Мотивация к обучению консультация на тему. Как сформировать спортивную мотивацию Стимулирование и мотивация: есть ли разница

Мотивация и мотивы

Я как спортивный психолог практически изучаю с каждым спортсменом его личную спортивную мотивацию. Самоисследование - это зажигательная вещь, скажу я вам! Оно часто дает ответы, в чем и какую мотивацию я нашел или как потерял вместе с целью. При возгласе: «Какая-то мотивация у меня есть, но я в ней не уверен», - я понимаю, что мы сейчас составим исследовательский диалог о потребностях, целях и внутренних ресурсах, их рациональном использовании, раскрытии новых. Здесь я вспоминаю выражение Теодора Рузвельта «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты находишься».

Итак, для создания системы мотивации определяем:

1. Потребность
2. Цель, достигнув, которую, мы удовлетворим потребность. Пишется в настоящем времени от первого лица в изъявительном наклонении. Она должна быть реальной (не менее, чем на 50%)! Если она слишком далека от ранних достижений, которыми вы гордитесь, вы начинаете больше тревожиться и потеряете мотивационную силу (возможно, это последующая цель).
3. Имеющиеся внутренние ресурсы (навыки, личные качества, рефлексии и пр.)
4. Мотивы: это что-то опредмеченное и содержательное, удовлетворяющее потребность человека.

Чем мотивированней спортсмен, тем он результативнее. Если цель не зафиксирована или навязана, то личные ресурсы не в системе достижения цели и соответственно всегда может «включиться» в голове «хочу, но не могу… значит не буду», что приведет к дальнейшей потере мотивации и, следовательно, к окончаниям занятий вообще или к полной безрезультативности.

Важно: цель исходит из собственных желаний и потребностей, и лучше всего ее завизуализировать!

Пример:

Представьте молодую девушку, пришедшую впервые в спортивный зал. Тренер, возможно, поинтересуется, что ее привело, чего хочет от занятий. Она хочет «постройнеть к лету и подтянуть мышцы». Такими словами она выражает свою потребность - хорошо выглядеть, но выражает в общих чертах, так как с конкретными видами упражнений и нагрузок еще не знакома. Уточнение «к лету» имеет заданный подсознанием временной интервал. Желание хорошо выглядеть формирует цель, которая для нее измерима (возможно в килограммах или сантиметрах).

Мудрый тренер поможет с целеполаганием с первого занятия и зафиксирует, например, такую цель: «Я вешу 55 килограммов 1 июня»! Каков ее внутренний ресурс (движущие силы), который она определила в себе для достижения цели и мотивы? Ресурсами могут быть: время (я выделяю 2 часа три раза в неделю), былые занятия спортом (навык системных тренировок), интерес к высоким кардионагрузкам и так далее. А мотивами, например, могут быть: стремление к совершенству (повышение своей самоуверенности), повышение социального статуса (элитный фитнес-клуб) и новые знакомства.

Принятие мотивации

Мотивация, даже если она понятная и целенаправленная, должна быть совершенно принята внутри вас. Если вы испытываете малейшее сопротивление в мотивации, его немедленно нужно отпустить. Как это выявить? Вспомните свою цель, мотивы достижения цели и всю систему мотивации, которую к себе намерены применять в соотношении со временем. Если в каком-либо пункте (или временном отрезке) чувствуете хоть небольшое внутренне сопротивление (заставляете себя, лишаете себя, навязываете себе и прочее) или ощущаете неуверенность в своих ресурсах (через месяц у меня сессия/командировка и я не смогу соблюдать график занятий - все сорвется), это нужно обязательно проработать, а именно принять сопротивление и, затем, снять его.

Мотивация должна быть совершенно принята внутри вас.

Как снять споротивление? Задайте себе для начала такой вопрос: «Что со мной будет, если я приму сопротивление?» Представьте. И примите это состояние. Да, мы можем принимать разных себя, свои разные ощущения и состояния! Теперь спросите себя: «Могу ли я отпустить сопротивление?» И попытайтесь представить свои ощущения, которые будут сопровождать расставание с ранее принятым. Как только вы почувствовали себя свободным, значит вы справились, и сопротивление отсутствует. Вы понимаете, что ничего не должны, не обязаны кому-то, вопреки своим желаниям, а двигаетесь вперед к цели, не ограничивая себя внутренне, не тормозя собственную мотивацию. То есть, вы не можете отпустить воздушный шарик, если перед этим вы его не приняли в руку! Принимайте и отпускайте! Прорабатывайте и отпускайте от себя и серьезные мысли-«ограничители»:

1. «Я не могу»,
2. «Я не умею»,
3. «Я с этим не справлюсь» и другие.

Здесь есть важный нюанс! Можно легко потерять цель, а соответственно мотивацию, если ваша цель не гармонична с остальными целями или «запланированы» ресурсные срывы. Ресурсные прорехи, которые всплывают из подсознания, часто можно компенсировать, заменяя их на иные. Признаки того, что ваша мотивация работает без сопротивления, вы ощутите сразу же внутри: вы управляете своим временем, вы отделяете существенное от незначительного, вы контролируете поставленные задачи на пути к цели.

Проработка демотиваторов

Наивно полагать, что красиво написанную цель легко воплотить в жизнь. Нет, никто и не предупреждал, что будет просто. И самым каверзным в вопросе мотивации являются демотиваторы. Один из них - это страх. Страх неудачи, невозможности достижения цели, отверженности, которые часто формируются в детстве и проявляются во взрослой жизни условными реакциями на какие-либо внешние факторы. Гиперчувствительность к чужому мнению, критическим комментариям или боязнь совершить ошибку могут реально демотивировать и отодвигать от целей. Способность воспринимать временные трудности или негативные факторы безусловно, не изменяя свою мотивацию - самая выигрышная позиция! И в этом вопросе на помощь может прийти спортивный психолог.

Cтрах неудачи - один из самых распространенных демотиваторов.

Подытожим: потребности порождают ведущие к цели желания и мотивы. При их осознавании запускается механизм деятельности на необходимом уровне активности. Вы представляете, как достичь цели и попасть туда, куда вам хочется, обладая теми ресурсами, которые имеете «здесь и сейчас» и вовлекая новые ресурсы. Чем более осознаваемы цели, объективнее оценены возможности и способность ресурсов спортсмена к адаптации (качественной, временной и т. д.), тем сильнее мотивация. Системный подход является помощником в поддержании мотивации. Инициатор создания системы обычно тренер. А кому же мы можем это доверить? Только более компетентному, чем мы сами!

Многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? Отсутствие желания и интереса у детей учиться - одна из основных проблем современной педагогики. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других - по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка. Мотивация к обучению заложена в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском эндорфинов, гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно. Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и - слово за слово - разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей… Школьные успехи и неудачи - это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Перечислим типичные ошибки родителей

Ошибка №1. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность - не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста. Ошибка родителей №2. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу. Ошибка родителей №3. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе. Ошибка родителей №4. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок - у него просто не хватает на это энергии. Ошибка родителей №5. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту - дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу. Ошибка родителей №6. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей) Ошибка родителей №7. Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека. Ошибка родителей №8. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.) Ошибка родителей №9. «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая. Ошибка родителей №10. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Как же повысить мотивацию ребенка к учебе?

Здесь нужен целый комплекс мер

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться - станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы. 2) Нужно учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения. 3) На начальном этапе для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Особенно в первом классе.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды). 5) Очень важный момент - оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Во избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага - учителя (родитель хороший - хвалит, учитель плохой - ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться. 6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. 7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости - можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия - самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности. С таким багажом трудно выжить и добиться жизненного успеха. 8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу - явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Лучше всего поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п), при этом ребенок получает радость не только от мероприятия, но и от общения с семьей.

9) Очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

10) Очень важен в учебной деятельности навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается - а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

11) Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но в перспективе все равно будет взлет. Потому что мотивация - это то, что нас движет, это наши крылья.

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

Можно выделить группу вопросов, касающихся мотивации ребенка. И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить школьнику зачем нужно учиться.

Что же такое мотивация и почему она так нужна? Если мы обратимся к словарям, то найдем определение "мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом".

Почему так важно развивать мотивацию к учебе? Есть известная фраза "Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться". Так и в обучении. Мы можем привести ребенка в школу, можем дать ему всё необходимое, но , заставить это делать мы не можем.

Человек любое действие совершает тогда, когда есть в этом потребность, когда есть мотив, желание, необходимость что-то получить. Так и в учебе. Только тогда, когда у ребенка будет необходимость выучить, он выучит. Вот это и есть - стремление учиться. И возникает она тогда, когда у ребенка есть потребность. Причем, эта потребность может быть как внутренней, так и внешней.

К сожалению, сейчас у многих детей нет желания учиться. У ребенка не развиты познавательные интересы, следовательно, и учиться нет необходимости. Почему так получается?

Вспомните, какое количество игрушек есть у вашего ребенка. Это множество машинок, конструкторы у мальчиков или разнообразные куклы, домики для кукол, коляски у девочек. Игрушки уже некуда складывать, а мы покупаем все новые и новые. Что в этом плохого и при чем здесь мотивация? Вроде бы прямой зависимости нет, но на самом деле ребенок привык получать все в готовом виде и у него не было необходимости что-то придумывать, делать самому.

Сейчас многие бабушки говорят, что раньше никаких развивающих курсов не было, но дети учились с интересом. Но ведь и такого количества игрушек не было.

Детям покупали какие-то игрушки, а то, чего не было, они придумывали сами. Можно было сделать пистолет из сломанной ветки, куколок из цветка или картона, одёжки для куклы мы рисовали и вырезали из бумаги. Была необходимость придумывать и что-то делать самостоятельно. Сейчас этого нет. Даже собирая конструктор, многие дети делают строго по схеме, так как нарисовано и мысли что-то изменить и сделать по-другому у них даже не появляется.

Изначально мы приучаем ребенка получать всё в готовом виде, что никак не способствует . Ведь в процессе учебы надо не только получать знания, но и самостоятельно искать ответы на вопросы, отрабатывать определенные навыки, трудиться.

Есть еще другая сторона. Мы можем научить ребенка определенным навыкам, используя какие-то специальные упражнения. Любой музыкант начинается с проигрывания гамм и этюдов. Спортсмен развивает свои способности путем тренировок. К сожалению, специальных упражнений, которые бы формировали мотивацию к учению, просто нет. Многие психологи работали и продолжают работать над этой проблемой, но до сих пор остаётся много неизвестного в вопросе формирования учебной мотивации. Возможно, в скором будущем ученые и найдут ответы на свои вопросы, но нам же надо это сейчас. Нам надо, чтобы наши дети хотели учиться и учились как можно лучше. Как этого добиться?

Нет таблетки, которая бы развивала учебную мотивацию. Нет упражнений, формирующих мотивацию к учению. Но есть условия, при которых школьная мотивация начнет формироваться. Если в семье родители будут придерживаться определенных правил, учитывать эти условия, то постепенно сформируется учебная мотивация и ребенок поймет для чего он учится. И тогда вопрос "Зачем мне это надо?" отпадет сам собой. Вот эти условия.

  • Дайте ребенку достаточную самостоятельность. Помогайте только тогда, когда ребенок попросил о помощи. Важно обратить внимание, что самостоятельность проявляется в умении ставить перед собой жизненные задачи и решать их. А решить задачу успешно можно, если правильно составить план работы и его соблюдать. Следовательно, нам надо научить ребенка планировать свои действия и соблюдать этот план. Простой пример. Составьте план выполнения домашнего задания и наблюдайте, как ребенок его выполняет. Сначала лучше повесить план на видное место, чтобы ребенок не забывал этапы работы, а потом уберите. И составление плана работы полезно не только в учебной деятельности. Перед тем, как начнете уборку в комнате, распланируйте что и как будете делать и только после этого приступайте к работе. Это можно делать и с дошкольниками.
  • Интересуйтесь не оценками ребенка, а тем, что изучали в школе. Старайтесь показать практическое применение этих знаний. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Почему рубашка промокает, а куртка нет? Почему снег скрипит, а асфальт нет? Нужно ли водителю знать, как посчитать скорость или расстояние? Ставьте перед ребенком необычные задачи. Дети говорят, что не нужно знать таблицу умножения, т.к. есть калькулятор. А если электричество отключат, как будешь считать? А если пойдешь на рынок, где нет калькуляторов, то как посчитаешь, сколько надо заплатить? Когда ребенок понимает, что он учит и зачем, то и обучение идёт легче.
  • Хвалите за ошибки и учите искать пути исправления. В погоне за хорошими отметками мы, сами того не ведая, формируем у детей боязнь ошибиться. И часто маленький школьник не делает работу именно потому, что он боится сделать не так, как надо. Чтобы такого не получилось, нам надо дать понять ребенку, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И не ругать за ошибки, а учить их исправлять. Сделал сын массу ошибок в тетради по математике. От того, что мы его будем ругать, накажем, не пустим гулять ошибок меньше не станет. А вот, если мы разберем эти ошибки, поработаем над ними, то в следующий раз работа будет намного лучше. Принес ошибки ребенок - хорошо, давай подумаем, что сделать, чтобы их исправить.
  • Чаще используйте «пряник». Основной метод воспитания - "метод кнута и пряника". Мы наказываем, если что-то плохо и хвалим, если всё хорошо. К сожалению, на этапе обучения, чаще бывает что-то недостаточно хорошо и, соответственно "кнут" используется больше, чем "пряник". А зачем ребенку стараться, если опять будут ругать? А вот, если вы похвалите ребенка хоть за самую малость, то у него появится желание сделать еще лучше. Поэтому чаще ищите хорошее, то, за что можно похвалить.

Соблюдая эти условия в своей семье, вы поможете ребенку, сформируете у него учебную мотивацию. И начинать это надо еще до школы, ведь формирование мотивации - процесс длительный. Кроме того, по мнению доктора психологических наук Катерины Поливановой учебная мотивация формируется в начальной школе, а вот в средней и старшей школе работают уже другие мотивы.

Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклеланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно этой теории, у человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьников, занимающих ту или иную позицию, можно быстро определить по их поведению.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей деятельности, выбирают средства и действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей обычно наблюдается ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают на одобрение и работа над поставленными задачами вызывает у них положительные эмоции. Для них также характерна сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Свои достижения они приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), при неудачах мобилизуются и не расстраиваются.

Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие учащиеся проявляют неуверенность в себе, боятся критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею. Все это чревато неудачами в учебе, отношениях, в общении. Свои достижения приписывают внешним факторам (легкости или трудности задачи, везению и т.п.), при неудачах быстро расстраиваются, снижают самооценку.

С самооценкой соотносится уровень притязаний – фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность учебной деятельностью. Школьники, ориентированные на успех, выбирают задачи средней или слегка повышенной трудности, а учащиеся с преобладанием мотивации избегания неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные. У школьника, стремящегося к успеху, после неудачи в решении задачи, интерес к ней растет, а у школьника, ориентированного на неудачу, напротив, снижается.

Отсюда можно сделать вывод, что успех этих двух групп учащихся может быть на практике обеспечен по-разному. В любом случае, создавая ситуации успеха, педагог активизирует потребность ученика в достижении успеха. Ученик воспринимает и оценивает ситуацию с точки зрения мотивации достижения успеха, а не с позиции избегания неудач. Это является одним из ценнейших эффектов создания ситуации успеха в образовательном процессе. Очень важно, какие диспозиции преобладают у самого педагога в отношении своей профессиональной деятельности: диспозиции достижения успехов или диспозиции избегания неудач. Неуверенный в своих возможностях воспитатель, имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет ребенка к действительно реальному успеху, не сможет сформировать у него мотивацию достижений успеха. Вследствие этого важным представляется специальная психолого-педагогическая подготовка коллектива школы, которая обеспечивала бы готовность к овладению технологией создания ситуаций успеха.

Успешный педагог учитывает, что главный мотив школьников – мотив достижения. Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в конкретном виде деятельности. Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний, который может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху). Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.

Х. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результата деятельности, его необходимо соотнести с нормой, стандартом. При самооценке деятельности люди используют различные нормы. Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации оценивания индивидуальных эталонов – сравнения результата деятельности человека с его же предшествующими достижениями. Социальная норма используется в оценивании социальных эталонов – сравнения своих успехов с успехами других людей. Индивидуальные нормы позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении деятельности. При использовании социальных норм оценивания как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат лучше, что влечет за собой чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию.

Причины происходящего люди интерпретируют по разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» - это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия и навыки. «Пешка» - это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причин происходящего как контролируемых связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

«Учителя – источники» воспитывают «учеников – источников», «учителя – пешки» воспитывают «учеников – пешек». Школьники подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности – ключ к мотивации.

Влияние установок учителя на мотивацию учащихся.

Установки учителя проявляются во время опроса в трех характеристиках: виды задаваемых вопросов, время для ответа и способы поддержки ученика. Характерно, что тем учащимся, от которых ждут успехов, задается больше вопросов, предоставляется больше возможностей и времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.

Учителя также делают сильным ученикам подсказки, усиливая их веру в то, что они смогут ответить, строят более теплые отношения (кивают головой, улыбаются) с сильными учениками. Слабым ученикам учитель задает легкие вопросы, дает меньше времени на ответ и вовсе не склонен подсказывать и поддержать их.

Реакция на ответ тоже зависит от ожиданий учителя. Замечено, что учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов (хотя такие и бывают) и хвалят их больше и эмоциональнее.

Педагоги легче принимают плохие ответы от слабых учеников, чаще их критикуют и меньше хвалят за успехи.

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

● Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.

●Чаще проверять работу школьников в микрогруппах, составлять группы из учащихся со смешанными способностями.

●Слабым ученикам во время урока давать подсказки и определенное время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать также часто, как и сильных учеников.

●Возвращать работы, которые не отвечают требованиям, с конкретными предложениями для их улучшения.

●Вовлекать в работу всех учеников, распределять задание между учениками равномерно.

●Контролировать свое поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

Приемы стимулирования школьников.

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов, часто называют внешней мотивацией, или мотивацией, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желаемого поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду – как позитивное подкрепление. Существует много способов вознаграждения учащихся, при этом важно знать, что может стать лучшей наградой для каждого школьника.

1. Правильно используйте поощрения. Обсудите с преподавателями и родителями. Способы поощрения, придумайте их сами, дайте школьникам возможность придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.

2. Делайте упор на положительные начинания.

●Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.

●Хвалите учеников, учитывайте их индивидуальные особенности, используйте индивидуальные нормы оценивания.

●Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.

●Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.

●Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

●Поощряйте признание учеником своих ошибок.

3. Наказание – это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством использования каких-либо санкций или лишения чего-либо позитивного.

Используйте наказание для уменьшения излишней активности, при этом ученик должен знать, что плохое поведение неизбежно будет иметь определенные последствия. Наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, альтернативных действиях.

Чаще других в качестве наказаний используются замечания, выговоры, «социальная изоляция», «ответная плата». Выговор – это критика нежелательного поведения, которую лучше высказывать наедине, так как при громких скандалах проблемное поведение усиливается с целью самоутверждения. «Ответная плата» - наказание лишением чего-то позитивного. «Социальная изоляция» - временное отдаление ученика от класса (пересаживание за пустую парту).

Иногда в качестве наказания ученик запугивается авторитетами (директор, родители). Успех подобных действий очень сомнителен, поскольку учитель в этом случае расписывается в своей беспомощности, неумении справиться с ситуацией самостоятельно. Наказание есть модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Если наказание кажется ученику несправедливым, он может начать ненавидеть или бояться учителя, хитрить, обманывать.

Для того, чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

  1. Будьте последовательны в применении наказания:

●Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель

правильного поведения.

●Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.

●Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.

●Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте, убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.

●Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников, наказывайте наедине.

●Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком, оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

  1. Делайте предупреждение в спокойной манере:

●Говорите спокойно, но твердо.

●Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его

повторят ученики.

●Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

  1. Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

●Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе

класса;

●Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке;

●Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время;

●Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

Соотношение используемых поощрений и наказаний особенно важно контролировать в «трудных» классах. Выделяют несколько подходов.

Подход «наказание». Ученикам часто указывают на плохое поведение и наказывают за него. Эффект наказания бывает сиюминутным, агрессивность в классе только увеличивается.

Подход «игнорирование». Учитель на выходки учеников не реагирует. Плохое поведение продолжается, мотивация не подкрепляется.

Подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение, он также устанавливает понятные требования и продолжает игнорировать нарушения. Эффект позитивный. Мотивации появляются, но неприятное поведение не исчезает полностью. Гибкое использование всех способов воздействий с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты.