Почему луна разная. Почему луна бывает разной формы? Почему Луна выглядит как будто она меняется

Проект урока с использованием инновационных средств обучения.

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие:

расширить представления обучающихся о космических телах;

выявить основные особенности Луны ;

развивающие:

научить выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать) при работе с текстами и иллюстрациями;

учить детей делать умозаключения ;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

. проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;

. самостоятельно определять и объяснять свои ощущения, возникающие в результате обсуждения.

Метапредметные

Познавательные:

Умение

. ориентироваться в учебнике, учебном тексте;

. находить ответы на вопросы, используя учебные тексты;

. делать выводы, сравнивать, обобщать, пересказывать тексты;

Регулятивные:

Умение

. составлять план деятельности на уроке;

. формулировать с помощью учителя цель урока, высказывать гипотезы по поводу ее достижения;

. давать эмоциональную самооценку деятельности на уроке;

. определять степень успешности своей работы и других обучающихся.

Коммуникативные:

Умение

. доносить свою позицию до окружающих;

. оформлять свою мысль в устной речи;

. слушать и понимать одноклассников;

. cотрудничать;

Предметные

. В познавательной сфере: выявить особенности Луны, с помощью учителя установить причинно - следственные связи о том, почему Луна бывавет разной?.

. В ценностно-ориентированной сфере: бережное отношение к окружающей среде.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

. загадка о Луне;

. иллюстрация поверхности Луны;

. картинки (звездочки) для рефлексии;

. карточки с кроссвордом «Планеты Солнечной системы»;

.

. Дополнительные адаптированные тексты о Луне на карточках из детской энциклопедии «Почемучка».

Инновационное оборудование:

. Интерактивная доска

. Документ-камера

. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

. Модульная система экспериментов PROLog

Формы работы:

. фронтальная (Ф)

. групповая (Г)

. индивидуальная (И)

І. этап. Вырабатывание (5 мин)

Этап мотивации к учебной деятельности

Подрастал, подрастал,

Был рогатым - круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг.

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится -

В зеркало глядится (Луна).

О чём мы сегодня говорим на уроке? Луна - это звезда или планета? А почему естественный спутник?

Луна, ребята, скрывает очень много загадок. И сегодня вам предстоит разгадать несколько из них.

2.Этап актуализации опорных знаний

Работа с текстом «Почему у месяца нет платья?»

(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

- Почему месяц остался без платья?

ІІ. этап. (20 мин) Максимальная работоспособность

Нагрузка максимальное снижение на 15 мин

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке. Посмотрите на «Фазы Луны» (работа с документ - камерой) (Приложение 1).

- Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска - это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Выступление 1-2 учеников с коротким рассказом о Луне.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Вывод учителя: Иногда мы видим полную поверхность Луны, а иногда Солнцем освещена только её часть. (Опыт с настольной лампой)

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли. Сила, которая не даёт Луне «убежать» при вращении - это сила притяжения Земли. (опыт с игрушкой «Ё-Ё» -шарик на резинке, при раскручивании не падает, а как только остановиться, упадёт)

Луна по своим размерам в 4 раза меньше Земли. Если бы Луна была арбузом, то Луна всего лишь яблоком. А вес Луны в 81 раз меньше Земли. Если на одну чашу весов положить Землю, то на другую чашу надо положить 81 Луну, чтобы чаши весов были в равновесии.

4.Физкультминутка (на 15 мин).

Раз, два - стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре - самолёт (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре-

Мы на месте походили.

Тик-так, тик - так,

Целый день крутись вот так.

5. Этап первичного закрепления.

Детский писатель Н. Носов написал повесть «Незнайка на Луне», сценаристы создали мультфильм. Когда Незнайка вернулся с Луны, он рассказал о своем путешествии коротышкам и, конечно, все напутал! Помогите Незнайке, ответив на вопросы теста (Приложение 2).

Для выполнения теста используется система мониторинга и контроля качества знаний PROClass.

6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока) (Цель - эмоционально-смысловая разрядка).

ІІІ. этап. Конечный порыв (10 мин)

Небольшое повышение работоспособности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях. Проверка по образцу (Приложение 3).

Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет -)

8. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке.

Продолжите фразу:

Мне особенно было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился - улыбку, а если нет - огорчение.

Используемые источники информации:

1. Список используемой литературы

Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 1кл., М: Просвещение, 2011.

Детская энциклопедия «Почемучка», М: «Педагогика-Пресс». 1993.

2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

(Фазы Луны) Afps Keys

http://900igr.net/prezentatsii/astronomija/Planety-3/010-P.-Fazy-luny.html .

Приложение 1.

Фазы Луны.

Приложение 2.

Тест

1.На Луне есть…

воздух

растения

вода

мертвая тишина

2. На Луне нет…

черного неба

кратеров

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о естественном спутнике Земли - Луне, ее особенностях.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков учебника;

Коммуникативные: строить монологические высказывание, слушать собеседника.

Личностные результаты

Понимать целостную картину мира.

Основные понятия и определения

Спутник Земли

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое Луна. Научимся изготавли-вать модель Луны.

Вспомните, что вы видели на ночном не-бе, кроме звёзд.

Изучение нового материала

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли. Как вы это понимаете?

Объясните с помощью ри-сунка-схемы.

По своим наблюдениям расскажите, как из-меняется внешний вид Луны. Почему же это происходит?

Вылепите из пластилина модель Луны, пра-вильно показав её форму.

С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз
Луна сама не светит, мы можем видеть только ту часть, которая освещена
Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её ферма меняется.

Самостоятельное применение знаний.

1.Что такое Луна? 2. Какую форму имеет Луна? 3. Почему Луна выглядит по-разному? 4. Как люди изучают Луну?

Почему луна бывает разной формы?

почему луна бывает разной презентация 1 класс

Почему Луна выглядит как будто она меняется?

Почему мы не всегда видим полную Луну ?

А почему Луну днем иногда видно, а иногда нет?

Фазы Луны

В ясную холодную осеннюю ночь вы выходите на улицу. Только что взошла Луна, огромная круглая оранжевая Луна. Несколько дней спустя вы замечаете, что Луна уже не такая круглая. Проходит еще несколько дней - Луна превратилась в рогатый месяц. Через две недели Луна вообще исчезает.

Почему Луна меняет форму?

Что произошло? Почему Солнце всегда обращено к нам своим круглым сверкающим лицом, а у Луны есть фазы? Луна проходит их регулярно каждый месяц, то увеличиваясь, то уменьшаясь, как воздушный шар, который то надувают, то выпускают из него воздух.

В действительности, конечно, Луна всегда остается шаром, неизменно твердым и каменистым. Что на самом деле меняется, так это величина видимой нами части освещенной поверхности Луны.

Луна совершает один оборот вокруг своей оси почти за то же время, что она совершает один оборот вокруг Земли (за 27/3 суток), поэтому Луна практически всегда обращена к Солнцу только одной стороной. Но неправильно думать, что на одной стороне Луны царит вечная ночь. Хоть и медленно, но смена дня и ночи все же происходит.

Материалы по теме:

Почему Луна и Солнце меняют цвет? Описание, фото и видео

Почему Луна светится?

То, что мы называем лунным светом, на самом деле солнечный свет, отраженный серой скалистой лунной поверхностью. Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается Солнцем. По мере движения Луны мы видим то большую, то меньшую часть освещенной поверхности Луны, то есть положение Луны по отношению к Земле все время меняется.

То, что мы называем «фазами» Луны, - это ракурсы, под которыми мы видим освещенную часть Луны. Когда мы видим ее полностью, это положение называется полнолунием. Когда через несколько дней Луна становится «ущербной», мы видим уже часть ее освещенной половины (первая четверть после полнолуния).

Почему Луна бывает разной?

Цель: формировать представления о Луне как спутнике Земли.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;

Рассказать о способах изучения Луны учеными;

Развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Личностные: - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;

Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: презентация, учебник, шаблоны Луны (фазы), карточки с новыми словами: кратер, луноход фаза, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Ну вот и звонок нас позвал на урок.
Друзья, тишина! К нам наука идёт…

Какая наука сегодня на уроке?

Астрономия.

Освоение космоса - этого нового неизведанного мира - было бы немыслимым без подвигов. Путь покорителей звездных далей иногда заканчивался трагически. Были случаи, когда космонавты погибали в космосе. Их яркая, полная дерзаний героическая жизнь, до последнего дыхания отданная науке, и не только нашей любимой Отчизне, но нашей Голубой планете.

Объект находится на юго-восточной окраине Моря Дождей.

Возвращение на Землю

Внимание! Всем встать! Приготовиться к возвращению. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 — пуск!

Делаем круг вокруг себя, восстанавливаем равновесие.

Мы с полета возвратились
И на Землю опустились.

Итог урока

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Если вы согласны с тем, что я говорю, делаете один хлопок, если я не права - остаётесь без движения.

I вариант

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Если было всё понятно – поставьте на небо белую или синюю звезду. Если было трудно – жёлтую.

II вариант

Чего не хватает на небе? Украсим небо звёздами. Если вам было всё понятно – нарисуйте белую звёздочку. Если было непонятно – жёлтую или красную.

1 ряд встали – украшаем доску.

II вариант

Как вы думаете – что за небесное тело на картинке?

Оживите картинку. Если на уроке всё было понятно – нарисуйте лицо улыбающимся, если было трудно ваша Луна будет грустная.

– Спасибо всем за урок. Молодцы!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Почему Луна бывает разной? Учебник: Окружающий мир. 1 класс. Плешаков А.А. Учитель: Антипова И.И. Москва, 2016

Почему Луна бывает разной?

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной.

Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.

Луна сама не испускает света, она, как зеркало, отражает свет Солнца. Секрет Луны. Как она светит..

Что такое спутник? Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Земля больше Луны в 6 раз. Луна-это спутник Земли. Сравни размеры Земли и Луны.

Вращение Луны вокруг Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

А как ученые изучают Луну?

На Луне тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря, но в них нет воды. Тёмные пятна – это ровные участки. На Луне видны лунные кратеры. Они образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Что мы видим на поверхности Луны, глядя в телескоп?

Лунные моря. Сероватые пятна на Луне в старину люди считали морями. В этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя ученые теперь знают, что морей на Луне нет, но они решили не изменять названия на карте этой планеты.

Поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

Горные районы Луны. Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окруженные холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов.

Луноход. Автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.

Почему на Луне не живут люди? На Луне нет воздуха. Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.

День длится две недели, затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры + 130 градусов. Когда наступает ночь, камни быстро охлаждаются и мороз достигает температуры – 170. градусов.

1. Если тебе захотелось попрыгать, учти, что подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле,и падать будешь гораздо медленнее. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше. 2. Будешь прогуливаться – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарём. На Луне один наш день длиться 2 наших недели. 4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Там вообще нет воды, нет облаков, туманов и радуги. Дожди только метеоритные и каменные. 5. Не забудь, что разговаривать сможешь только при помощи Радиопередатчиков. Звуков на Луне нет. Это из-за того, что нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как днём поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а ночью охлаждается до -170 градусов. Несколько советов, улетающим на Луну

Спасибо за внимание!!