств однозначно и категорично – в православной, верующей семье предохранения быть не должно.
  2. Ребенок – это дар Божий, и препятствовать получению такого подарка грешно, противоестественно, к тому же, отрицательно влияет на здоровье женщины.
  3. Не менее категорично отношение к искусственному прерыванию беременности.

Даже в случае, если по неосторожности у родителей вышло зачать ребенка в пост, то супругам необходимо как можно быстрее исповедаться у своего духовника или в ближайшем храме. Важным в этом случае также будет позитивный настрой и надежда на лучшее.

Не допускайте в свое сознание дурные мысли, например, о возможных патологиях у малыша, а примите с любовью и желанием.

Еще один интересный вопрос: можно ли подготовиться к зачатию и как это сделать правильно. С точки зрения специалистов-медиков, планировать беременность необходимо не менее чем за 3 месяца, особое внимание, уделяя сбалансированному питанию, приему витаминов, отказу от вредных привычек.

Церковные каноны предписывают более долгий срок – от полугода, включающий пост, молитвы, обращения к Господу. Кроме того, чтобы получить желаемое, не лишним будет посвятить 41 день особым молитвам, произносимым над пламенем горящей свечи. Заботясь о будущем и желая счастья еще не рожденным детям, супруги должны постараться подарить им максимальную любовь, без греховности или негатива от неправильных поступков.

Рождение человека – это самое важное событие, как в жизни родителей, так и в жизни самого ребенка. Если человек не родится, то никакие другие важные события в его жизни произойти не смогут. Поэтому, когда рождается ребенок, то, кроме того, что происходит великое таинство и это становится огромной радостью для всех родных, каждая мелочь имеет значение. Это событие обросло множеством примет. Считается, что в момент рождения ребенка можно даже узнать, какое будущее его ждет.

Какая погода в момент рождения ребенка, так он и проживет. Далеко не все приметы на рождение ребенка может наблюдать мать. Обычно в такой момент она настолько занята, что ей даже и в голову не придет посмотреть в окно и обратить внимание на погоду. Эту примету скорее наблюдают бабушки и дедушки, даже не родной отец, потому что у него в этот момент тоже свои переживания. Но в народе говорят, что если в выглянет солнышко, то он всю свою жизнь посвятит тому, чтобы его семья была счастлива. А вот если в момент рождения ребенка будет идти дождь, значит, он сможет добиться большого успеха в материальном плане. Если малыш родился во время снегопада, то его призванием станет научная деятельность. Возможно, он даже сможет сделать важное научное открытие. А вот дети, рожденные во время неожиданно резкого похолодания, способны принести большие проблемы и разрушения миру.

Приметы новорожденного помогают определить характер

Характер человека зависит от времени суток, когда он родился. Время суток, в которое рождается ребенок, очень часто определяет его характер. Конечно, существуют исключения, но это случается очень редко. Замечено, что большинство детей рождается на рассвете. В будущем таким людям придется буквально пробивать стену головой, чтобы выбиться в люди. Если же у него ничего не получится, то он будет хорошим рабочим. А кого у нас больше всего? Конечно же, не бизнесменов, а именно рабочих людей. Те дети, которые рождаются за три часа до полудня и три часа после полудня, в будущем будут проявлять большие таланты в различных сферах жизни. Но, к сожалению, в личной жизни у них будут происходить постоянные перемены. Сохранение семьи будет во многом зависеть от терпения второй половины. Выдержит – семья будет нерушимой, а нет – ничто не сможет долго удержать такого человека . Стоит отметить, что если супруг или супруга не будет устраивать никаких скандалов, то и измен не будет. А значит, не будет и разводов. В противном случае, такой человек будет искать счастье в другом месте. Тех, кто рождается вечером, сама судьба охраняет. А ночью рождаются те люди, которые будут настолько разбираться в жизни, что к ним за советом будут приходить даже чужие люди.

Изучаем приметы и суеверия для новорожденного

Тот, кто родился в рубашке, из любой ситуации выйдет победителем. Рубашкой называют часть детского места, которое осталось на теле ребенка во время рождения. Такое бывает очень редко. Обычно ребенок выходит отдельно, а детское место выходит потом. Но если случилось такое, что ребенок, будем говорить по народному, родился в рубашке, то он сможет преодолеть в этой жизни все. Никакая пуля его не возьмет, все, даже самые опасные ситуации будут складываться таким образом, что для него не будет никакого вреда. Самое главное , мало родиться в рубашке, мать должна сохранить эту рубашку в укромном месте. Если, не дай Бог, эту рубашку уничтожить, то все везение человека на этом и закончится. Раньше, когда дома были преимущественно деревянные, и был высокий риск пожаров, матери прятали такие рубашки в огороде. Там точно не сгорит. Только эту рубашку тщательно упаковывали, чтобы от соприкосновения с землей она не сгнила.

Седьмой ребенок в семье – великий маг или великий целитель. На самом деле, издавна о том, что каждый седьмой ребенок, который родился в семье, обладает силой, которой не может обладать обыкновенный человек. В магии говорят, что родился истинный колдун или ведьма. А вот в той семье, где от магии все далеки, ребенок не может получить знания, которые можно использовать для помощи людям, обычно такие люди становятся удивительными врачами. Стоит только такому человеку поговорить с человеком, подержать его за руку – тот сразу начинает идти на поправку. Невероятно, но факт. Хотя, стоит отметить, что рано или поздно, такие люди и без наставников приходят к эзотерике. Магия не имеет ни границ, ни ограничений. Сегодня даже обычные врачи рекомендуют неизлечимым пациентам обратиться к тому или иному человеку, в силах которого они уверены.

"Счастливые" приметы для новорожденных

Девочка похожа на отца – счастливой будет. Тяжело что-то возразить этой примете, или подтвердить ее. Но в народе уже с давних пор устоялось такое мнение, что если дочь похожа на отца, а сын – на мать, то эти дети непременно будут счастливы. Так же считалось, что если, при отсутствии необходимой детской одежды, мальчика обернуть материнской юбкой, а девочку отцовской рубашкой, то, тем самым, это дает ребенку не только счастье, но и способность быстро решать все возникающие вопросы.

Ребенок рождается ногами вперед – сможет не только себе помочь, но и другим . Правда это или нет? Все нужно проверять. Но в народе говорят, что если младенец смог родиться ножками вперед, то он одним своим прикосновением может вылечить человека, который страдает болезнью ног. Не стоит путать с болезнью позвоночника, из-за которой человек не может ходить. Мало того, говорят, что и мать, родившая такого ребенка, может лечить те же болезни. Но простые люди не стремятся стать знахарями. И это правильно. Слишком большая ответственность, да и на себя очень много берешь. Поэтому, хоть данная примета и существует, но проверить ее не представляется возможным.

Родился при полной луне – жизнь будет счастливой и богатой . В принципе, эту примету объяснить не сложно. Полная луна иногда ассоциируется с полной чашей. Поэтому и принято считать, что тот, кто родился в полнолуние, будет иметь в этой жизни все, что захочет. Но так считают только в некоторых регионах России. А вот в других регионах, наоборот, считают, что самое лучшее время для рождения ребенка это новолуние . Отпускаются все грехи из прошлых жизней, главное не пороть боков в этой жизни. Если прожить жизнь правильно, то можно считать, что человек уже в раю. Но только никаких подтверждений трактовкам этих примет нет. Скорее всего, это суеверие, которое трактуется в каждой местности по-разному.

Серебряная ложка во рту – богатство в кармане . Издавна считалось, что если только что родившемуся младенцу хотя бы на минуту дадут подержать в ротике серебряную или золотую ложку, то вся его жизнь будет складываться сыто и богато. Насчет золотой ложки сказать очень сложно. Очень мало родителей найдется, которые имеют золотую ложку. А те, кто и мог себе это позволить, чаще всего об этом молчали. А вот насчет серебра, это совсем другое дело. Даже в старые времена, серебряную ложку можно было найти почти в каждой семье. Вот только далеко не все дети выбивались в люди. Хотя и были такие, кто из батраков становился ученым. Но это такая редкость, что списывать данный факт на серебро – это просто недоказанный факт.

Ритуалы и приметы на рождение ребенка

По лестнице вверх – карьера наверх . Интересная примета. В магии существует для повышения по службе, связанных с лестницей. Можно испечь лестницу из теста, и она поможет продвинуться по служебной лестнице. Можно подниматься по лестнице в доме и читать заговор на каждую ступеньку. Но здесь несколько иной случай.

  • Не важно знаете вы заклинания или нет.
  • Не стоит для этого обряда приглашать знахаря.
  • Считается, что если на руках занести новорожденного ребенка по лестнице, то он обязательно станет большим начальником.
  • И при этом не нужно читать какие-либо заговоры.
  • Энергетика ребенка все сделает сама.

Вот только тому, кто будет ребенка нести по этой лестнице, нужно знать, что если он споткнется, то ребенок достигнет больших высот, но может быть пойман либо на взятке, либо на хищении. Поэтому, того, кто несет ребенка вверх по лестнице, должен волновать только один вопрос: «Лишь бы не споткнуться» .

Конечно, это далеко не все приметы на рождение ребенка . Есть приметы хорошие, есть приметы плохие. Но не только от этих примет зависит судьба человека. Помимо примет о рождении ребенка, существуют еще приметы имени, приметы даты рождения. Все это в совокупности и составляет то, что мы называем судьбой. Основная задача родителей – это дать детям те знания, которые они имеют. Конечно, бывают такие случаи, что слова родителей не доходят до детей. Но чаще всего эти напутствия очень помогают.

С появлением на свет ребенка, православных родителей волнует вопрос его крещения. Иногда возникают ситуации, когда обряд нужно провести в пост перед Пасхой или же на саму Пасху.

Уже давно ведутся споры на эту тему, и часто, этот вопрос остается открытым для многих родителей. Чтобы разобраться с этой проблемой, необходимо изучить все «за» и «против». Мы спросили об этом православного священника.

Суть таинства крещения

Крещение - одно из семи великих таинств христианства. Его суть в очищении человека от грехов , перерождении к новой жизни и приобщении к вере.

История обряда крещения говорит о том, что после воскрешения Иисуса Христа было очень мало людей, которые принимали христианскую веру. В основном крестились только взрослые, приняв это решение осознано.

Как правило, обряд проводился в тайне, так как православных христиан преследовали за веру и даже казнили. Когда христиан было мало, таинство совершали в основном по большим церковным праздникам.

Постепенно христианская вера все больше распространялась, и крестили уже не только взрослых, но и младенцев.

Когда лучше крестить ребенка

Жестких ограничений по срокам в православии нет . Раньше младенца приносили в храм не раньше восьмого дня жизни, а традиционно на сороковой. В основном, это связанно с тем, что женщине после родов разрешено заходить в храм только на 40-й день. Над матерью младенца священник читает специальные молитвы, после чего женщина может присутствовать на крещении своего ребенка.

Это вовсе не означает, что обряд нужно провести именно в этот день, особенно если он выпадает на Великий пост или крупный церковный праздник. Ничего страшного не произойдет, если сделать это немного позже.

Однако существую ситуации, когда откладывать крещение недопустимо . Если ребенок тяжело болен, то неважно, пост сейчас или великий праздник. Нужно как можно раньше провести обряд, чтобы у младенца появился свой ангел-хранитель. В этом случае его могут креститить даже в роддоме или реанимации.

Сроки крещения

По православным канонам нет запретов на день проведения таинства, независимо от поста или праздника, на который он выпадает. Считается, что Господь радуется любому, пришедшему к вере человеку и не чинит ему никаких преград. Кроме того, если ориентироваться на церковные праздники, дни поминовения и многочисленные посты, то подобрать день для крещения было бы в принципе трудно. Поэтому ограничений для проведения обряда до Пасхи или после, нет.

Единственная проблема, которая может возникнуть в этот период - банальная занятость священника, ведь во время поста и в Пасхальную неделю службы проходят практически ежедневно.

В каждом храме свои правила, поэтому желательно заранее побеспокоиться, и договориться со священником о дне проведения таинства.

Совершают ли таинство крещения в пост

Иногда обстоятельства складываются так, что обряд крещения выпадает на период Великого поста. И тут многие родители сомневаются: а можно ли крестить ребенка в пост? Прямого запрета на проведение таинства в этот период нет, несмотря на возражения некоторых священнослужителей.

Однако стоит отметить: на крещение принято устраивать шумные застолья и веселье, которые сопровождаются употреблением мясных и других блюд из продуктов животного происхождения, а так же алкоголя. Это неуместно во время поста. Но, если, все же, вы решили крестить кроху в период поста, можете накрыть стол из постных блюд и отказаться от употребления алкоголя.

Считается, что лучший день для крещения ребенка в пост - Чистый четверг . В этот день человек очищает свое жилище и тело. Проведение таинства в Чистый четверг символизирует освобождение человека от первородного греха, очищается душа и он может встретить Пасху обновленным.

Совершают ли крещение в Пасху

Пасха у многих ассоциируется с возрождением мира и человека к лучшей жизни. Прямых запретов на проведение таинства в день Пасхи не существует. Крещение можно провести по окончании праздничной литургии.

Но вряд ли найдется священник, который согласится провести обряд, если, конечно, крещение не требуется тяжело больному ребенку. Причина тому - банальная усталость.

Вечерняя служба плавно переходит в утреннюю литургию. Для любого священнослужителя Пасха - великий праздник, который хочется встретить в кругу семьи. Поэтому родители должны думать не только о своих желаниях, но и заботиться об окружающих. Священники, в силу загруженности, назначают для проведения таинства определенные дни, чтобы упорядочить ритм работы.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос: можно ли крестить ребенка в Пасху, будет положительным, но стоит это делать или нет - решать только родителям ребенка. Может, будет целесообразнее перенести эту дату на несколько недель, когда праздники закончатся, и жизнь церкви войдет в свое привычное русло.

Аргументы «за» и «против» проведения таинства в пост и на Пасху

Прежде чем принять решение о проведении обряда в пост или Пасху, родителям необходимо изучить все плюсы и минусы такого шага.

Аргументы «за»

Человек освобождается от первородного греха в период всеобщего христианского очищения души и тела;

Совершенное таинство на Пасху - еще один повод собраться всей семьей за столом и отпраздновать рождение нового христианина;

Возможно, особое состояние души, которое испытывает каждый христианин в этот период, передастся младенцу, и это поможет ему перенести обряд без волнения и слез.

Аргументы «против»

Найти священнослужителя, который согласится провести таинство крещения в период поста и на Пасху достаточно трудно. В это время священники сильно загружены длительными богослужениями. Кроме того, во время поста батюшка старается уделить максимум внимания и времени для болящих. Проводят причастия и соборования. Поэтому большинство священников просят перенести проведение обряда на более поздний срок, если, конечно, это не экстренный случай, о котором писалось выше;

Перед Пасхой, а особенно в день Пасхи, храмы переполнены прихожанами. Младенец может испугаться такого количества людей, капризничать и нервничать во время проведения таинства;

Шумные застолья неуместны в период поста, а угощение, состоящее из постных блюд, может не понравиться некоторым гостям.

Как избежать неприятных сюрпризов

Чтобы не возникло проблем, приняв решение провести обряд в пост или на Пасху, родителям необходимо:

Учитывая загруженность священника в этот период, заранее договориться с ним о проведении обряда;

Если крещение происходит в пост, нужно тщательно продумать праздничное меню, учитывая все ограничения;

Священник обязательно назначит день и время для проведения беседы с будущими крестными родителями. Они должны быть готовы к этому;

По возможности не только крестные, но и родители должны исповедоваться и причаститься перед таинством.

Считается, что ребенок, родившийся на Пасху, впоследствии станет знаменитым . Более того, человек, рожденный в полдень в светлое Христово Воскресенье, станет великим, и даже сможет повлиять на ход истории. А дети, рожденные в пасхальную неделю, отличаются крепким здоровьем.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: проводить крещение можно в любой день. Однако если вы держите пост, а время терпит, лучше перенести проведение обряда на пару недель, чтобы отпраздновать это событие тогда, когда пост будет завершен. Ну и конечно, необходимо думать не только о себе, но и о священниках, которые очень загружены в этот период, и есть люди, которые нуждаются в его помощи больше.

— Мне кажется, что проблема поставлена не совсем корректно и опирается на не достаточно надежную статистику. Для того, чтобы делать такие обобщающие выводы и умозаключения, нужна очень большая, можно сказать в государственном масштабе, исследовательская работа. Ее должны проводить медики, социологи, представители духовенства, педагоги. Тут нужен сбор и анализ информации, которая охватила бы очень широкий круг лиц.

Согласно православному календарю более полугода – постные дни. Тогда у нас должно получаться, что примерно половина населения – шизофреники, или половина православных христиан– шизофреники. Но это все-таки не так, подобной пропорции мы не наблюдаем.

Теперь несколько практических вопросов.

Это предположение относится к населению всего Земного шара, или к населению нашей страны, или только к ее православным жителям? Как быть с инославными и иноверными? Или Милостивый Господь наказывает тяжелой болезнью детей только православных родителей? Апостол Петр говорил, что «вы род избранный». Что же, наше избранничество заключается в том, что в семьях православных христиан доля рождений шизофреников выше общемировой?

А если у родителей сначала родились дети, а потом они уверовали и воцерковились? Или один супруг верующий, а другой – нет? Как в таких случаях вести статистику? Да и кто знает, как судит Сам Господь Бог, Который зрит в самую глубину человеческого сердца, и наша доморощенная статистика Ему не нужна.

Безусловно, Господь Правосуден, но мы же знаем, что Он Долготерпелив и Многомилостив, и что Божественная Милость выше Божественного Правосудия. Бог есть Любовь! Поэтому в реальной жизни все непредсказуемо, противоречиво, неоднозначно и прекрасно.

И, что еще мы знаем точно, так это то, что Господь «всем человекам желает спастись и в познание истины приидти». Конечно, мы должны почитать Священноначалие, соблюдать посты, жить в послушании Церкви. Это поможет нам искать и находить волю Божию «благую и совершенную» и откроет путь в Царствие Небесное.

Вот и есть наша самая главная цель, достигнуть которой да сподобит нас Всемилостивый Господь Бог!

Иеромонах Димитрий (Першин): Церковь не регламентирует супружеские отношения в браке

Во-первых, это суждение адресовано только людям, являющимся членами Церкви. Во-вторых, это суждение по существу своему не отвечает духу Евангелия. В Евангелии от Иоанна мы читаем :

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

А еще в Ветхом Завете мы слышим эту нравственную максиму : «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие». Бог не наказывает детей за грехи родителя.

Третий момент – это то, что Церковь вообще не регламентирует, по крайней мере, на уровне канонического права супружеские отношения в браке, оставляя это на усмотрение супругов, с учетом мнения их духовника. И те суждения, которые мы встречаем не в канонах, но в размышлениях некоторых подвижников и молитвенников, носят характер частных богословских мнений, не выражающих тем самым общую точку зрения Православной Церкви по данному вопросу.

Если же говорить о каноническом сознании – о каноническом праве – то единственное требование к супругам, находящимся в браке – это воздерживаться от супружеских отношений за сутки до Причастия. Если у людей есть силы и готовность к полному воздержанию на всем протяжении постов – это может дать свои духовные плоды. Если этой готовности нет, то по супружеское общение не только в непостное время не отлучает людей от Бога.

Протоиерей Константин Островский: Наказание Божие не бывает механическим


«Око за око» с Богом

Такого механизма – человек зачат во время поста, значит, будет больным – нет. Во-первых, не все люди виноваты в том, что не соблюдают пост, ведь пост установлен для христиан. Если человек неверующий, то несоблюдение им поста не является грехом. Вот убийство или блуд – грех для всякого человека, независимо от его веры, нарушение же поста грешно не само по себе, а только как проявление страстей. Например, чревоугодия, когда человек ест скоромную пищу, потому что не может удержаться. Или гордости, когда человек отрицает пост, не желая оказать послушание Церкви. Или малодушия, когда стесняется поститься, боясь насмешек. А сама по себе пища не греховна и не греховны супружеские отношения, о чём прямо сказано у апостола Павла.

Во-вторых, наказание Божие не бывает механическим – сделал грех, получи воздаяние. Преподобный Макарий Египетский пишет, что наказание не постигает человека сразу; если бы оно постигало нас сразу, то получалось бы, что Бог принуждает человека к добродетели насильно. Кто же не будет добродетелен, если над тобой топор занесен, со страху? Но Бог хочет нашего свободного послушания ради любви к Нему.

В-третьих, смысл наказания Божьего – научение, а не кара. Бог наказывает для исправления, а не для уничтожения человека.

Преподобный Амвросий Оптинский действительно пишет о современных ему людях, что их постигают болезни, потому что они пренебрегают постом. Но он имеет в виду не расплату болезнями за невоздержание, а то, что, если мы сами не хотим подвизаться, за нас подвизается Бог. Например, я люблю сладкое, раньше мог шоколад коробками есть, а теперь мне Господь послал аллергию на шоколад, и я больше его не ем. Любит человек поесть остренького до отвала, а тут на тебе – язва! И приходится кашку овсяную да понемножку. На самом деле это дары Божии. Если человек так их воспримет, с благодарностью, то будет преуспевать и в воздержании, и – самое главное – в смирении.

Дети за грехи родителей

В мире, конечно, всё связано, и бывает, что какое-то зло, которое совершают родители, распространяется на детей. Если родители, например, пьянствуют, то действительно есть статистика, что дети часто рождаются больными. Или если наследственность плохая, велика вероятность, что ребенок родится с тем же заболеванием, что и у родителей. Но какая бы ни была наследственность, дети не лишаются благодати, даже страдая за грехи отца и матери.

Если человек лично обратится к Богу, конечно, Бог его примет. Человек, родившийся в богатой семье, будет носить дорогую одежду и ездить на дорогой машине, а родившийся в бедной – на дешевой машине или на автобусе, но ничто ни тому, ни другому не мешает обращаться к Богу как к Отцу.

Так что прямой и явной зависимости между несоблюдением поста и заболеваемостью и смертностью детей, зачатых нарушителями, нет. И нет прямой зависимости между благочестием и благополучием. Множество благочестивых, добродетельных людей страдают, болеют, рано умирают. А ужасные негодяи порой живут долго и в довольстве. Бывает всякое. Господь наш Иисус Христос, совершенно безгрешный, был распят и умер на кресте.

Пост для супругов

Конечно, соблюдение установленного Церковью поста полезно для души, и поэтому, если оба супруга люди церковные и охотно подвизаются, хорошо. Но воздержание в пост – дело добровольное.

Апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». Поэтому если, как часто бывает, муж немощствует, не выдерживает поста, жена должна ему уступить. Причем не со злобой и укорами, а с естественной супружеской любовью. То же относится и к мужьям в симметричной ситуации. Бывает.

К сожалению, известны случаи, и мне приходилось сталкиваться, когда семья распадалась из-за чрезмерной принципиальности жены в вопросе половых отношений в пост. В конце концов муж возмутился, не выдержал и ушел. А в другой семье муж, зная, что жена строго постится, всегда начинал пить в пост, чтобы не расстраиваться и усмирить себя. Такое упорство якобы ради поста, конечно, недопустимо.

Психиатр протоиерей Владимир Новицкий: Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка

Христианская проповедь не должна строиться на страхе. Люди должны поститься свободно, нельзя заставить поститься под страхом «если зачать в пост – родится больной ребенок», «если есть неправильную пищу – будет рак печени».

Люди грешат и в пост, и не в пост. Не надо людей напрягать и ориентировать на внешние церковные рамки, загоняя их туда насильно. Это не привлечет людей к Церкви, скорее наоборот. Это не очень правильно с миссионерской точки зрения.

Конечно, каждый может иметь свое личное мнение, я говорю вам о своем мнении. Пост должен быть свободным, а не под страхом болезни.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков): Конфликт в семье часто является первопричиной различных психических расстройств

В хипповском сленге издавна существует выражение «гнать телеги», что означает «рассказывать небылицы». Говорят, что от этого выражения возникло понятие «телегония» — теория, утверждаюшая, что спаривание с предшествующими, а особенно с самым первым сексуальным партнёром существенно сказывается на наследственных признаках потомства женской особи, полученного в результате спаривания с последующими партнёрами (определение взято из Википедии). Однако, это не единственная «телега» духовно-биологического содержания.

Сейчас, к примеру, широко обсуждается высказанное митрополитом Омским и Таврическим Владимиром (Иким) суждение, что дети, зачатые «во время поста, - из них 70 процентов шизофреники, из них большинство также самоубийцы. Из них экстрасенсы рождаются, из таких детей». К сожалению, слова Владыки дали повод многим поупражняться в хуле как на него самого, так и на всю Православную Церковь.

Что же на самом деле? На самом деле достоверных данных таких, конечно, нет. Я не психиатр, безусловно, но по образованию – педиатр, курс психиатрии у нас был расширенный, мы изучали подробно психиатрию и взрослую и детскую, и никакой привязки заболеваемости шизофренией к рождению в определенные периоды года в курсе психиатрии не отмечалось, хотя тема такая – эпидемиология психических заболеваний – существует.

Тем более, не существует такой статистики и по самоубийцам. Ну, хотя бы потому, что постных дней – много. Это не только уставные многодневные посты, но и посты однодневные. В частности, посты среды и пятницы, строгость которых приравнена по 69 Апостольскому правилу, к строгости Великого Поста. Сложно вычислить даже зависимость от даты рождения человека. А уж от даты зачатия вообще невозможно. Помните строчки Высоцкого:

Час зачатья я помню неточно –

Значит, память моя однобока…

Вычислить день зачатия в случае однодневных постов практически невозможно, а в случае многодневных – часто затруднительно.

Но это такое – если можно так сказать – «практическое» возражение.

Есть и возражение, скажем так, богословское.

Если поверить митрополиту Владимиру, то получается, что Господь наказывает детей за грехи их родителей. Более того, из всех родителей Он выбирает исключительно православных, ибо для неправославных соблюдение постов бессмысленно, а несоблюдение – само по себе не греховно. Это, кстати, еще одно «практическое» возражение – выяснить духовно-религиозный статус родителей взрослого шизофреника или самоубийцы, например, родившегося в СССР, практически невозможно.

Может ли Господь поступать так? Священно Писание отрицательно отвечает на этот вопрос.

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление .
(Втор. 24,16)

2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.

19 Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог;

(Иез. 18, 2-4, 19-20, 30)

29 В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

(Иер.31, 29-30)

Т.е. еще в ветхозаветные времена Господь избавил людей от проклятия рода. , говоря о влиянии родительского воспитания (воспитания, а не личных грехов!) на детей, пишет:

«Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость - от родителей или от кого-то еще. Если причиной того, что ребенок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребенка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит все так, чтобы ему помочь.» (Старец Паисий Святогорец. Из книги «Семейная жизнь»)

Таким образом, Бог спасает даже детей, ввергнутых в грех родительским греховным научением и воспитанием. Тем более, кощунственно даже предполагать, что наказанием за родительский грех несоблюдения поста (т.е., грех, смываемый покаянием) Господь может «назначить» грех, покаяние при котором невозможно – грех самоубийства. Что же касается шизофрении, да и других психических расстройств, то еще издавна святые отцы и монахи-аскеты различали болезни «от естества» и греховное повреждение человеческой души. Подробное разграничение этих состояний можно прочитать в книге выдающегося психиатра проф. Д.Е. Мелихова «Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни», трудах современного психиатра проф. В.Г. Каледы и «Основах социальной концепции РПЦ» (XI.5)