Карманные деньги детям — нужны ли, сколько и для чего? С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги? Сколько давать ребенку карманных денег.

Карманные деньги

На уже есть статья, где упоминались карманные деньги для детей - , но время идет, хочется пополнять сайт максимально полезными статьями. Поэтому я обратилась за советами к профессиональному психологу. Рада, что он заодно упомянул несколько реальных примеров из практики, которые надеюсь помогут родителям избежать тех же ошибок.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

В каждой семье рано или поздно возникает вопрос — как дети и деньги, которые необходимы на их обеспечение, должны сочетаться? Ведь родители и так тратят значительные суммы на одежду, еду, развлечения детей, так давать ли ребенку еще и карманные деньги? Не повлечет ли это за собой негативные последствия в будущем, особенно, если сумма карманных денег превышает возможности семьи?

Сразу договоримся, что речь пойдет только о детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть примерно с 5 до 11 лет. Почему о детках раннего возраста нет смысла говорить надеюсь понятно: они не знают ценности денег. Это просто блестящие кружочки и разноцветные бумажки, которыми тоже можно играть.

Товарно-денежные отношения непонятны малышам, хотя некоторые психологи и склонны считать, что и в этом нежном возрасте уже можно что-то объяснять из разряда «мама зарабатывает деньги, чтобы тебе покупать …». Некоторые детки даже делают серьезный вид, будто понимают, что такое «зарабатывать» и «покупать», но на самом деле понимания как такового нет, есть игра в понимание. Ситуация в целом безвредна, хотя и неоднозначна. Ведь родители то по-настоящему считают, что дети вникли в их взрослые проблемы, прониклись и потому отношение к детским просьбам купить что-либо становится более рациональным.

Вы, вероятно, часто слышите слова «ты же сам понимаешь, что эта игрушка одноразовая. Мы деньги потратим, а толку никакого». И родители свято верят, что малыш их понимает! На самом деле еще одна детская просьба остается неудовлетворенной, поскольку родитель оценивает игрушку с точки зрения нужности и целесообразности, а малышу просто нравится конкретно эта игрушка, больше за просьбой не стоит никаких резонов.

Малыши не воспринимают отношения взрослого мира и деньги адекватно. Они всего лишь копируют эти отношения, играют во взрослых, играют так серьезно, что сами пугаются последствий.

Пример из практики: Малыши играют во дворе в догонялки. Мальчик-ведущий догоняет девочку, пятнает ее рукой и при этом нечаянно пачкает кофточку грязной ладошкой. Девочка кричит, что он испачкал ей новую кофточку, которую папа купил за ТЫСЯЧУ (!) рублей! Мальчик в страхе убегает со двора, и в ужасе ждет прихода страшного папы девочки, ведь тон, которым малышка сказала о «тысяче рублей» испугал его куда больше, чем сама озвученная сумма. Разумеется, папа не пришел, и разборки не было, но мальчик и в школьном возрасте отказывался брать на себя решение каких-либо проблем, связанных с деньгами.

Простая ситуация, а отзвук прошелся по всему началу школьной жизни ребенка, и это лишь малая толика того, что родители нечаянно или чаяно делают, когда пытаются двухлетней крохе объяснить ценность денег через стоимость вещей/игрушек, которые покупают. Примерно до 5-6 лет дети воспринимают родителей и любых взрослых, как реальный источник «дохода», с помощью которого они могут получить разные блага в виде игрушек, сладостей, развлечений. Деньги, как промежуточная фаза этих отношений фигурирует в качестве некой нереальной субстанции. Так есть ли смысл говорить о деньгах на карманные расходы для дошколят?

Можно конечно подарить малышу копилку, и лучше прозрачную, чтобы было видно, что в копилке лежат монетки, как они туда падают, как их становится больше. Но ценности им это не прибавит, поскольку волей неволей придется контролировать расход монеток из копилки. Другое дело, когда ребенок сам ставит себе цель: для чего ему нужны эти скопленные деньги? Но, согласитесь, сложно представить, что в 2, 3 и даже в 4 года малыш столь рационален в выстраивании и реализации сложных денежных схем. Он будет просто тратить деньги на кажущуюся взрослым ерунду, которую тут же раздаст приятелям во дворе.

Когда карманные деньги становятся реально нужны детям?

В беседах с психологом озабоченные родители с удивлением вспоминают, что сами почувствовали необходимость собственных неподконтрольных взрослым денег ближе к школьному возрасту. Достать из кармана кошелек, вынуть бумажную купюру и купить в школьном буфете кусок пиццы – это шикарно, это производит эффект, что ты богат, а, значит, с тобой нужно «дружить». Именно поэтому нельзя четко сказать, нужны ли карманные деньги младшеклассникам, хорошо это или плохо. Могут быть карманные деньги, и от этого может быть и хорошо, и плохо. Могут, не быть – и все точно так же. Суть ведь не в том, есть ли карманные деньги или нет, суть всегда во взрослых...

Пример из практики: Мальчик, 1 класс, карманных денег не имел, из маминого кошелька брал небольшие суммы — 50, 100 руб., чтобы она не заметила. Деньги тратил на всякую мелочевку — от чупа-чупсов и точилок до трансформеров в «фикс прайсе», которыми щедро одаривал одноклассников. Причиной же было желание таким образом наладить отношения с ними, а вызвало такую реализацию общения низкая самооценка и коммуникативная некомпетентность (детский сад мальчик не посещал). Ругать сына мудрая мама не стала. Она предложила сыну чаще приглашать в гости одноклассников, записала сына в секцию хоккея. И здесь очень пригодились средства из копилки, подаренной когда-то давно и пылившейся в шкафу – шлем мальчик выбрал себе сам, поскольку к новой хоккейной форме совсем не подходил старый шлем старшего брата-студента. Теперь мальчик копит на что-то другое, но иногда берет из своей копилки деньги сам на подарок другу, маме. Хотя к 1 сентября деньги на подарок учительнице не дал – и что это? Скупость или рационализм? Покажет только будущее, в котором мнение родителей учитывается, но не является решающим.

Карманные деньги: за и против

Появление денег у ребенка можно объяснить только двумя причинами, и обе хорошо известны — подарки и подработка.

Подарки (денежные) на день рождения и другие праздники . Они становятся все популярнее. Родственникам, которые мало общаются с ребенком, сложно угодить ему каким-то реальным подарком. Поэтому небольшая сумма дарится с напутствием «сам купи себе, что хочешь», а денежка покрупнее вручается в конвертике маме на необходимые нужды.

Вообще, родители часто не дают денег на карманные расходы детям начальной школы, считая это излишним баловством, ведь «все равно потратит на всякую чепуху». А ведь весь смысл карманных денег ребенка именно в том и состоит, чтобы научить его распоряжаться своими финансами самостоятельно. Потратил на «фантики» — не хватит на исполнение мечты. Главное, ни в коем случае не добавлять деньги на покупку из своего кошелька! Его желание – его мечта – его средства – его гордость, что может сделать сам.

Пример из практики психолога реабилитационного Центра: Девочка, 1 класс, карманных денег не имела. В семье сложное материальное положение: мама работает в двух местах, при этом еще моет полы в своем подъезде. Алиментов нет, поскольку мужчина даже не записан отцом в свидетельстве о рождении. Девочка очень хотела куклу-фею и домик для нее, поэтому она вытащила из кошелька учительницы 2 т. руб., купила куклу и утварь, тайно играла. Девочку выдала подруга, которой она похвасталась куклой. Разборки в школе, дома. Мама отдала 2 тыс. учительнице, но отношения с дочкой испортились. К психологу обратились, поскольку дочка полностью отказалась ходить в школу, говорить с мамой, не выполняла никакие, даже малые, требования по дому. Фрустрированная потребность в общении с мамой обернулась отказом от активности в общении со всеми. После долгой работы с психологом с девочкой удалось договориться. Выработали компромиссное решение: дочка «отработает» отданные мамой деньги, помогая ей убираться в подъезде. Долгое время девочка вообще отказывалась брать какие-либо деньги даже для передачи учителю на школьные нужды. Подруг нет.

Заработанные деньги – это сложнее в нашей стране, но тоже возможно (см. вышеприведенный пример о решении проблемы с долгом).

Пример из практики: Отец обратился с проблемой: 10-летний сын регулярно крадет мелкие деньги из кошельков домашних. Причем пытался «почистить» кошелек даже старенькой любимой бабушки. Берет только мелкие купюры, монеты. После разоблачения выяснилось, что мальчик покупает на ворованные деньги чипсы, газировку, календарики, лизунов и пр. Объяснил мальчик это так: «Все ребята покупают, а у меня никогда нет денег. Меня начали дразнить «нищебродом», вот я и стал брать у вас деньги, мне же нужны деньги, у всех есть, а у меня нет. Мне было стыдно сказать, что родители не дают карманные деньги, ведь у меня есть такие игрушки, которых ни у кого из класса нет». То есть мальчика не интересовала покупка еды в школьном буфете, как говорят защитники «за» карманные деньги у детей. Его заботило только мнение одноклассников о нем. Отец сказал, что ему вообще не приходило в голову, что сыну нужны свои деньги, ведь ему все покупают, все, что он скажет. У отца есть небольшое предприятие по производству пластиковых изделий для домашних животных. Он предложил сыну «поработать» уборщиком, и теперь мальчишка честно зарабатывает тем, что метет полы после рабочей смены. Он поставил только одно условие: чтоб никто из ребят не знал, что он воровал деньги у родных.

Давать ли ребенку карманные деньги?

Вероятно, вывод уже ясен: в каждой семье вопрос решается индивидуально. Но есть некоторые общие правила, которым лучше следовать:

  1. Дошкольникам деньги давать бессмысленно: потеряют, поиграют, раздарят и прочее, что свидетельствует о незрелости понятийного аппарата в силу малого возраста.
  2. Количество карманных денег не должно зависеть от успехов ребенка в школе. Двойки пусть исправляет в обычном порядке, но деньги на карманные расходы все равно выдаются. Трудно это принять, но перенося ситуацию во взрослую жизнь: зарплата выдается независимо от успешности работы. Карманные деньги – это не премия, это всего лишь оговоренная заранее зарплата.
  3. Школьник должен знать достаток семьи, чтобы сумма, выданная ему на расходы, была обоснована.

Остальные условия на усмотрение родителей (контроль, целевое использование и проч.)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Карманные деньги - важный элемент в жизни ребенка, благодаря которому он в том числе учится принимать самостоятельные решения. При этом размер выдаваемой суммы может зависеть от разных обстоятельств, но точно не от примерного поведения ребенка.

Мы в сайт внимательно изучили мировой опыт и мнения экспертов, чтобы помочь родителям разобраться в этом сложном «экономическом вопросе».

1. Что такое карманные деньги

Карманные деньги - это личные финансы ребенка, и не стоит их путать с теми средствами, что вы даете ему на проезд, питание в школе или экскурсии. Собственные средства помогают ребенку становиться более самостоятельным и учат разбираться в ценности вещей.

2. С какого возраста стоит давать карманные деньги

Выдавать карманные деньги эксперты советуют небольшими суммами, ориентируясь при этом на общий доход семьи. Помните, что ребенок может случайно потерять денежные средства, поэтому выделяйте ему ту сумму, за потерю которой вы лично не будете сильно переживать.

Периодичность выдачи карманных денег лучше определить вместе с ребенком. Считается , что чем меньше возраст, тем чаще следует это делать. Однако детям старшего возраста целесообразно выдавать одинаковые суммы не чаще одного раза в месяц: это научит их планировать свой бюджет и более рационально распоряжаться деньгами.

4. Сколько денег родители выдают в Германии

Немецкие родители не ломают голову над тем, сколько карманных денег нужно их детям. Управление по делам несовершеннолетних Германии выпускает рекомендации по точным суммам, которые следует выдавать ребенку в зависимости от его возраста. Например, дошкольникам (4–5 лет) полагается 50 центов (37 руб.) в неделю, школьникам (10–11 лет) - около 14 евро (1 056 руб.) в месяц, а подросткам (16–17 лет) - до 45 евро (3 395 руб.) в месяц.

Хотя, согласно данным одного из опросов, стало известно , что немецкая молодежь на карманные расходы от родителей получает гораздо больше - около 320 евро (24 143 руб.) ежемесячно.

5. Сколько денег родители выдают в Нидерландах

В Нидерландах правительство также составило советы , сколько карманных денег выдавать детям и подросткам. Ребенку в возрасте 6–8 лет рекомендуется максимум 2 евро (150 руб.) в неделю, 12-летним - до 20 евро (1 508 руб.) в месяц, 18-летним - до 30 евро (2 263 руб.) ежемесячно.

Поведение ребенка никак не должно учитываться при выдаче ему наличных. Так, например, наказывать детей лишением карманных денег в голландских семьях не принято.

6. Не платите за оценки

Не стоит материально поощрять ребенка как за отдельные оценки, так и за успешное окончание учебного года. Исследования показали, что денежное вознаграждение в данном случае не является хорошим стимулом для ребенка, скорее наоборот, может даже снизить его успеваемость в школе. Впрочем, награждать за выдающиеся результаты (победа на олимпиаде, сдача сложного экзамена и т. д.) можно, но вместо вручения денег лучше подарить что-нибудь, о чем ваш ребенок давно мечтал.

7. Как воспитывают финансовую грамотность в США

Немного иначе к данному вопросу относятся в США. В некоторых начальных школах здесь ученикам выдают игрушечные деньги (classroom cash) за активную работу на уроке. Потом учитель может провести аукцион и выставить на торги сладости, игрушки или канцелярские товары, которые можно выкупить за эти символические деньги.

8. Не платите детям за уборку по дому

Сегодня уже в начальных классах школьники могут иметь свою личную банковскую карту, например для оплаты завтраков и обедов. Безусловно, это удобный способ контроля за расходами ребенка. Однако электронные деньги, по мнению экспертов , дают детям ложный сигнал о том, что финансовые средства появляются из ниоткуда и не заканчиваются. Поэтому в качестве карманных средств лучше рассматривать именно наличные. Так дети будут видеть, что деньги реальны, что они тратятся, когда вы оплачиваете покупки, и что их становится меньше.

Однако не во всех странах родители придерживаются такой позиции. Например, в Великобритании более 25 % родителей переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков.

А вы помните, по какому случаю ваши родители давали вам карманные деньги?

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Давать ли ребенку деньги? В каких количествах? Нужно ли отслеживать на что чадо тратит финансы? Все это и другие интересные моменты рассмотрены в статье.


Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?

Зачем детям могут понадобиться деньги

По статистике большинство родителей не понимают для чего и зачем давать деньги детям на карманные расходы. Для школы и других секций всегда все покупается заблаговременно. На проезд в общественном транспорте выдается строго копейка в копейку. Но психологи считают, что детям необходимо выделять небольшие суммы для личных расходов.
В дошкольном возрасте детям может захотеться купить что-то из вкусностей по пути в школу или из школы. Возможно, понадобится новая ручка или карандаш. А кто-то из ребятишек захочет порадовать любимую маму открыткой, купленной на сэкономленные карманные финансы.
Как показывает опыт, дети в возрасте 7-10 лет чаще всего копят монетки и купюры. Это показывает их стремление к появлению новой игрушки.
На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют. Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть. И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.
Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.
Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста



Сколько давать карманных денег ребенку? На этот вопрос нельзя ответить конкретно.
Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.
  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю
Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.
Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам



Отношение детей к деньгам закладывается в 2-3 года. Когда малыши начинают играть в «магазин», они изучают что такое цена, сдача и прочие термины.
Как сформировать правильное отношение малыша к финансам?
Советы родителям:
  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность
Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.
Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете



Зачастую родители не могут или не хотят повышать еженедельное пособие своим детям. У ребят появляется желание заработать для себя немного денег. Взрослые не должны мешать таким порывом. Лучшая их позиция – помощь.
Интернет позволяет иметь дополнительный заработок. Но как ребенку заработать деньги в интернете?
Вот пара вариантов:
  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит. Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам. Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.
Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания. Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео:

Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Фото Getty Images

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Фото Getty Images

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Фото Getty Images

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Фото Getty Images

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.